Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Младший лейтенант госбезопасности

2438
Младший лейтенант госбезопасности - e-history.kz

Как-то в интернете  я наткнулась на отклик Болата Кабиевича Утебаева – он разыскивал  своего двоюродного брата Уали, признанного в 106-ю кавалерийскую дивизию. Затем нашла в газете «Прикаспийская коммуна» статью профессора Атырауского института нефти и газа Афанасьева В. о поисках своего земляка Уали Утебаева. Не скажу, что найти их было легко – помогла  пресс-служба областного акимата Атырауской области. Так удалось установить имя Уали Утебаева.

У деда Утебая было 5 сыновей: Гусман, Омар, Кали, Каби и младший Сафи. Все они  с 1916 года  в разное время  проработали на нефтяных промыслах Эмбы и Мангышлака.

Уали Утебаев, сын самого старшего из сыновей Утебая, родился в 1913 году в селе Карабау Кызылкогинского района. Его отец  вместе с другими односельчанами в 1916 году устроился на работу на нефтепромысле Доссор. Тяжелые условия труда «тартальщиком», когда приходилось при помощи желонки (куска трубы, запаянной с одной стороны), вручную поднимать нефть на поверхность, сильно подорвали его здоровье. И он умер в 1919 году. Осиротев в 6 лет, Уали рано повзрослел. Благодаря материнской заботе и братьям отца выжил. Здесь же, на нефтепромысле Доссор,  учился в ФЗУ, по окончании его сначала работал учеником слесаря, затем слесарем. В 1933 году в числе первых 22-х выпускников Гурьевского горно-нефтяного техникума получил специальность техника-механика.

Смышленого паренька приметили и назначили заведующим учебной частью Доссорского ФЗУ. Затем Уали довелось поработать и помощником директора Транспортной конторы треста «Эмбанефть». Он очень хотел учиться дальше. В 1934 году поступил на нефтяной факультет Азербайджанского индустриального института. В 1939 году  был принят в ряды ВКП(б). И в этом же году, после 4-го курса, его мобилизуют в органы НКВД и определяют оперуполномоченным 1-го отделения ЭКО НКВД.

В феврале 1940 года Утебаев окончил Высшую школу НКВД в Москве и направлен на работу в город Ашхабад: назначен начальником 1-го, затем 2-го отделения КРО НКВД Туркменской ССР. Приказом  НКВД СССР от 30 августа 1940 года № 1189 Уали Утебаеву присвоено звание младшего лейтенанта.

24 июня 1941 года, это был третий день войны, Уали Утебаев получил приказ о командировании  в распоряжение 3-го отдела  Средне-Азиатского военного округа (САВО). Он был направлен в Иран. В письме родным из города Мешхед 18 сентября 1941 года он писал: «Отделяют от вас  Копетдагские хребты, Каракумская пустыня. До границы родной земли 300 км. Как бы дорого я заплатил за непродолжительное пребывание в родном краю, в Доссоре, где вы добываете нефть для нашей доблестной Красной Армии. Да, стране  нужна нефть, добывайте же ее столько, сколько требуется  нашим боевым машинам, чтобы они без устали, водимые нашими бойцами, помогли уничтожить фашистских захватчиков. Выполняя волю Советского правительства, защищая интересы всего советского народа и, в первую очередь, наших  братьев азербайжанцев и туркмен, ликвидировали опасность на наших южных границах. Представляя себе, чтобы осталось от этого города с множеством частных лавочек,  если бы вступили сюда фашисты. Наши бойцы, проникнутые уважением  к свободе других народов, не только не допускают  элементы мародерства, а делятся с населением своими скромными пайками. Жители с благодарностью отзываются о поведении наших бойцов – в этом залог нашей победы. Только вы обеспечьте нас горючим, и мы победим!».

Уже другим распоряжением САВО Уали Утебаев был откомандирован с 20 марта 1942 года в распоряжение 106-й кавалерийской дивизии, назначен заместителем начальника особого отдела (ОО) НКВД этой дивизии.

Пропавший без вести

«Исключить из списков личного состава, как пропавшего без вести на фронте Великой Отечественной войны:

Младшего  лейтенанта гос. безопасности УТЕБАЕВА УАЛИ ГУСМАНОВИЧА, заместителя начальника  ОО НКВД 106-й кавалерийской дивизии с 1942 года.

Начальник Главного управления контрразведки «СМЕРШ» НКО генерал-полковник Абакумов.   8 мая 1947 года».

(Источник:  Выписка из приказа начальника Главного управления контрразведки НКО «СМЕРШ»  № 220 от 16 мая 1946 года гор. Москва).

В приложенной к приказу копии личного листка отражены данные Уали и сделана приписка, что «матери Агибаш назначена пенсия  за сына Утебаева У.Г.  по должности заместителя ОО НКВД 106-й кавалерийской дивизии». Пенсия действительно выплачивалась матери пожизненно.

Из иранского города Мешхет Уали Утебаев был командирован в Семипалатинск, где формировался 288-й кавалерийский полк 106-й кавалерии. В письме брату Сафи от 7 апреля 1942 года  он писал, что выехали из Семипалатинска и на днях ждут отправки на фронт. В следующем письме от 19 апреля  1942 года он писал, что они уже в дороге. В этом письме было фото, где они вместе со своим братом снялись в Москве. Он просил передать фото матери. Больше от него не было никаких вестей.

После войны много лет в поисках сведений об Уали потратил его двоюродный брат Махмуд Айтбаев. Сейчас поиск продолжает его двоюродный младший брат, Почетный разведчик недр РК, первооткрыватель месторождений нефти и газа Утебаев Болат.

В 2002 году издательство «Өлке» (Алматы) выпустило книгу бывшего военнопленного (реабилитирован в 2006 г.) Бейисова Гайпена «Судьба, прошедшая через ад», где приводятся следующие воспоминания: «…некоторых из числа военнопленных, кого руководство лагеря считало ненадежными для отправки в Туркестанский легион, в особенности казахов, отправили то ли в концлагерь, то ли на расстрел. Их потом никто не видел». Из них он вспоминает Сулейменова, Асанбаева, Курмашева, Бигалиева, Утебаева Уали, Наурызбаева, Садуакасова Амрина, и дальше пишет: «Вышеуказанные отважные патриоты создали комитет под названием «Преданные Родине» и, несмотря на свою малочисленность, созданный ими комитет много сделал для Советского Союза».

25-го апреля 2005 года газета «Прикаспийская коммуна» опубликовала статью «Одиссея рядового Наурызбекова». Статью автор Жанар Блялова начинает словами: «Немало в истории белых пятен, которые требуют детального изучения. Между тем ведь история – это судьбы людские, которые оказываются в водовороте самых разнообразных событий. На поворотах судьбы нам встречаются разные люди, участники и свидетели великого и удивительного события – Жизни. Человек непростой судьбы, участник Великой Отечественной войны – Жолдас Наурызбеков уцелел и закалился не только на полях сражений, но и в адовых кругах лагерей для военнопленных сначала на Западе, потом и на Родине. Немало лет его преследовало клеймо «изменник Родины». Только в 2003 году он получил полную реабилитацию».

Из рассказа Жолдаса Наурызбекова: «Около 1000 человек было нас в лагере. Я познакомился с Утебаевым Уали, который однажды сказал: «Мы организуем группировку по переходу на сторону советских войск, с тобой мы земляки, ты будешь хранить секретные документы. Переходи жить в другую казарму, где тебя никто не знает, ни с кем не разговаривай, не знакомься, нужна бдительность, главная задача – сохранить документы». Семь человек вошли в эту группу, но один оказался предателем, который затем сдал всех. Но так как про меня этот агент не знал, мне удалось не засветиться. Приговор же остальным был – смертная казнь. Имеется также аудиозапись с самим Жолдасом Наурызбековым, где он подтверждает вышеизложенные события и называет имена некоторых членов группы: майор Мусин, Садуакас из Караганды, Багитжан из Костаная и двое из Алматы. По словам Наурызбекова, один из них, Багитжан, сбежал. После этих сведений о последних днях жизни Уали Утебаева, напрашивается необходимость детального изучения месторасположения лагеря пленных или документальных материалов о нем. Только тогда можно будет искать  место гибели наших героев земляков».

Булат Утебаев  направляет письма в Департамент национальной безопасности и в Департамент по делам обороны Атырауской области, а 04.03.2011 г. – запрос в Центральный архив Министерства обороны РФ следующего содержания: «...прошу вас по своим каналам выяснить обстоятельства попадания в плен Утебаева У.Г., дальнейшую его судьбу и, если он погиб, то где искать останки? Также нам хотелось бы узнать адреса людей, названных в рассказах бывших военнопленных… Может быть, кому-то из них удалось выжить? Нам, родственникам Утебаева У.Г., очень важны все подробности. Подрастает молодое поколение нашего рода и для них упоминаемый в рассказах очевидцев патриотический поступок брата, подтвержденный вами, послужил бы основанием для гордости».  Ответ получить до сих пор не удалось. Сестрам Уали – Шуре и Зое очень хотелось бы узнать, где погиб их брат, найти место его захоронения и посетить его.

«Уали Гусманович Утебаев – первенец второго поколения рода Утебаевых по мужской линии, – рассказывает Болат Кабиевич, – а я старший из живых внуков Утебая. Я в долгу перед ним – ведь он первым взял меня на руки при выходе из роддома нефтепромысла Доссор. В его честь я дал имя Уали,  своему внуку 1991 года рождения от сына Куаныша».

Возможно, располагает сведениями подруга Уали – Валентина Матвеевна Зазуленко (приняла фамилию Утебаева) родом из Пятигорска, которая осталась в Ашхабаде. Уали сожалел, что не успел познакомить жену со своими родственниками, беспокоился примет ли ее мать, просил братьев поддерживать связь с ней, письма отправлять на ее адрес, так как местонахождение его, как жена будет знать только она.

Поиски продолжаются.

 

Дина ИГСАТОВА
 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?