Газета «Акмолинские областные ведомости» был официальным печатным органом Степного генерал-губернаторства. Она издавалась в Омске периодичностью два раза в месяц с 1871 по 1979 гг., а в период с 1880 по 1914 гг. – еженедельно. «Акмолинские областные ведомости» считалась одной из первых общественно-политических газет региона. Содержанием статьи, публиковавшиеся на страницах этой газеты, делились на два раздела. Так, первые страницы еженедельника были посвящены официальной части, т.е. приказам по Степному генерал-губернаторству, приказам военного губернатора Акмолинской области, новости с пометкой «От государственного банка», объявления о торгах и т.д. Официальная часть, между делом, мало касалась жизни коренного кочевого населения региона и отдавала предпочтение оседлому населению региона. Поэтому для нас особый интерес представляла неофициальная часть, т.е. короткие заметки о событиях прошедшей недели, в которых, по большей части, печатались новости, связанные с розыском казахов, обвиняемых в преступлениях, а также чрезвычайные происшествия (пожары, пострадавшие и т.д.). Портал Qazaqstan Tarihy ознакомился с архивом «Акмолинских областных ведомостей» и расскажет, о чем писала редакция общественно-политической газеты в 1900 году
Так, уже 26 января 1900 года на страницах газеты появилась заметка о розыске казаха Становской волости Петропавловского уезда Акмолинской области Бакыта Калибекова, которого подозревали в убийстве (1451 ст. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных). Санкция на его арест была определена еще 18 декабря 1899 года, однако предполагается, что ему удалось скрыться. В заметке также указаны приметы подозреваемого: «49 лет от роду, росту высокого, сутулый, волосы на голове и бороде русые, борода небольшое, лицо чистое и сухощавое, нос большой, глаза серые, уши большие, наклонение ушей вперед, других примет нет».
1 марта по предоставлению Акмолинского уездного начальника искали 28-летнего уроженца Ортавской волости Акмолинского уезда Ельчибая Койгельдина. В заметке сказано, что еще Указом от 6 марта 1896 года за №1297 он подлежал ссылке в «отдаленнейшие места Сибири». Эта короткая заметка не называла ни примет Койгельдина, ни предъявленных обвинений.
Через две недели Омский Окружной Суд признал несостоятельным купцом петропавловского купца Нуртаза Макина. Здесь же было сказано о наложении ареста на движимое и недвижимое имение должника и обращение к читателям помочь найти кредиторов Макина, которые сообщили бы о своих долговых требованиях на несостоятельного должника. В этом же номере газеты были объявлены в розыск казахи Черно-Иртышской волости 23-летний Рыкытпай Темербеков, 51-летний Умырбай Токсанов и 47-летний Богамбет Ажикенев. Всех троих обвиняли в преступлении, предусмотренном в 1641 и 1642 статье Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, а именно в грабеже и разбое, «соединенным с насилием или угрозами против ограбленного». Тем временем, в Таначинской волости Петропавловского уезда искали неизвестного человека, именовавшего себя Жакупом Джусуповым, которого обвиняли в нарушении лесного устава. В самом же Петропавловске продолжались поиски мещанина Алима Саирбаева Алинбаева (Алинбекова), обвиняемого в краже вещей на общую сумму в 1 рубль 50 копеек. Здесь даны скудные приметы обвиняемого: «росту 2 аршина 5 вершков, волосы на голове русые». К слову, на 1 рубль того времени можно было купить 25 буханок ржаного хлеба (по 400 граммов каждая) или 14 буханок белого (по 300 граммов), 6,5 килограмма молодого картофеля или 20 килограммов прошлогоднего.
В конце марта 1900 года скончалась некая жительница Полуденной волости Петропавловского уезда Рабига Айтхожина Масакбаева. Примечательно то, что в сообщении сказано, что она была супругой «чала-казака» и оставила после себя жилье в городе Петропавловск Акмолинской области, что не было обычным явлением в кочевом казахском обществе. Мировой судья Омского Окружного суда этой заметкой хотел возбудить интерес возможных наследников ее жилья. К слову, в этом же номере Полуденная волость Петропавловского уезда появилась два раза. Второй случай связан с крещенным казахом из Полуденной волости Чокатом Майгельдиным, после крещения принявшим имя Григорий Никифоров, которого обвиняли в растрате веще на сумму порядка 300 рублей некоего Алексеевского.
Во второй половине апреля мировой судья 1-го участка Кокчетавского уезда разыскивал Бийгожу Байгельдина, которого обвиняли в краже лошадей у крестьянина Симбирякова в Ишимской волости Акмолинского уезда. В случае нахождения Байгельдина требовалось выслать его в город Кокчетав для дальнейшего разбирательства. В соседней с Ишимской Восточной волости искали Кочегалы Утепова, который якобы украл кусок сукна из лавки купеческого сына Михеля Витенсона. Здесь были даны его приметы: «роста среднего, волосы черные с проседью, на голове шашечка, 40 лет».
26 апреля «Акмолинские областные ведомости» сообщили о банкротстве петропавловского 2-й гильдии купца Мухамеджана Маматова. В этом же номере искали родственников умершего жителя аула №5 Омской волости Омского уезда Тумамбая Матенова, чтобы организовать раздел его имущества. Также в газете была дана заметка о розыске казаха Спасской волости Акмолинского уезда, 36-летнего Хасена Джумабекова, которого обвиняли по 1641 статье в грабеже.
Интересно, что помимо непосредственно людей, обвиненных в преступлениях, в газете искали также утерянные вещи и предметы. Так, с помощью газеты и ее читателей петропавловский мещанин Негмаджан Ахметжанов Ярмаков надеялся найти вексель от 17 марта на сумму 200 рублей. А житель аула №5 Становской волости Кокай Камытпаев во время поездки в село Усламенка Ишимского уезда для покупки лошадей потерял «билет за №250 и 13 расписок на купленных лошадей», просил вернуть украденное, а с нашедшими поступить согласно букве закона. Бывало, кстати, и такое:
Однако же для розыска предполагаемых преступников газета использовалась все же чаще. Так, начиная с конца апреля до середины октября на страницах «Акмолинских областных ведомостей» искали хозяев винтовки, которая была отобрана при разбойном нападении на аул казаха из Чуйской волости Джусупа Джаназарова, а также Аубакыра Тенешева (аул №3 Кувской волости Каркаралинского уезда) Касена Тувганбаева (аул №8 Таинчинской волости Петропавловского уезда), Беке Утевлина (аул №3, Кокчетавской волости), Куана Молдина (Петропавловский уезд) и Байгона Идербекова (Кокчетавский уезд). Всех их искали в разное время, но все они были обвинены в краже лошадей и седел.
Вместе с тем, в сводках о событиях прошедшей недели в «Акмолинских областных ведомостях» часто публиковали заметки о пожарах, гибели скота. Многие из этих чрезвычайных происшествий касалась совсем еще маленьких детей, и заканчивались смертью.
Пожары были одной из самых распространенных проблем в жизни казахского общества. Из-за них погибал скот, уничтожалось имущество, умирали люди. К примеру, в ночь на 22 января, на зимовке Омара Копобаева, жителя Чирубай-Нуринской волости одноименного уезда, при кипячении самовара во дворе произошел пожар, который истребил двор, 300 копен сена, 9 коров и 1 верблюд. Двумя днями ранее, в 8 часов вечера, на зимовке Джабагы Кунангарина (Еременская волость) от вылетевшей из трубы на сено искры произошел пожар, которым уничтожил все надворные строения, избу, 500 копен сена, 30 голов рогатого скота, 7 лошадей, 3 козла, 200 пудов хлеба, 200 стоек, 80 перекладов, около тысячи жердей и разного домашнего имущества на 157 рублей. Всего убыток оценили в 900 рублей.
В ночь на 27 феврале пожар уничтожил кухню, 40 пудов пшеницы, 10 пудов муки, 3 кошмы, скотные дворы, 80 баранов, две головы рогатого скота, сто копен сена и разное имущество Аппергена Кочегулова, проживавшего на урочище Куламыс Кушмурунской волости. В марте от стихии пострадал Малдыбай Джансеитов (Атбасарская волость). Его ущерб оценили в 50 рублей, а в 350 рублей оценили ущерб Ибрая Енкебаева из Мунчактинской волости, который возник из-за плохого устройства дымовой трубы.
Пожары в Акмолинской степи случались постоянно:
9 апреля в №6 ауле в зимовке киргиза Омской волости Бектургана Утепова от напольного пожара сгорела одна деревянная и две дерновых избушки с надворными постройками.
В ночь на 22 апреля в 1 части г. Петропавловска неизвестно от чего загорелся угол дома киргиза Зерендинской волости Танабая Карабалина, но огонь тотчас же был замечен живущими в доме и немедленно потушен, так что убытков от пожара не имеется. Произведенным же на месте пожара дознанием выяснено, что пожар произошел от поджога, при чем обнаружено, что в угол дома неизвестно кем был заткнут пук зажженной соломы. Розыски лица, совершившего поджог, производятся.
7 апреля в Акмолинской волости Акмолинского уезда у киргиза Байтемира Темирбаева на зимовке его от дурного устройства дымовой трубы произошел пожар, которым истреблено жилое помещение, кухня и скотский двор. Убытка причинено на 85 руб.
У киргиза Кызыл-Кульской волости Атбасарского уезда Ниязбека Баймендина 18 марта в отсутствие его и жены Бебек из кухни, где был разведен огонь произошел пожар, которым уничтожена кухня, скотный двор и разные вещи, всего на сумму 120 руб. 50 коп.
20 апреля у киргиза Атбасарской волости Копея Байгутина от неизвестной причины сгорела зимовка, находящаяся близ речки Колутона.
«Акмолинские областные ведомости»
№24, 1900 г.
В газете «Акмолинские областные ведомости» за 1900 год описано еще 23 случая пожара в разных частях области и только один из них был оперативно потушен сбежавшимся народом (24 марта в станице Атбасарской). В некоторых случаях смогли установить виновников пожара. Так, во время пожара 10 октября в Ишимской волости на зимовке Закрия Сатпаева было истреблено тысяча копен сена и 150 сосновых жердей. Потерпевший подозревал в поджоге своих одноаульцев, Касена и Мусаина Тюлеуовых. А пожаром от 4 апреля в Актавской волости в доме Исы Тлеубаева и его жены была уничтожена сама юрта, имущество в ней, а также погибла малолетняя дочь Батима. Трагедия, как полагал Тлеубаев и его жена, произошла из-за их сына, трехлетнего Рахимджана, сидевшего в юрте около огня.
К слову, гибель людей во время пожара тоже не было редкостью. Тут можно упомянуть стихию в Чирубай-Нуринской волости, произошедшая ночью 3 июня у Исенбая Джусандыкова, которая унесла жизни двух малолетних девочек, а также трагедию в ауле №4 Кызыл-Кульской волости. Тогда казашка Улбала Алтайбаева около 11 часов дня, близ юрты кипятила воду. Ветром выбросило искру на траву, последняя моментально загорелась и подожгла юрту Алтайбаева. Она вбежала в нее спасти имущество, но на ней загорелось платье и от полученных обжогов она умерла через полчаса. Огонь быстро перешел на другие 6 юрт, которые уничтожили не только все имущество, но и спавшего в одной из юрт трехлетнего мальчика, сына Биримжана Бижанова, Тюлегена.
Что касается жертв неосторожного обращения с огнем, то только лишь в января 1900 года по этой причине погибло четверо детей до пяти лет. Так, 8 января в Еременской волости трехлетняя девочка Багиля, дочь Уваиса Итыбаева, получила сильнейшие ожоги от загоревшегося на ней от очага платья и погибла на следующий день. 12 января рубашки трехлетних Галимджана, сына Джусуна Бисембаева (Кызылтопракская волость), и пятилетнего Каримберды, сына Исы Суюндыкова (Еременская волость), загорелись от очага, а сильнейшие ожоги стали причиной их смерти. При схожих обстоятельствах 27 января погиб четырехлетний сын Шахмета Чокубасова Сыздык.
14 февраля в Мунчактинской волости от ожогов, полученных от кипевшего самовара, погиб трехлетний сын Максута Сапакова Джайма (умер через три дня). 24 февраля от свечи загорелось платье у девочки Ади, дочери Сулеймена Джундубаева (умерла через три часа). 27 февраля трехлетний Турсун из Терсаканской волости в отсутствие родителей подошел к топившейся печи и умер от ожогов на следующий день. А 1 марта погиб трехлетний сын Чалабая Мынсысбаева Умурзак.
В течение всего года жертв неосторожного обращения с огнем становилось только больше.
23 марта сын киргиза Акмолинской волости того же уезда Исабая Бертысова Анапия 1,5 года, в отсутствие родителей по домашним делам, пробрался к топившемуся очагу, где от загоревшейся на нем рубашки получил сильные обжоги и того же дня умер.
15 апреля в Еременской волости Акмолинского уезда дочь киргиза Баста Давлетпаева Ками в отсутствие родителей ее на двор для доения верблюдиц от загоревшейся на ней у топившегося очага рубашки получила сильные обжоги, от которых того же дня умерла.
8-летняя дочь киргиза Пресногорьковской волости №6 аула Петропавловского уезда Касена Джувандыкова Сагиля во время сна в юрте, задев ночью горевшую лампу, уронила ее, разлившийся керосин облил девочке платье, которое и загорелось. Девочка выбежала на улицу, где ее едва поймали, разорвали на ней платье, но тело сильно было обожжено, отчего она умерла на другой день.
3 октября в Ишимской волости Акмолинского уезда дочь киргиза Алтыбая Пушпакова Кульшария 5 лет в отсутствие родителей из зимовки получила сильные обжоги, вследствие загоревшейся на ней рубашки, от коих 4 октября умерла.
3 октября сын киргиза Кызылтопракской волости того же уезда Ахмета Сагалбаева Смаил, 5 лет, в отсутствие родителей, сидевший около разложенного в кухне огня, получил сильные ожоги от загоревшейся на нем рубашки, от коих 4 октября умер.
«Акмолинские областные ведомости»,
1900 г.
С наступлением теплого времени года учащаются случаи утопления. С мая по август 1900 года газета написала о десяти случаях гибели казахов в воде. 8 мая в речке Баймурза-карасу утонул Сагандык Чамыкин, 7 мая, купаясь в пруде, утонула жена Джусупа Акчулакова Даржан, 15 мая в речке Ак-Тасты утонул Джумабек Тюлеубаев и т.д.
5 июня в Мунчактинской волости Акмолинского уезда на уроч. Дамса киргизка Калбибиша Балабекова, купаясь, утонула.
В р. Кылчактинке утонул 5 июня киргиз Кокчетавской волости Кокчетавского уезда Ахмедияр Джитпыспаев, 17 лет от роду.
14 июня в 1 ч. Г. Омска в реке Иртыше, купаясь, утонул сын дворянина Ибрагим Кульмаметьев, 45 лет, труп которого найден.
15 июня киргизка №9 аула Пресновской волости Петропавловского уезда Зелика Джанкулова утонула в озере при селении Петровском, во время черпания воды ведрами.
21 июня во 2 части г. Омска около 8 часов вечера, купаясь в реке Оми утонул сын киргиза Омской волости Латып Кунаев, 8 лет. Труп его найден.
12 мая в Актавской волости Акмолинского уезда сын киргиза Рымбека Аралбаева Искак, выпасывая ягнят, в одном отдаленном от аула колодце утонул. Труп его найден.
2 августа в Кызыл-топракской волости Акмолинского уезда дочь киргиза №1 аула Момуна Ибраева Кафиза 5 лет в 8 часов вечера утонула в станице р. Карасу.
«Акмолинские областные ведомости»,
1900 г.
Несчастные случаи тоже унесли немало жизней акмолинцев. Так, 2 марта Джексыбай Каржаубаев из Джездинской волости Атбасарского уезда совместно с племянником Кутембаем Дюсенбиным из-под снега лопатами добывали подножный корм для скота. Кутембай Дюсенбаев, желая отогнать баранов, бросил в них лопату, которая попала в голову Джексыбая, который скончался через три дня. 28 марта при падении с лошади погиб 16-летний Джолдугул Мустаев из Коржункульской волости. 21 мая Бозган Айдабулов из Терсаканской волости скакал на лошади. Лошадь споткнулась, упала на передние ноги, а Айдабулов напоролся на заостренный шест, который держал в руках. Шест прошел насквозь, через живот с левой стороны, на уровне селезенки. Пострадавший был доставлен в приемный покой 23 мая с ясными симптомами воспаления брюшины. В медицинской помощи, за отсутствием врача ему было отказано, отчего родственники увезли его обратно в аул, где на другой день умер.
10 июня пятилетний мальчик Петропавловской волости Нурахмет Касымов был ушиблен в голову лошадью, отчего и умер через два дня. 1 июля в Ортанской волости Акмолинского уезда Байсак Тюлеубаев при перекочевке из-за неосторожного обращения с заряженным ружьем совершил самострел.