Одним из видов казахской охотничьей традиции является охота с гончими. О нем сложено множество легенд и сказок. Одним из пяти персонажей сказки «Бес сырттан» был кумай тазы - борзая. Ученые говорят, что первым в истории человечества одомашненным животным была собака. И в жизни казахского народа также велика роль собаки. Собака признана одним из семи святых, одним из семи сокровищ, а ее роль в жизни поднялась до культового образа. В этой небольшой заметке мы расскажем о традициях казахской псовой охоты.
Как уже было сказано выше, у казахов особенный взгляд на статус четвероногого друга. Многолетняя кочевая история и охотничья жизнь казахского народа значительно повысили ценность собаки. Животное считается другом человечества, надежным спутником, помощником, она также является глазами и ушами, оберегающими от беспощадного грабителя-вора и голодных волков. У казахов существует множество пословиц и поговорок связанных с собакой, например, «Опасыз достан ит артық» (Собака лучше вероломного друга), «ит ырысты қорғайды» (собака охраняет счастье), «ит қораның иесі, ырыстың киесі» (собака – хозяин хлева, покровитель достатка/счастья). О том, почему собака близка людям, ходит много казахских легенд, расскажем об одной из них.
Почему собака стала особенно близка человеку? Существует легенда, что Аллах-Всевышний, прежде чем создать человека и вдохнуть в него жизнь, замесил глину, и поставил ее сушиться на солнце. В это время к ней все время подходила корова и терлась об нее. Шайтан, увидев это, удивленно спросил у ангелов:
– Ей, ангелы, что это за черные вещи там висят?
Ангелы ответили:
– Эти любимые рабы Аллаха, их зовут «человек». В будущем они будут править миром. Когда Всевышний сотворит их и даст им жизнь, Он прославит их, возвеличит их честь и сделает их более почетными, чем что-либо еще в мире.
Услышав это, шайтан был поражен и позавидовал тому факту, что создание из глины превосходит его:
– Я был сотворен гораздо раньше их и из пылающего огня. Как же так, сотворенные из какой-то глины, будут превосходить меня? Как будут хозяевами всей земли? – возмутился шайтан и решил поближе посмотреть, что же это за чудо.
Подойдя вплотную к человеку, он принюхался к его пупку. В тот же миг пупок начал портиться. О случившемся ангелы донесли Аллаху. Аллах отрезал пупок у человека, сделал из него собаку, вдохнул в нее жизнь и приказал: «Существуй навечно вместе с человечеством и охраняй моих любимых рабов». А шайтану сказал: «Поклонись человеку и смой свою вину». Шайтан сказал: «Я сотворен из пламени, я выше человека, поэтому я не буду ему поклоняться». За это Аллах прогнал его из рая. Вот поэтому говорят, что собака близка к человеку, злится на коров, а шайтан против человека.
Как правило, и охотничья, и сторожевая собаки воспитываются с щенячьего возраста. Как только щенок поднимает грудь и открывает глаза, его приучают определенному порядку, устанавливая время ежедневного кормления, пробуждения. Собакам дают прозвища и обучают к коротким командам «ложись, встань, беги, стой». Обычно нет разницы между воспитанием и дрессировкой собак. Разница в том, что щенков обучают более легким и простым формам воспитания и дрессировки, а собак – более сложным, и обучают до неукоснительного принятия воспитания и условных рефлексов.
Кроме того, необходимо учитывать особенности робости и самолюбия собак. То есть при дрессировке собак, при хорошем выполнении предписанной команды, нужно давать по кусочку хлеба, по кусочку мяса, поощрять и хвалить.
В вопросах кормления надо быть максимально осторожным, чтобы они поддерживали хорошую физическую форму, не полнели, но и не худели. В противном случае воспитание и обучение усложняются. При кормлении каждой собаке (кроме щенков) необходимо давать пищу 1-2 раза в сутки и давать несколько питательных кормов, приготовленных на костном бульоне. Мясо и рыбу по возможности желательно варить. А различные молочные продукты (кефир, простокваша и т.д.) и яичные корма будут более гармоничными, если их давать 1-2 раза в неделю.
Помимо вышесказанного, нужно давать собакам грызть кости, от этого у собак пополняются кальциевые компоненты, зубы становятся более острыми, укрепляются кости, улучшается пищеварительная система, повышается сопротивляемость к болезням.
Таким образом, целенаправленно научно откормленные собаки становятся выносливыми, благородными, приобретают способность сдерживать себя.
В настоящее время во многих странах появились специальные клубы по дрессировке и воспитанию собак. Они разводят различных собак на основе обязанностей, которые исходят из различных хозяйственных потребностей и целей (спорта, цирка и военного дела).
Воспитание проходит в четыре этапа:
1. Подготовительный период. В тот период щенкам дают имена, и учат, чтобы они немедленно откликались на свои имена, учат простым командам: «лежать, встать, иди».
2. Этап обучения подчиненности. В этот период у собак воспитывают рефлекс безусловного подчинения хозяину, учат выполнять все его команды.
3. Этап выполнения целей и интересов. На этом этапе собак используют для конкретных целей, развивают, формируют и тренируют условные рефлексы.
4. Этап обучения выходу из сложной ситуации. В этот период собак тренируют навыкам противостояния, как спасать и спасаться, когда кричат люди. Одним словом, в зависимости от специфики каждой собаки, области, в которой она используется, одних обучают поисковой работе, а других - спасать людей в различных чрезвычайных ситуациях, третьих учат охранять двор и стадо, а четвертых учат охоте.
Дрессировка охотничьих собак – это отдельное искусство. Существует несколько способов дрессировки охотничьих собак: прямая дрессировка, косвенная дрессировка, одиночная дрессировка.
Псовая охота казахского народа – это сам по себе интересный мир, источник неиссякаемых историй. Опытные охотники за день до охоты готовят своих лошадей, борзых, на следующий день выходят на охоту, взяв с собой нескольких джигитов, хорошо знающих места обитания волков, медведей, барса.
После выезда из аула и прибыв к месту назначения, в зависимости от особенностей зверя, на которого будет охота, людей и собак разделяют на несколько групп: выбивщик, разведчик, преследователь, кто-то преследует, кто-то охотится, кто-то караулит. Пойманного зверя, если это волк, лиса или рысь, дарят старшему по возрасту, который вместе с ними вышел на охоту. Если поймали косулю, газель, антилопу, то его отвозят в одно удобное место и готовят из него пищу.
Когда охотники видят животное, они немедленно преследуют его с собакой, преследуют его всеми своими лошадьми и пытаются напугать животное, вызвать в нем панику. В противном случае хищный зверь может застать собаку врасплох или скрыться. Погоня за зверем очень увлекает.
От особенности местности охота может продлиться на 5-10 километров, иногда и до 40-50 километров.
Одинокие охотники выходят на охоту на несколько дней, ловят нескольких животных, а затем быстро возвращаются в аул. Часто они охотятся на и мелких животных, таких как лисы и барсуки.
Напротив, охотники, которые устраивают групповые охоты, часто охотятся на крупных хищников, таких как медведи, волки, леопарды, и охотятся на оленей, джейранов и антилоп только для пищи в пути. Они не трогают одиночного зверя, беременную самку и священных птиц, таких как лебедь.
У казахов существует несколько видов охотничьих собак: сырттан, арлан, мойнақ, шұбар, алажақ, алажан, сетер, малдық, төрес, қайтпас, бек, шартық, саяқ, томпақ, тайған, құмай тазы. Все они имеют свои особенности.
Самый лучший друг охотника – это тазы и кумай тазы. Тазы (борзая) – одна из самых быстрых пород охотничьих собак. Кости у борзых длиннее, чем у обычных собак, ноги длиннее и стройнее. Шерсть гладкая, устойчива к жаре, холоду и голоду. Цвета обычно однородные: белый, желтый, серый и черный.
Кумай тазы – одна из редких ценных пород быстрых и талантливых охотничьих собак, которая высоко ценится казахскими охотниками. Кумай тазы стройнее обычных борзых и выглядят так же красиво, как скаковые лошади.