Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Букейханов и Шокай: перекресток судеб

1736
3 июля 1907 года Николай II издал Указ о лишении избирательных прав коренных народов Сибири и Средней Азии. Прежде, было незначительное представительство в Государственной думе России, и оно было утеряно. Но казахская интеллигенция нашла выход. Молодого казаха, выпускника Санкт-Петербургского университета Мустафу Шокая бывший член Госдумы I созыва кадет Алихан Букейханов рекомендовал в 1914 году в секретари бюро мусульманской фракции IV Государственной думы России. Данный факт раскрывает блестящие способности А.Букейханова распознавать деловые способности и личностные качества в молодых людях.

Все выступления в Думе стенографировались. Стенографические отчеты публиковались [1]. Соответственно, на секретаря возлагалась большая ответственность за правильное оформление документации и аутентичное отражение выступлений депутатов, грамотную фиксацию исполнения наказов и прочее.
Миссия секретаря в Госдуме заключалась не только в накоплении информационных данных, ведении протоколов заседаний, составлении справок и подготовке материалов для СМИ. Круг общения обязывал быть в форме, верно трактовать ситуативные тренды и находчиво ориентироваться в политических коллизиях.
События весны 1917 года так развернули лодку политической борьбы в сердце России, что электоральные интересы уступили идее объединения в блоки, в ход пошли этнокультурные критерии. Как пишет российский историк профессор Д. Аманжолова, «Отмечая остроту национального вопроса и необходимость представительства интересов национальностей в новой государственной структуре, Чокаев указывал: «Мы не задавались мыслью, что это лицо должен быть непременно мусульманин. Защиту своих интересов можем доверить и лицу русского происхождения. Желательно, чтобы вопросы национальные решались со всесторонней полнотою, а это может быть сделано только лицом, сведущим в этом вопросе, независимо от его национальности» [2]. Кроме того, Букейханов и Валидов подняли вопрос о национальных вооруженных силах и принципах их взаимоотношений с общим командованием антисоветскими армиями. В конечном счете, националам пришлось отказаться от принципа делегирования своих представителей, о чем на очередном заседании сказал Букейханов. Чокаев же, выступая 19 сентября от имени всех членов совещания — мусульман, объявил об их согласованном решении не выставлять своего списка состава правительства, а поддерживать тех из кандидатов, которые, по их мнению, способны разрешить задачи управления страной в столь ответственный момент, не принося ущерба стремлениям отдельных национальностей, которые не выходят за пределы федеративного устройства России [3, c. 139-140].
В дальнейшем калейдоскопе политических событий, перекличка судеб Букейханова и Шокая реконструируется из текста архивных документов. Первоисточники из фондов архивов РК, РФ, Франции, представляющие официальную переписку советско-партийных органов, протоколы допросов, сводки агентов НКВД СССР, материалы периодической печати [4], выявляют параллели в деятельности Алихана Нурмухамедовича и Мустафы Шокая [5].
Ранний период эмиграции М.Шокая позволял поддерживать контакты с Россией. Перебравшись во Францию, он использовал посредников в лице учащейся в Европе, казахской молодежи, для передачи корреспонденции. В любом случае, он был осведомлен о публикациях А.Букейханова [6, с. 45-50].
Более того, в своей публицистике, статьях, обобщающих трудах по истории Туркестана Шокай называл имя старшего друга и земляка. Тем самым автор отдавал дань уважения и восхищения политической стойкостью и личным мужеством Алихана Букейханова. Оба общественно-политических деятеля ХХ века придавали особое значение народов Востока в мировом процессе. Политическая и традиционная культура Японии, Китая, Центральной и Передней Азии, Ближнего Востока и Магриба находили отражение в их публикациях.
Соответственно, наблюдался интерес к их научным статьям, докладам и политической позиции со стороны известных лидеров общественного мнения. О выходе книги «Туркестан под властью Советов» информировали американские СМИ; об этом Шокаю писал знавший Туркестан инженер, ученый А.П.Демидов, эмигрировавший в Филадельфию [7, с. 11]. Теплый отклик на выход книги прислал и известный французский востоковед Кастанье [7, с. 12].
Разумеется, время стерло краски с изображений, в подвалах спецорганов исчезли многие документы, фотографии, рукописи. Потери не всегда можно восстановить. Однако свет души патриотов не гаснет, продолжает светить как маяк, для последующих поколений.
Системное изучение архивных источников и творческого наследия депутатского пула, секретарей-референтов от территорий, изданий зарубежья первой половины ХХ столетия, безусловно, откроет новым поколениям Казахстана неизвестные страницы великой дружбы двух сынов казахского народа.

Г.К. Муканова, Казахский национальный университет им. аль-Фараби 

Использованная литература:
1. Раскин Д.И. Из истории Государственной Думы 1906 — 1917 гг. https://www.rusempire.ru/rossijskaya-imperiya/gosudarstvennaya-duma-ri.html
2. Аманжолова Д.А. Казахское общество в 1-й четверти XX века: проблемы этноидентификации. Эл. ресурс: http://www. kyrgyz. ru/articles /kazakh/ da_amanzholova_kazahskoe_obshestvo_v_1-y_chetverti_xx_veka_problemy_etnoidentifikatsii/
3. Россия и Центральная Азия. 1905-1925 гг. Сб. документов. Караганда, 2005. СС. 139-140.
4. Архивные фонды АП РК, ЦГА РК, ЦНТИДАД (Центр научно-технической информации по документоведению и архивному делу) (Алматы), ЦГВИА (Москва), INALCO — Institut national des langues et civilisations oruentales (Paris, France).
5. Муканова Г. Социальная журналистика Казахстана. Первая треть ХХ века. Алматы: Казак университети, 2015. 229 с.
6. Муканова Г. «Грузинский след» Мустафы Шокая // Мысль. 2016. № 3.
7. Шокай М. Полное собрание сочинений М. Шокая в 12-ти томах. Т. 9. Под ред. проф. К.Есмагамбетова. Алматы: Дайк-Пресс, 2013 — 2015. C. 11
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?