Древнейшим надежно датированным прямым предком человека является Homohabilis. Самые древние находки Homohabilis датируются в 2,4 млн. лет. Они были сделаны в Олдувайском ущелье в Восточной Африке. Иногда вместе с костными останками находили примитивные, но намеренно изготовленные каменные орудия, за что Homohabilis и получил свое наименование – "человек умелый", а индустрия олдувайской или олдованской. Самые поздние хабилисы жили примерно 1,7 млн. л. н. Архантропы (Homoergaster и Homoerectus) появились на свет около 1,8 млн. лет назад, судя по находкам на восточном и западном берегах оз. Рудольф (Туркана) в Кении. Первые полмиллиона лет своего существования эректусы провели в Африке, совершая иногда более или менее продолжительные экскурсии в соседние районы – на Ближний Восток и Кавказ. Эпоха архантропаполучила название ашель, поместонахождению близ бывшего пригорода Амьена Сент-Ашель во Франции, в долине Соммы. К этому времени относятся первые следы жизнедеятельности человека на территории Казахстана: Борыказган, Танирказган, Кызылтау и др. Эпоха существования неандертальского человека и его материальной культуры называется мустье. Она совпадает с началом позднего плейстоцена. Наибольшее количество известных палеолитических памятников в Казахстане относится к эпохе мустье. На долговременных стоянках-мастерских и охотничьих лагерях сохранилось огромное количество орудий труда и оружия, что позволило выделить культуры: мустье типичное (Кошкурган, Чингиз), леваллуа-мустье (Актогай, Семизбугу, Хантау и др.), мустье ашельской традиции фации леваллуа (Семизбугу), мустье ашельской традиции фации нелеваллуа (Семизбугу), мустье зубчатое (Бурма), леваллуа-ашель II (Шахбагата, Жалпак, Кудайколь и Карсор) Поздний палеолит охватывает время от 35—30 тыс. лет до 12—10 тыс. лет назад. Это время широкого расселения человека по всем климатическим зонам земли и формирования рас и расовых групп. Существует непосредственная связь между появлением человека разумного и дальнейшим развитием материальной и духовной культуры человеческого общества эпохи позднего палеолита. Это явление непосредственно связано с прогрессивным развитием общественных отношений, процессом формирования родовой общины, возникновением рода как первой специфической формы общественной организации человеческого коллектива. Предполагают, что родовая организация была повсюду матрилинейной и матрилокальной, а женщина занимала главенствующее положение в общине. Материнский род, таким образом, представлял собой экзогамную группу людей, объединенных узами кровного родства между собой и общим происхождением по материнской линии. Высокое положение женщин в общественной жизни определялось также спецификой общинного домашнего хозяйства, ролью женщины в семье как продолжательницы рода. Не случайно в идеологических представлениях древних людей возник культ женщины — родоначальницы и хозяйки очага. Мировоззрение человека эпохи позднего палеолита усложнилось. Получил распространение культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в получение власти над животным через овладение его образом-символом. Полагают, что универсальным орудием магии было появившееся в это время яркое первобытное искусство. Представления о душе и загробной жизни человека как продолжении земного существования вели к появлению сложных обрядных церемоний. Тело умершего посыпали красной охрой, грудь украшали ожерельями из просверленных раковин и клыков хищника, ноги — браслетами из бивней мамонта, одежду расшивали гирляндами бус. Вместе с погребенным клали изделия из кремня, и кости. По сравнению с памятниками предыдущего периода стоянок того времени обнаружено мало. В Восточном Казахстане известны стоянки Канай, Свинчатка, Пещера и Ново-Никольское7. Наибольший интерес представляет стоянка у деревни Пещера. Стоянка Пещера находится на правом берегу Бухтармы у входа в пещеру, расположенную на краю мыса, входом на запад и представляет собой два грота, объединенных навесом. С. С. Черников в результате разведочного раскопа на глубине 30-50 см в восточной части раскопа в 60-170 см в западной обнаружил палеолитические изделия, среди которых скребок с круговой ретушью, обломок ножевидной пластины, ножевидное орудие, нуклеус пирамидальной формы со следами сколов, отбойник и отходы производства из черного кремния и зеленоватой кварцевой породы. Кроме того, обнаружены обломки костей животных: носорога, бизона, пещерного льва и др. Характер орудий позволяет датировать стоянку верхним палеолитом. В верхнем палеолите обработка каменных орудий была более сложной: скалывались тонкие пластины с нуклеусов, которые предназначались в большинстве для вкладыша в костяные и деревянные оправы, а затем использовались как гожи и скребки. Широкое применение получила и отжимная техника, позволявшая получать орудия с тонким лезвием, например, наконечники копий дротиков. С 1980 по 1983 гг. автором велись раскопки на Иртыше — стоянке Шульбинка, обнаруженной в Ново-Шульбинском районе Семипалатинской области. Среди 5000 каменных изделий в большом количестве присутствуют скребки на отщепах и пластинах, острия, резцы, проколки, нуклеусы разновидных форм и отходы производства. Кроме каменных изделий обнаружены очаги, сложенные из галек, слой золы, а вокруг очага на значительном расстоянии находились темные пятна небольшого диаметра и округлой формы. Не исключена возможность, что это остатки деревянных столбов, являвшихся основой жилища. Удобное расположение местности, высокая терраса, река, лес — все это притягивало человека, а спасаясь от палящего солнца и дождя в летнее время, он строил себе легкие временные жилища, о чем свидетельствуют темные пятна и очаги. Помимо культурно-бытовых остатков обнаружено погребение человека, который был помещен в скорченном положении на левом боку и ориентирован головой на запад. Скелет очень плохой сохранности, поскольку залегал неглубоко, но сам факт нахождения его заслуживает внимания. Основным сырьевым материалом для изготовления орудий на стоянке Шульбинка служили халцедон, яшма, кремень и горный хрусталь. Как видно, по сравнению с предыдущими периодами каменного века использовалась разнообразная порода и не только местного происхождения. Коллекция находит аналогии в стоянках Алтая и Сибири, что позволяет их датировать возрастом 30-25 тыс. лет. На территории Казахстана полностью изученных памятников позднего палеолита немного, но имеющиеся материалы дают возможность проследить непрерывность развития материальной культуры людей древнекаменного века, а также процесс заселения территории Казахстана