Последние события в Афганистане вызывает особое беспокойство не только у руководства страны, но и научно-экспертного сообщества и простых граждан страны. Как могут повлиять на Центральную Азию и Казахстан эти события? Чего ждать и к чему надо быть готовыми? Поэтому главный приоритет для всех сейчас - обеспечение безопасности в Центральной Азии. Научный сотрудник Института истории государства, кандидат политических наук Б.Р. Шериязданов рассказал порталу Qazaqstan Tarihy основные страницы истории взаимоотношений между нашими народами и государствами.
Афганистан – это крупнейшая страна Центрально-Азиатского региона, наш сосед и то, что там происходит, игнорировать нельзя. Население 38 миллионов жителей в два раза превышает население Казахстана. Национальный состав Афганистана полиэтничен: 40% населения составляют пуштуны, 36% - таджики, 10% - хазарейцы, узбеки - 8%, туркмены - 2% и оставшиеся 4% - представители других этнических групп.
В текущей ситуации руководство Казахстана подходит к вопросу решения проблем в Афганистане с присущим ему прагматизмом: особо не ввязывается в пекло событий, но при этом старается держать руку на пульсе. Основная ставка, судя по всему, делается на то, чтобы купировать проблемы и все исходящие от них в последующем угрозы на территории самого Афганистана, не дожидаясь, когда их придется решать непосредственно вблизи своих территорий. В этом ключе позицию страны четко обозначил президент Казахстана К-Ж. Токаев в одном из своих последних выступлений, когда призвал страны СНГ «не оставлять Афганистан». Он заявил, что «какими бы не были наши политические взгляды и личные убеждения, мы не должны оставлять народ Афганистана с беспрецедентными трудностями».
Рассматривая и анализируя историю казахско-афганских взаимоотношений на основе существующих историографических материалов можно условно разделить на следующие этапы развития:
- ранняя история взаимоотношений (60-х годов XVIII века Абылай-хан и Ахмаду-шах);
- советский период взаимоотношений (1979-1989 Афганская война с участием советских войск);
- Период независимости (с 1992 года установлением дипломатических отношений).
Как известно, на юге Казахского ханства в середине XVIII века появилось новое афганское государство, сменившее иранскую империю. Племена абдал, стоявшие у истоков независимого государства, поменяли свое название на дуррани (жемчужина), а Ахмад шах (жемчужина) принял титул Дурр-и-Дурран (Дуррани) - «жемчужина из жемчужин», ставший названием основанной им династии. Затем Ахмад шах подчинил всю афганскую землю в 1750 году, завоевал Хорасан, Панджаб, Кашмир, некоторые узбекские владения в 1750-1754 годах и в 1761 году приблизился к Дели. Держава Дуррани стала гигантским государством, занимала крупный торговый узел, связывавший страны Средней Азии, Ирана, Восточного Туркестана с государствами Южной Азии. Империя Дуррани простиралась на 2 100 тыс. квадратных километров и даже превысила свои масштабы, включая Францию, Италию, Испанию и Великобританию. По мнению современников, Ахмад покорил эту страну силами 80 тыс. постоянных, 200-300 тыс. набранных наемных войск, 2 тыс. легких и 40 тяжелых орудий. Между прочим, афганцы, помимо артиллерийского оружия, использовали ракетные установки «эрабан», огонь которых достигал 1 километра.
1760-е годы были самым могущественным периодом Афганского государства, его правителя Ахмада. При этом его государственные интересы не пересекались на востоке со страной-гигантом Китаем. Его основной причиной было то, что Китай уничтожил Джунгарское государство с лица земли и направил свои военные силы на юго-запад, в мусульманские страны.
Политико-экономическая ситуация в Центральной Азии претерпела коренные изменения. В 1756-1757 гг. казахи, в 1758-1759 гг. киргизы, узбеки сражались лицом к лицу с китайскими войсками. Именно в этот момент было закономерно особое усиление дипломатических отношений между шахом Ахмадом империи Дуррани и казахскими ханами, ханствами Средней Азии. Уже в начале 60-х годов XVIII века Абылай-хан направил послов правителям Средней Азии, Ахмаду-шаху и поднял вопрос о недопущении китайской экспансии. В 1762 году афганский Шах в письме к главному казахскому хану Абильмамбету открыто заявляет, что он знаком с анализом ситуации, под влиянием которого Абылай-хан посылает посольство в Китай. Абылай и другие правители обратились к Ахмаду с просьбой о помощи. После таких договоренностей афганский шах отправил своих послов в Китай. 18 ноября 1762 года император Китая, получив известие от афганцев, специальным приказом поручил пограничным главам проявить к ним особое уважение, предупредив о «первом посольстве афганцев, их большом и едином государстве». Афганское посольство, состоявшее из 40 человек, под руководством Кутчымыр-хана осенью 1762 года посетило Китай и выступило против враждебной политики империи Цин в Северо-Западном регионе Центральной Азии. Возвращаясь, посольство посетило казахские степи и представило ханам планы Ахмада шаха. После этого афганский лидер вновь отправил специальное письмо Абылай хану, в котором открыто говорил о создании военного союза в случае войны, о том, чтобы не помогать китайским войскам продовольствием, транспортом. В первой половине 1763 года Ахмад Шах действительно готовился к войне с империей Цин и отправлял новые посольства в казахские степи, Хиву, Бухару и Коканд с намерением создать военный союз. Можно сказать, что в афганском вопросе казахские правители сохранили внутреннее единство. Вскоре Абильмамбет-хан организовал в Туркестане совещание, в котором приняли участие представители трех жузов для обсуждения казахско-афганских вопросов. По данным Кульсары батыра, в нем собралось 6 тысяч человек. Как стало известно, многие приняли решение поддержать войска Ахмада Шаха, если начнется афганско-китайская война. Они также определили, чтобы Абылай хан отправил посла в Китай на переговоры. В письме Ахмад Шах Абылаю предупреждал, что Цяньлун направил посольство в составе 40 человек и отметил: «Богдыхан не имеет права распоряжаться народами мусульманской религии и другими подобными странами, такими как Кашгар, Жаркент». Все это свидетельствует о стремлении казахских правителей дипломатически урегулировать политику Китая и вести тесные переговоры с соседними мусульманскими странами для ее реализации. Казахское ханство, которое до этого времени держало многовекторный курс на сохранение независимости страны в среде двух гигантов – России и Китая, установило политические дипломатические отношения с шахом Афганистана, укрепившимся в трудные годы военных действий. Таким образом мирно разрешилось противостояние мусульманских государств Центральной Азии с империей Цин. Кровавую бойню не хотели ни казахи, ни узбеки, ни киргизы. Под влиянием заключенных на его пути внутренних соглашений и дипломатических отношений Китай не смог продвинуться дальше Восточного Туркестана. Времена совместной политики азиатских стран 1760-х годов, с Афганистаном, Ч. Валиханов оценивал, так «среднеазиатские правители на некоторое время забыли о взаимном споре и образовали союз, во главе которого правитель Кандагара избрал самого могущественного правителя Центральной Азии, основателя династии Дуррани Ахмета», «этот союз закончился безрезультатно, хотя благодаря этому союзу было приостановлено движение империй Цин, когда Китай собирался распространить свои границы до Ташкента, Сайрама, Созака и Туркестана». Правоту мнения Шокана сегодня полностью поддерживают и кыргызские историки. Архивные документы и вышеуказанные исследователи, глубоко знакомые с проблемой, доказывают, что взаимное согласие было достигнуто между 1760 и 1765 годами и что война была прекращена благодаря совместной дипломатической политике. Это была большая победа для того времени. Ахмад Шах, оказавший поддержку казахским, узбекским, кыргызским, уйгурским братским народам, направив посольство, привлек внимание Китая и поддержал надежные связи с Абылай-ханом, остался в истории как «защитник мусульман». Взвешенная политика казахских правителей, в том числе Абылай хана, с соседними странами, в XVIII веке сохранила единое государство, государственность, нацию.
Второй этап взаимоотношений между нашими странами был связан с советским периодом. Как известно в 1973 году, после сорокалетнего периода относительной стабильности, афганская монархия была свергнута. Пришедший к власти двоюродный брат короля Захир-Шаха, принц Дауд, объявил себя президентом. Его, в свою очередь, в 1978 году свергли марксисты из Народно-демократической партии (НДПА), сами вскоре начавшие междоусобную борьбу за власть. Однако при поддержке СССР их режим продержался ещё 14 лет, прежде чем страна окончательно погрузилась в пучину гражданской войны. Таким образом, конфликт в Афганистане продолжается уже несколько десятилетий. Он вызван и поддерживается множеством разных факторов, среди которых этническая разнородность, уровень религиозности, безграмотность, низкий уровень жизни, непрекращающееся вмешательство внешних игроков и т.д. Военный конфликт в Афганистане между правительственными силами страны при поддержке ограниченного контингента советских войск с одной стороны и военизированными формированиями моджахедов, которых поддержали отдельные государства НАТО и Пакистан, продолжался десять лет - с 1979 по 1989 годы. Казахстанцы участвовали в афганском военном конфликте в составе советского военного контингента. Число военнослужащих из Казахстана, направленных для выполнения интернационального долга в Афганистан в период с 1979 по 1989 годы, составило 21 239 человек. С 1979 по 1989 годы погибли 947 человек, получили ранения – 1 770. Точных данных о количестве погибших в этой войне афганцах не существует до сих пор. По некоторым оценкам экспертов, они составили от одного до двух миллионов человек.
После ухода советских войск гражданская война в Афганистане разразилась с новой силой. Оставшись один на один с исламистами, Кабул терпел поражение за поражением. Положение афганских властей стало еще более шатким после августовского путча 1991 года в Москве. В 1992 году Глава Афганистана того периода Наджибулла остался без поставок советского оружия. В апреле моджахеды заняли Кабул.
В истерзанном гражданской войной Афганистане на арену вышло новое исламистское движение – Талибан (организация, запрещенная в Казахстане). Его лидером становится Мухаммад Омар. Радикальные исламисты контролировали страну с 1996 вплоть до 2001 года. Как известно организатором и исполнителем крупнейших в истории терактов 11 сентября 2001 года была признана «Аль-Каида», ячейки которой находились на территории Афганистана. Однако Талибан (организация, запрещенная в Казахстане) отказался выдать США Усаму бен Ладена. В ответ на это 7 октября США начали операцию «Несокрушимая свобода» с целью свержения режима талибов и разгрома «Аль-Каиды». Международные силы содействия безопасности были созданы в Афганистане в декабре 2001 года согласно резолюции ООН «для обеспечения безопасности в Кабуле и помощи временному руководству страны». Численность контингента неуклонно росла до 2011 года, составив на пике более 130 тысяч человек, направленных из полусотни стран. Однако талибам удалось удержаться в труднодоступных регионах на юго-востоке и юге страны. Центральная власть контролировала лишь Кабул, регионы фактически перешли под управление полевых командиров участников Северного альянса. С 2003 года «Талибан» (организация, запрещенная в Казахстане) начал восстанавливать и увеличивать своё присутствие, используя в качестве базы зону племён на афгано-пакистанской границе, которую никто не контролировал. Интенсивность партизанской войны и террористической деятельности возрастала из года в год. После вывода войск коалиции 2021 году «Талибан» (организация, запрещенная в Казахстане) пришел к власти без особых трудностей.
Третий этап взаимоотношений - это период независимости. Казахстан установил дипломатические отношения с Исламской Республикой Афганистан 12 февраля 1992 года. Посольство Афганистана в Казахстане было открыто в 1993 году и сначала находилось в Алматы, а в 2005 году было передислоцировано в столицу Казахстана. В Афганистане с 2002 года действовала дипломатическая миссия Казахстана, которая в 2003 году была преобразована в посольство. Казахстан активно сотрудничает с Афганистаном в рамках таких международных организаций как ОБСЕ, ШОС, СВМДА, ОДКБ, ЦАРИКЦ. Казахстан оказывает финансово-гуманитарную поддержку и вкладывает инвестиции в экономику страны. В рамках регулирования и развития торговли между двумя странами была организована Казахстанско-Афганская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. Основная доля в экспорте приходится на пшеничную муку. В последние годы ее доля в экспорте превышает 60%. С 2007 по 2016 годы экспорт муки составил 1,79 млн долларов США. Кроме этого, Афганистан на постоянной основе закупает в Казахстане пшеницу, за 10 лет - уже на сумму 303 млн долларов США. Среди основных экспортных товаров изделия из черных металлов, химические препараты, ячмень, сигареты, удобрений и семян льна. Импорт Казахстана из Афганистана несколько неоднороден, его взлеты и падения по большей части скачкообразные. В сфере образования между Казахстаном и Афганистаном действует соглашение, согласно которому Казахстан выразил возможность с 2010 по 2017 годы принять на обучение 1 тыс. граждан Афганистана, из которых 700 человек в высшие учебные заведения, а 300 человек - в организации технического и профессионального образования. По данным Министерства иностранных дел Казахстана, сейчас в Казахстане обучается свыше 200 афганских студентов. В целом, Казахстан на постоянной основе прилагает гуманитарные усилия для снижения напряженности в Афганистане. Можно определенной мере сказать, все вышеперечисленные исторические перипетии способствовали активизации в Афганистане религиозных радикальных групп, желающих создать халифат в Центральной Азии. Подобные инициативы в основном выдвигаются таджикскими боевиками, которые хотят начать создание халифата с территории Таджикистана. Другая группа экспертов связывает выбор Центральной Азии с удобными возможностями применения методов экологического терроризма со стороны радикальных группировок. Таджикистан, 93% территории которого составляют горы, обладает одним из больших водных ресурсов в Центральной Азии. Многие трансграничные реки берут свое начало в горах Памира. На этих реках расположены гидроэлектростанции с крупными водохранилищами. Например, если одна из ГЭС в верховьях реки взорвется в результате террористического нападения, то обрушатся и ГЭС, расположенные, ниже по течению рек Пяндж и Амударья, угрожая затоплением территориям Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана и Казахстана. Кроме того, если будет осуществлено отравление этих рек, биосфере Центральной Азии может быть нанесен катастрофический урон, пострадает все население прилегающих регионов. Подобные потенциальные риски и угрозы со стороны деструктивных сил, расположенных на территории Афганистана, необходимо рассматривать в контексте вопросов, связанных и с движением «Талибан» (организация, запрещенная в Казахстане).
Следует отметить, что движение «Талибан» (организация, запрещенная в Казахстане) неоднородно с точки зрения религиозных и политических установок, а также по этнической принадлежности. Особенно сложной является его религиозная структура. В вопросах фикха «Талибан» (организация, запрещенная в Казахстане) придерживается Ханафитского мазхаба, по вопросам вероубеждения - учений Матуриди и Ашари. Вместе с тем «Талибану» (организация, запрещенная в Казахстане) удалось объединить и мобилизовать в свои ряды различные радикальные группы, часто с противоположными им религиозными взглядами. В частности, в их ряды влились различные псевдосалафитские организации, не признающие традиционные суннитские мазхабы. По имеющимся данным, сейчас в состав «Талибана» (организация, запрещенная в Казахстане) входят сторонники таких террористических и экстремистских организаций, как «Исламское государство», «Аль-Каида», «Лашкар-и-Тайба», «Джамаат-Ансаруллах», «Исламское движение Узбекистана», «Хизбут-Тахрир» и «Исламское движение Восточного Туркестана» (организации, запрещенные в Казахстане). Талибы смогли эффективно использовать консолидирующую роль ислама и найти оптимальные точки соприкосновения интересов различных групп. Среди объединяющих факторов: исламоцентризм, борьба с наркобизнесом, освобождение страны от западных сил и создание теократического государства. Эксперты особенно отмечают, что в Афганистане, на территориях с преобладанием суннитского населения, талибов встречали очень радушно, многие города и селения сдавались без боя. Есть основания полагать, что у «Талибана» (организация, запрещенная в Казахстане) пока нет единого мнения в плане политического развития, системного видения национального строительства. Они заявляют, что война в Афганистане - это национально-освободительная война и не нанесет вреда зарубежным, в том числе соседним странам. Однако, как мы видим, факты говорят о другом: экстремистские и террористические действия радикальных группировок - сторонников талибов на территории Афганистана - противоречат официальным заявлениям движения «Талибан» (организация, запрещенная в Казахстане). В рамках идеи халифата «Исламское движение Узбекистана» (организация, запрещенная в Казахстане) считает, что центром будущего халифата должна стать узбекская Фергана. Организация «Исламское движение Восточного Туркестана» стремится объединить Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая («Восточный Туркестан») и Семиреченский регион Казахстана («Западный Туркестан») для создания уйгурского исламского государства. Таким образом, цели и интересы группировок внутри движения «Талибан» (организация, запрещенная в Казахстане) выходят за границы территории современного Афганистана и направлены на захват регионов Китая и стран Центральной Азии. Несмотря на то, что пришедшее к власти в Афганистане движение «Талибан» (организация, запрещенная в Казахстане) всеми силами пытается урегулировать ситуацию внутри государства, исходящие от него угрозы, продолжают сохраняться. Создав временное правительство, талибы заявили, что полностью контролируют всю территорию страны, а с ней – и ситуацию в Афганистане. Но, судя по всему, выполнить обещания талибам пока не представляется возможным. Может быть, со временем это произойдет. Это касается и инклюзивного правительства, из-за чего на контакт с «Талибаном» (организация, запрещенная в Казахстане) отказывается большинство стран. Талибы еще не в состоянии контролировать территорию страны от радикальных террористических организаций, решать социальные проблемы населения: обеспечить его поставками продовольствия, восстановить финансовое обеспечение (заработные платы, всевозможные пособия и рабочие места) и работу объектов здравоохранения. Как отмечают многие эксперты, в условиях закрытых границ с соседними странами, замороженных финансовых активов государства, а также очень низкой урожайности Афганистан находится на пороге всеобщего голода. По данным ООН, почти половина из 38 миллионов афганцев уже столкнулась с голодом и недоеданием, многие оставили свои дома, продолжающаяся засуха сократила урожай в этом году почти вдвое. Возникают перебои с поставками горюче-смазочных материалов. Кроме того, на фоне уже явного продовольственного кризиса в стране наблюдается серьезная инфляция национальной валюты, а вместе с ней – рост цен.
Из всего перечисленного возникает важный вопрос: какую политику необходимо выстраивать Казахстану в отношении талибов?
В настоящее время Посольство Казахстана в Афганистане продолжает свою работу, несмотря на определенные риски. Это означает, что наша страна осознает риски и готова обсудить дальнейший алгоритм взаимодействия с руководством «Талибана» (организация, запрещенная в Казахстане). Первые дни после прихода к власти «Талибан» (организация, запрещенная в Казахстане) наше посольство помогало эвакуации кандасов и казахстанцев на историческую Родину. Руководство страны, учитывая сегодняшнюю военно-политическую ситуацию в Афганистане, приняло «промежуточное» дипломатическое решение, а дальнейшие события должны показать его целесообразность. Очевидно, что в настоящее время главный приоритет для нас - координация усилий по обеспечению безопасности в Центральной Азии и гуманитарная помощь простому народу через миссии ООН. В этой связи 5 августа текущего года состоялась консультативная встреча лидеров пяти стран Центральной Азии, в том числе для обсуждения вопросов, касающихся региональной безопасности в контексте ситуации в Афганистане. Учитывая текущую сложную ситуацию, делегация нашей страны во главе со Специальным представителем Президента по международному сотрудничеству Е. Казыханом посетила Кабул с рабочим визитом. Спецпредставитель Президента Казахстана провел встречи с представителями действующей администрации Афганистана. Были обсуждены вопросы оказания Казахстаном гуманитарной помощи афганскому народу и восстановления торгово-экономических связей. Глава казахстанской делегации отметил, что по распоряжению Президента К-Ж. Токаева в Афганистан доставлена гуманитарная помощь в виде 5 тысяч тонн муки. Он также передал предложение Казахстана о предоставлении афганской стороне отечественной вакцины QazVac против коронавируса. Афганская сторона была проинформирована о шагах, предпринимаемых Казахстаном совместно с агентствами ООН по дальнейшему расширению гуманитарных поставок народу Афганистана.
В свою очерет афганская сторона выразила благодарность за оказанную гуманитарную помощь и подчеркнула значимый вклад нашей страны в международные усилия по восстановлению Афганистана. В ходе встреч была выражена взаимная заинтересованность в восстановлении традиционных торгово-экономических связей и продолжении образовательных программ в Казахстане для афганских студентов. Представители действующей администрации Афганистана также с интересом восприняли предложение о поставках казахстанской вакцины. Е. Казыхан также встретился со Специальным представителем Генерального секретаря ООН, главой Миссии ООН по содействию Афганистану. Также важно отметить, предложение руководства страны о создании гуманитарного хаба г.Алматы для доставки помощи Афганистану были одобрены в ООН. В Алматы уже работает временный офис миссии ООН (ЮНАМА) и рассматривается возможность о передислокации в Алматы офиса миссии ООН по содействию Афганистану.
Таким образом, руководство Казахстана оказывает всемерную гуманитарную помощь и усилия по восстановлению и развитию Афганистана как традиционно дружественного государства со времен Ахмад шаха. Как показывает история взаимоотношений казахского и афганского народов, народов Центральной Азии мира, развития и процветания можно добиться благодаря согласованной позиции всех сторон региона без вмешательства или воздействия внешних сил.