30 лет назад Республика Казахстан утвердила новые символы независимого государства. 4 июня 1992 года на утреннем заседании парламента страны депутаты приступили к обсуждению проектов флага, герба и гимна одновременно.
В заседании принял участие Президент Республики Н.А. Назарбаев. Заседание вел председатель Верховного совета Республики С.А. Абдильдин.
О том, как это происходило, расскажет портал Qazaqstan Tarihy.
Вице-спикер парламента З.Л. Федотова слово предоставила руководителю рабочей группы по подготовке новых государственных символов Серикболсыну Абдильдину. Обращаясь к президенту страны, народным избранникам, руководитель рабочей группы подчеркнул, что «в обществе назрело понимание того, что Казахстану нужны атрибуты государственности нового типа и нового содержания: флаг, герб, гимн. Символика очень много значит в жизни независимого государства, общества. Она олицетворяет прошлое, настоящее, будущее страны, отражает ее особенности, идеи, принципы».
Он также отметил, что государственные гербы существуют тысячелетиями, символизируя цели и устремления каждой конкретной страны. А нынешний герб, по словам оратора, в основе которого лежит герб образца 1937 года, по своему замыслу базируется на государственном гербе бывшего Союза СССР и не отвечает требованиям времени.
На конкурс было подано 245 работ и 67 писем с предложениями проекта государственного герба. Среди представленных работ предпочтение было отдано проекту, авторами которого являются Малибеков Жандарбек Малибекович и Валиханов Шота Идрисович.
Описывая достоинства нового проекта, руководитель комиссии подчеркнул, что в основе художественного решения герба лежат шанырак, восьмиконечная звезда, мифологические кони и надпись «Казахстан». Образ эпического коня традиционного крылатого тулпара символизирует высоту полета, мечту о будущем. Высоко поднятые крылья коней оберегают шанырак общеказахстанского дома.
Вынесенные на рассмотрение депутатов проекты новых государственных символов Республики были одобрены Президиумом Верховного Совета.
Во время прений, одним из первых выступил депутат Н.Б. Сандыбаев. Он отметил, что «Верховный Совет «несколько опаздывает с принятием прежних символов», а нынешние символы несколько похожи на прежние символы».
Депутат Б. Қыдырбекұлы выступил критично, подчеркнув, что ему не нравится, что «грива лошади похожи на уши овцы».
Эмоциональным было выступление депутата А.Ф. Козлова, подчеркнувшего, что он «просто восхищен проектом нового герба. Авторы очень удачно выполнили его».
Депутат У.А. Джолдасбеков, обратившись к президенту страны, а также обращаясь в Президиум, сделал ряд серьезных замечаний. Он подчеркнул: «Шанырак здесь не виден, звезда как пятивосьмиконечная. Я окончил казахскую школу, неплохо знаю историю. Я никак не могу воспринять вот это животное – то ли это лошадь, то ли это вол. А причем здесь рога для лошади? Но здесь можно, конечно придумать, что рога – это символ силы, а у других народов, надо сказать, наоборот – отсутствие силы». Далее он едко заметил, что «у сильного мужчины рога никогда не будут расти».
Депутат Смаилов К.С. безоговорочно поддержал проект герб, лишь добавив, что «тулпары должны остаться с крыльями, без рогов».
Обстоятельно, с ценными замечаниями по проекту выступил депутат Т. Сулейменов. Как дизайнер, он сделал обстоятельный анализ проекта. Он заметил, что «моделью мира издревле считалась юрта - удивительное изобретение человечества, которое тысячелетиями не претерпело никаких изменений». Он обратил внимание на цифру «7», подчеркнув, что «пресечение трех образующих – шесть элементов и остов этого шанырака – это седьмой элемент. Цифра «7» присутствует как составляющая, как Конструктив.
Затем в прения вступил депутат Калматаев М.Д., который внес предложение «рассматривать символику в отдельности, иначе такой экскурс перебивает мысли».
Депутат Уркумбаев М.Ф. неожиданно выступил с заявлением, что предлагаемый проект герба не выдерживает критики и внес предложение обсуждения проекта герба снять». Его поддержал депутат Ш. Муртаза.
Выступивший затем депутат Васильев Г.Б. предложил внести в изображения герба колос, олицетворяющий хлеб.
После дебатов слово было предоставлено разработчикам Ш.И. Валиханову, С.И. Рустамбекову, которые дали обстоятельное разъяснение.
После перерыва слово было предоставлено председателю рабочей комиссии академику НАН РК С. Зиманову. Академик отметил, что комиссия работала довольно плотно, с января по май, заседали почти еженедельно. Как председатель отметил С. Зиманов, «я забыл, где я работаю, почти не бываю в институте, где получаю заработную плату», и так было четыре месяца.
В целях разработки концепции, комиссия часто приглашала на свои заседания специалистов разных профессии: нумизматов, археологов, историков, философов, и тех, кто в Казахстане занимался и разбирался в теории геральдики. В результате этих усилий была выработана определенная концепция, были просмотрены около 50 вариантов эскизов, проектов флага.
После обсуждений основными критериями были выбраны три эталона мировой практики, какими должны быть флаги и гербы. Первый принцип – историческая традиция. Флаг и герб должны отражать историческую традицию данного народа, данного государства. Второй мотив – государственность вчерашняя и государственность сегодняшняя. Третий мотив – критерий государственность должна развиваться как часть большого сообщества, мировой цивилизации.
При выборе изображений, члены комиссии не принимали демонстрацию мощи и силы, когда, например, изображали человека с натянутой тетивой, с саблей или мечом в руках, или держащего скипетр и орла. Так должен был быть цивилизованным, мирным, спокойным.
В целях демонстрации исторической преемственности, члены комиссии остановились на восьмигранной звезде, а не пятигранной или шестигранной.
Секрет восьмигранной звезды – шанырак. Шанырак – это не только остов верхней части юрты. Круг – это движение, замкнутая вечность, единение. Шанырак олицетворяет Великую цивилизацию, через которую прошли все народы, и которая дала миру великих людей, и отражает особенности кочевой цивилизации. По гербу государства можно судить о стране, о народе, об истории этого народа. Шанырак как раз, по замыслу разработчиков, это представляет.
Депутат Аксенов С.Г. предложил взять за основу прежний герб Казахстана и его доработать. Его поддержал депутат Жотабаев Н.Р. Причем депутат В. Чернышев предложил принять с доработкой прежний герб.
Депутат Такежанов С. предложил поддержать представленный проект.
В создавшихся условиях председатель поставил вопрос о внесении предложения рассмотреть проект герба, а вопрос о принятии рассмотреть позже. При проведении голосования, в предложенной редакции, проект герба был отклонен.
Далее в дебаты по поводу проекта герба вступили депутаты А. Алимжанов, В.В. Чернышев, У. Байгельдиев, а также культуролог Б. Байжигитов.
Затем выступил основной разработчик герба Ж.М. Малибеков. Он отметил, что «проект герба отражает историю и обычаи народов, мир и дружбу народов, живущих в Казахстане. Особенности этого герба: в середине шанырак, тулпар с красивыми рогами, вокруг шанырака лучи, как символ солнца. Сверху на гербе изображены крылья. … Он изображает символ единства. Шанырак, если даже совсем износился, никогда не выбрасывают. Он всегда находится в святом месте. Изображая его, мы хотели изобразить дружбу народов, единство. Не зря у нас говорят: «Шаңырак биік болсын». Это означает идеализированное понятие, чтобы наша Родина процветала и пользовалась авторитетом. Когда поднимают шанырак, много людей объединяются, чтобы поставить юрту, и каждый держит уык. Уык – это жерди, которыми поддерживают шанырак. Шестикрылый конь тоже является символом и идет из нашей древнейшей истории. На протяжении столетии его сравнивают с птицей, летящей с расправленными крыльями. Поэтому конь изображается с крыльями. В V – VI века этот символ уже существовал, и в то время наша отчизна действительно процветала. В этой связи мы хотели, чтобы традиции, идущие оттуда, имели продолжение сегодня. Вы думаете, почему именно тулпар? Чтобы он изображал наше будущее. В этом смысле мы изобразили тулпар. Каким бы не было солнце, оно должно ярко гореть».
Автор герба Ж. Малибеков сильно волновался. Тем не менее, выступление автора проекта было насыщенно важной информацией, пожалуй, из всех выступающих, он наиболее подробно разъяснил депутатскому корпусу идеи, заложенные в проект нового герба. Рога, изображенные в проекте герба, объяснял автор, несут много смысла – защита и поддержка. Рога символически поддерживали наш дом, чтобы они сумели защитить. Изображения этого животного с рогами, объяснял он, есть на головном уборе Золотого человека.
Выступивший затем А. Кекильбаев, поддержал проект Ж. Малибекова. Кекильбаев подчеркнул, что «проект данного герба – самое грамотное, потому что здесь присутствует язык геральдики. Центральная и единственная фигура – это шанырак, который является композиционным сосредоточием».
После голосования депутаты ушли на перерыв. Дебаты по принятию герба были продолжены на вечернем заседании.
Председатель Верховного Совета С. Абдильдин подчеркнул, что необходимый кворум имеется, в перерыве депутаты обменялись мнениями и сделали поправки к проекту. Например, «на гербе в середине, где уык шанырака, лучи сделать голубоватого оттенка. В конце, где надпись «Қазақстан» изображение сделать синего цвета, а «Қазақстан» написать золотыми буквами». Председатель шутя добавил: «с обратной стороны, как мы договорились, надпись: «Чернышев». Затем он попросил депутатов вернуться к первому варианту герба.
Здесь же депутат Арюшенко Л.А. заметил, что конь похож на единорога. В создавшихся условиях председатель слово предоставил Президенту страны Н.А. Назарбаеву.
Президент Н.А. Назарбаев высказал свои соображения таким образом: «я не считаю, что по гербу нам надо сильно спорить. Посмотрите на все гербы. Мне сейчас дали флаги и гербы. Вы знаете, что Великобритания всегда со львом, Российская корона и другие – с двуглавыми орлами. Поэтому не надо делать упор на то, какой это конь: рогатый, единорог и т.д. Символика характеризует народ, его стремления. Мы создаем впервые в нашей истории первый государственный герб, первую свою геральдику. Самое главное, что наша геральдика никакой другой не повторяет. Я бы считал нужным сделать такую поправку. Депутат Васильев правильно говорил, что если фоном флага будет небо, то флаг смотрится хорошо. Но сделать одну пятиконечную звезду по середине и фон сделать голубым. И в таком виде принять».
Председатель поставил на голосование герб в цветном исполнении. На экран появился герб и пятиконечная звезда в цветном исполнении. За данное изображение проголосовали 214 депутатов.
Выступивший следующим депутат Сартаев С.С. отметил: «Мне по душе, например, предложение Президента, когда он говорил о цветном гербе. Другое дело, что печати не получатся цветными, но зато на государственных зданиях, на всех сооружениях будет цветное изображение. Но с одним только условием. Не хотелось бы, чтобы на нашем гербе что-то напоминало, тоталитарную систему и что-либо из плохих пережитков прошлого. Пятиконечную звезду в России собираются сейчас менять. Теперь пятиконечная звезда прежде всего будет напоминать об общественной деятельности масонского движения. ... Поэтому хотелось бы, чтобы там была восьмиконечная звезда, которая будет отвечать традициям нашего народа: «Джигит должен быть одного характера, но с восьмью гранями». И давайте оставим восьмиконечную звезду».
Депутат Б.С. Айтимова предложила оставить голубой фон, остальное оставить золотистым, а звезду вообще убрать.
Затем Председатель предложил перейти к голосованию, а вопрос о звезде решить отдельно.
Депутат Обухов В.В. предложил звезду, серп и молот убрать, а нанести изображение земного шара. А на земном шаре ограничить сушу и море и пометить маленьким штрихом Республику Казахстан, чтобы весь мир на гербе видел Казахстан.
После голосования, 238 голосами изображение герба было утверждено. Завершая прения, председатель подвел итоги: «Уважаемые коллеги! Независимо от того, что какие-то предложения коллег по каким-то элементам герба не прошли, вы сделали громадное решение: приняли и утвердили герб, не похожий на существующие гербы в мире, а не только в соседних государствах».
Н.А. Назарбаев так охарактеризовал суть и смысл прошедшего: «Современные государственные и политические символы страны обозначают для казахского народа и представителей национальностей, населяющих республику, не просто замену старых, обветшалых атрибутов классового, тоталитарного общества. Это свидетельство окончательного поворота республики к построению демократического и правого государства, к созданию нового общества основанного на принципах суверенитета личности, единства его этнически многообразного народа».