1 марта казахстанцы празднуют день благодарности, в память о поддержке, оказанной казахами, депортированным в казахские степи народам. Жертвами сталинского тоталитаризма стали десятки народов, в том числе и евреи. Посол Израиля в Республике Казахстан Эдвин Натан Ябо Глусман поблагодарил казахский народа за то, что оказали евреям поддержку в годы войны. Он отметил, что вне всякого сомнения, Казахстан стал убежищем для многих народов, включая евреев. Современная еврейская община Казахстана, в большинстве своем, состоит из последующих поколений тех людей, которые спаслись здесь от ужасов войны. Казахстан восхищает и удивляет своим терпением, открытостью, добрым отношением ко всем, как беженцам, так и заключенным. Благодаря казахскому народу и дети, и взрослые нашли здесь спасение и обрели вторую родину.
Говоря о благодарности, еврейский народ вспоминает прежде всего тех, кто помог избежать Холокоста. В годы Второй мировой войны в фашистских лагерях погибло более 6 млн евреев. В память об этом грязном преступлении против человечества ЮНЕСКО учредило День памяти жертв Холокоста (Шоа), который отмечается 27 января. Евреи особенно благодарят многих дипломатов, которые вопреки всевозможным ограничениям, в годы Второй мировой войны спасали людей на своей дипломатической работе, рискуя не только карьерой, но и жизнью. Специально для таких самоотверженных людей организацией «Яд ва-Шем» было учреждено звание «Праведник мира».
Господин Эдвин Натан Ябо Глусман рассказал о португальском дипломате Аристидисе Соуза Мендеш, который является праведником мира и спасал жизни многих евреев. По чудесному совпадению, этот дипломат оказался предком Посла Португалии в Республике Казахстан госпожи Марии Фатима Мендес.
Господин Посол рассказал истории о сложных пытках выбора, которые стояли перед простыми людьми.
Невозможные решения
Как изложить гигантские масштабы Шоа, потому что недостаточно упомянуть число жертв, более 6 миллионов. Это число невозможно охватить, оно огромно, это просто число.
Возможно, упоминая ошеломляющее количество детей, убитых во время Шоа (Холокост), - полтора миллиона, - мы сможем получить представление о геноциде. Но это еще одно огромное число, которое нелегко принять.
Мы также пытаемся, рассказывая историю отдельного человека, как бы взглянуть Холокосту в лицо, кого-то, с кем мы не можем отождествить себя, например, Анну Франк. Или мы говорим о культуре идиша, которая была уничтожена и практически является антропологическим пережитком.
Однако, есть факт, с которым начинаешь ощущать масштабы геноцида: если почтить минутой молчания каждую жертву Холокоста, молчание длилось бы 11 с половиной лет.
Однако невозможные решения, как евреев, так и неевреев, во время Холокоста способны дополнить картину трагедии Холокоста и морального банкротства человечества того времени. Дилеммы, с которыми кто-то сталкивается только в экстремальных, экстраординарных ситуациях и в жестокой реальности, где простой выбор означает жизнь или смерть. Экстремальные дилеммы, которые были обычным делом во время Шоа. Эти невозможные решения способны выделить, сконцентрировать и передать мрачное ощущение Шоа.
Ваш выбор
Эстер Френкель была подростком, работавшим секретарем в юденрате Лодзинского гетто в Польше. Юденрат был Советом евреев, созданным нацистами для управления гетто. Помимо прочих функций, этот совет отвечал за выбор людей, которых следовало, эвфемистически выражаясь, переселить, в соответствии с цифрами, предоставленными нацистами.
В сентябре 1942 года нацисты отдали приказ о депортации в гетто всех тех, кто не мог работать, детей, больных и стариков.
Нацистский директор гетто пришел в офис совета и вручил Эстер Френкель бланк для регистрации имен 10 человек, которые будут освобождены от депортации. В тот момент этому подростку предстояло решить, кто будет жить, а кто нет. Как правильно выбирать имена?
Эстер Френкель действовала так быстро, как только могла, она заполнила бланк на своей пишущей машинке, чтобы офицер подписал его на месте. Что она могла сделать? У нее была семья, был дядя, так что она должна была спасти его. Еще у нее был двоюродный брат… После добавления имен своих родственников остались лишние пустые места, она вписала имена своих соседей, вписала имя другого знакомого, у которого была маленькая дочь. Написала имена детей соседа по родному городу, которые раньше приходили к ним домой. Эстер Френкель никогда не отрицала, что использовала свое привилегированное положение для спасения своей семьи, но отчаяние матерей депортированных детей сопровождало ее всю жизнь. Как бы то ни было, Лодзинское гетто было ликвидировано в 1944 году, и все люди были депортированы в лагеря смерти.
Анжела и Франтишек Мело и их сын
До войны семья Ламм владела фермой в Нитре, Словакия, где у них было шестьдесят рабочих. Там работал Франтишек Мело. С нацистским вторжением вся еврейская собственность была экспроприирована, и в одночасье семья Ламм осталась на улицах без средств к существованию и без прав.
Франтишек Мело не бросил своего бывшего работодателя и предложил ему свой дом в качестве убежища. Следует помнить, что во время нацистской оккупации защита евреев было преступлением и каралась смертной казнью.
Однажды в 1944 году нацистские солдаты вместе со словацкими коллаборационистами прибыли в дом Мело, ничего и никого не нашли, но перед уходом они приказали сыну четы Мело явиться на следующий день в деревенское отделение полиции.
В тот вечер в скромном доме состоялась драматическая дискуссия. Было ясно, что если их сын не появится на следующий день, солдаты вернутся. В эпоху немногочисленных чудес еврейская семья может быть обнаружена при повторном поиске. С другой стороны, было также ясно, что молодого человека собираются жестко допросить.
Возможно, семье Ламм было бы лучше покинуть дом, но куда бы они пошли? После этого болезненного обсуждения Мелос решили, что еврейская семья не покинет дом, и их сын предстал перед нацистами на следующее утро.
Несмотря на жестокий допрос, молодой человек не раскрыл местонахождение семьи Ламм, которая оставалась в доме Мело до конца войны.
В 1979 году три члена семьи Мело были признаны государством Израиль праведниками народов мира.
Дилемма сопротивления
Тяжелые обстоятельства жизни в гетто вынудили их жителей вести ежедневную борьбу за выживание. Тысячи умерли от голода, холода и болезней. Физическое выживание было главной и ежедневной задачей для жителей гетто. Чтобы вступить в вооруженную борьбу, требовались титанические усилия. Большинство жителей гетто, включая детей, больных и стариков, были не в состоянии взять в руки оружие.
Тем, кто выбрал вооруженное сопротивление, пришлось мобилизовать фактически несуществующие ресурсы, чтобы действовать помимо элементарного физического выживания. Однако, если внимательно присмотреться к ужасным моральным и этическим дилеммам, с которыми они столкнулись, взяв в руки оружие, то можно увидеть, что эти дилеммы были настоящим вызовом.
Могли ли те, кто поддерживал вооруженное сопротивление, сбежать, зная, что они подвергают опасности свои семьи, свои общины из-за коллективных наказаний, проводимых нацистами? Должны ли они сражаться, несмотря на то, что часть населения гетто была настроена против вооруженной борьбы? Могли ли они позволить себе сражаться, зная, что ресурсы, выделенные на проигранную битву, могут быть использованы для спасения евреев внутри гетто и за его пределами?
В одном случае командир СС в гетто Радошковичи опознал беглеца и заставил отца беглеца выбрать одного из двух других своих сыновей для казни. В случае отказа, он пригрозил убить обоих сыновей. Отец решил сделать невозможное и сделал выбор. Той же ночью он повесился. Вероятно, это был легкий выбор.
Визы на всю жизнь
В 1940 году Аристидис Соуза Мендеш был португальским консулом в Бордо, во Франции, расположенном на одном из магистральных маршрутов одного из крупнейших перемещений людей в европейской истории. Как действовать? Выдать как можно больше виз? Должен ли он пренебречь инструкциями из Лиссабона, чтобы спасти жизни? Должен ли он обречь свою семью из 15 детей на нищету из-за своих решений? Напряжение довело его до нервного срыва, и он провел некоторое время в постели. Его религиозные и этические убеждения вывели его из состояния нервного срыва, и до нас дошла его фраза, одна из тех фраз, которые согревают душу: «Я предпочел бы встать с Богом против человека, чем с человеком против Бога».
Подросток, решающий, кто спасен, а кто осужден, - это тоже трагедия Холокоста. Ночь, проведенная родителями, зная, что на следующее утро их сына будут пытать, - это тоже трагедия Холокоста. Момент, в который отец должен выбрать сына для казни, - это трагедия Шоа. Нервный срыв и разрешение этических и моральных дилемм Аристидиса Сузы Мендеса – вот в чем трагедия Шоа.
После того, как он был отозван португальскими властями в Лиссабон, Аристидис покинул Бордо на своем огромном семейном автомобиле, под защитой пока еще дипломатического иммунитета. На родине его ждало внутреннее расследование, бюрократические процедуры и увольнение с дипломатической службы. Позже его семью поддержала еврейская община Лиссабона, его детей отправили в разные страны, в основном в Канаду, США (и Швейцарию), поскольку их не приняли для продолжения академической и профессиональной жизни в Португалии. Аристидис Соуза Мендес умер в апреле 1954 года.
Посол Аристидис Соуза Мендес получил звание Праведника народов мира в 1966 году. Затем были признаны и другие дипломаты из Швеции, Швейцарии, Чехии, Франции, Чили, Румынии, Турции, Японии, Эквадора, Бразилии, Германии, Великобритании, Италии, Испании, Нидерландов, Польши, Соединенных Штатов, Ватикана, Китая и других стран.
В заключении Господин Посол поблагодарил госпожу Марию де Фатима Мендеш за благородные действия члена ее семьи и выразил глубочайшее уважение и восхищение португальскому дипломату Аристидису Соуза Мендешу.