Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Отечественная история - основа национального кода

4023
Отечественная история - основа национального кода - e-history.kz
Исполнился один год со времени выхода в свет статьи Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи»,

как известно, является продолжением программы «Рухани жаңғыру» («Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»). Обе программные статьи Елбасы нашли широкий отклик в обществе, явились мощным фактором консолидации народа, вектором для новых научных поисков в утверждении общеказахстанских и региональных ценностей, в укреплении национальной идентичности и национального кода.

В соответствии с изложенными в статьях задачами и идеями, как «Сакральная география Казахстана», «Малая родина», «Музей древнего искусства и технологий Великой степи» и другими, в Казахстане повсеместно открываются музеи, в особенности в учебных заведениях, университетах.

В этом году в Казахско-Русском Международном университете состоялось открытие музея «Ақтөбе кіндігі» с демонстрацией производственных технологий кочевников на территории Актюбинской области периода Великого шелкового пути.

Статья «Семь граней Великой степи» выдвигает качественно новый взгляд о месте и роли Казахстана и его истории в общецивилизационном процессе. Такие выдающиеся исторические производственные технологии, как всадническая культура, древняя металлургия и керамика, звериный стиль в искусстве, Великий шелковый путь, «Золотой человек» и даже впервые появившиеся на просторах Казахстана и получившие распространение по всему миру яблоки и тюльпаны – все эти величайшие достижения, как пишет Нурсултан Назарбаев, «не были привнесены в степь, а в большинстве своем родились именно на нашей казахстанской земле и лишь затем распространились на Запад и Восток, Север и Юг».

Но общеизвестно, что в угоду политике и идеологии  наши предки веками оставлялись в тени от знаний такой грандиозной культурной, интеллектуальной и технологической эволюции на пространствах Великой степи. История Казахстана и всей Великой степи, особенно начиная с XVIII века, подавалась искаженно, фрагментарно с классово-идеологических позиций. Теперь пришло время осознать в полной мере величие нашего казахстанского прошлого. Программная статья Елбасы – это совершенно новый подход, позволяющий понять всю национальную историю во всей ее глубине и сложности. Сегодня мы стали наследниками, прямыми потомками тех прототюркских племен, кто строил государственность в Великой степи.

История Казахстана – это часть общецивилизационного процесса. Мы – потомки государств и народов, которые сыграли ключевую роль в установлении современного миропорядка. Пришло время писать объективные учебники по истории Казахстана, а изучать по ней есть что. Оно всегда было и сегодня стало еще больше. На территории современного Казахстана люди появились более миллиона лет назад. Редко какой народ может похвастаться такой историей. Например, на территории Америки впервые люди появились только 50 тыс. лет назад. За миллион лет нам досталось богатое наследие, которое в большинстве своем раскрыто в Программных статьях Елбасы.

Новые грани истории древней казахской степи в общецивилизационном процессе в разы раздвигают горизонты такой учебной дисциплины, как Отечественная история (История Казахстана). Не будет преувеличением сказать, что среди социальных учебных дисциплин в университетах именно ей принадлежит первенство по воспитанию чувства патриотизма, национальной идентичности, национального кода.

Решение именно этих задач, как факторов сохранения стабильности нашего казахстанского общества в условиях всеобъемлющей глобализации, является главной сутью содержания Программных статей Первого Президента РК. Но стержнем всей этой работы должна быть Отечественная история, как учебная дисциплина, как наука. В мировой практике немало государств, которые в центр работы по формированию национального кода всегда возводили Отечественную историю. Например, японцы еще в XVI веке назвали свою страну «Страной восходящего солнца», вокруг этой идеи была широко развернута образовательная, идеологическая, воспитательная и духовная работа, в центре которой стоит знание истории Японии.

С целью формирования генетического кода нации, народа, общества китайцы в XVII веке дали своему государству неофициальное, народное название «Страна поднебесья». Вся работа во имя этой цели по сегодняшний день концентрирована вокруг истории Китая. «Вечный Рим», «Страна утренней свежести», «Азиатские тигры», «Туманный Альбион» – все это идеалы идеологии консерватизма, конфуцианства, протестантизма, христианской демократии по достижению национальной идентичности были реализованы на основе истории Отечества.

Что выиграли эти народы, которые веками, оберегали святость своей Отечественной истории, строили и строят вокруг нее всю воспитательную и образовательную работу? Они достигли высокого уровня патриотизма своего народа, укрепили общественно-государственную идентичность, сформировали генетический национальный код. После этого, какие угодно внешние экспансии, в том числе и вызовы всеобъемлющей глобализации, не подвергнут их деформации, не смогут расшатать государственность и самобытность.

Сегодня и в казахстанской общественности идет процесс утверждения народного названия нашего государства, как говорил Елбасы: «бейресми халықтық атауы». Все больше находит признание имя «Ұлы Дала елі» («Страна Великой степи»): «Нашу священную землю – сказал Первый Президент Республики Казахстан – издревле называют Великой степью, а нас – детьми Великой степи. Поэтому сегодня и навсегда Казахстан – это Ұлы Дала елі».

Действительно, «Страна Великой степи» практически зеркально отражает тысячелетия кочевого образа жизни, кочевой культуры, кочевой цивилизации, несметных производственных технологий кочевников на обширных просторах Казахстана.

Но следует иметь в виду, что те государства, которые мы приводили выше, во имя формирования своего национального кода никогда не упускали из поля зрения значимость своей Отечественной истории. Она всегда оставалась и остается стержнем национальной и общественной идентичности. В этих странах Отечественная история находится в ведении не определенного ведомства (например, как министерства образования), а в подчинении правительства. Думается, что это результат понимания, что Отечественная история – это единственная среди всех учебных дисциплин, которая подлинно обеспечивает патриотическое воспитание молодежи, формирует интеллектуальную личность.

В университетах многих стран мира остаются неизменными традиции организации и проведения государственных экзаменов по Отечественной истории. В России, Германии, Индии и Турции студенты изучают Отечественную историю на младших курсах, но сдают государственные экзамены на старших курсах. В промежутке проводятся многие другие занятия, например, письменные сочинения, которые используются для проведения собеседований. На их основе определяется уровень готовности студента сдавать Государственный экзамен. В университетах многих стран мира по Отечественной истории существует несколько учебных дисциплин. Например, в Индии на разные исторические периоды определена отдельная учебная дисциплина. В Турции по Отечественной истории введены две учебные дисциплины: история Турции до Ататюрка и после Ататюрка. В университетах этих и многих других стран госэкзамены по Отечественной истории проводятся в устной форме с применением широких форм собеседования.

Но сегодня положение учебной дисциплины «История Казахстана», к сожалению, не идет ни в какое сравнение с мировым опытом. Учебная дисциплина «История Казахстана», как наука, выглядит сегодня как сфера, обделенная вниманием, как бы выпавшая из поля зрения государства. В отношении этой дисциплины в нашем обществе наблюдается некое расхождение между желаемым и действительностью. С одной стороны, всем обществом мы глубоко сознаем значимость Отечественной истории, ее безальтернативность в формировании национальной идентичности. Но с другой стороны нет того, что желаем. Проблема статуса Отечественной истории в Казахстане все еще ждет своего часа.

В первые годы Независимости (в 90-ые годы) на предмет «История Казахстана» в вузах республики было выделено 75 аудиторных часов. Сегодня сократили до 45. Самой проблеме постоянно недостает конструктивности. Оперативные ведомственные установки по линии МОН РК относительно предмета «История Казахстана» не отражают содержание Типовых программ, от случая к случаю направляемых в вузы.

В 2006 году в Казахстане отменили Государственные экзамены по Отечественной истории. Для ученых исторической науки и других гуманитариев стоило больших усилий, чтобы, обратившись к Правительству РК, в 2007 году восстановить их. Но формой контроля по Госэкзаменам установили тестирование, ссылаясь на Болонскую конвенцию.

Историческая наука и тестирование – это нечто несовместимое. Раньше, когда еще не было введено тестирование, на лекциях информация о жизни и деятельности выдающихся исторических личностей оказывала на студентов сильное эмоциональное воздействие. Теперь  же в варианты тестовых ответов студенты внедряют свои чисто технические схемы. Например, для запоминания периода жизни выдающихся личностей они стали нумеровать их по последней цифре года смерти. Так, Абылхайыр хан - №8 (год смерти 1748), Абылай хан -№1 (1781), Абай - №4 (1904), Ш.Уалиханов -№5 (1865), Ы.Алтынсарин - №9 (1889) и т.д.

Результат всего этого: для студентов самой трудной работой теперь являются устные ответы. Они стали совершенно беспомощными в формулировании своей мысли. А познать на основе только тестирования новые знания и горизонты, родившиеся как веление времени вместе с Программными статьями Елбасы, не представляется возможным. В 2016 году вузовский учебный предмет «История Казахстана» подвергся очередной реформе. По указанию сверху хронологическим периодом преподавания Истории Казахстана были установлены только годы Независимости Республики Казахстан (т.е. начиная с 1991 года). Главной трудностью после этого стало растянуть исторические события короткого периода на 45 часов лекционных и семинарских занятий.

В 2017-2018 годах вышли в свет Программные для Казахстана статьи Елбасы. Они, как известно, адресуют казахстанцев к вековым корням истории. Но как студентам приобщаться к историческим основам культурно-генетического кода, как познавать выдвигаемые в статьях темы о колыбели тюркского мира, всаднической культуре, великих именах Великой степи, металлургии Великой степи, многочисленных технологиях кочевников, если они изучают историю своей страны, начиная только с 1991 года? Студенческая молодежь оказалась отстраненной от фундаментальной программы, ставшей идеологической платформой во всей нашей образовательной, воспитательной работе.

По всей вероятности, в этом и есть одна из причин того, что в реализации идей и задач Программных статей «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и «Семь граней Великой степи» еще немало трудностей, решения которых остаются проблемными. Еще слабо приобщается учащаяся и студенческая молодежь к историческим ценностям, отраженным в программных статьях. Недостает в этой работе системного акцента на молодежь. Великое историческое прошлое Казахстана не находит должного отражения в учебно-образовательном процессе университетов, не интегрировано оно в таких предметах, как история, философия, политология, культурология, тюркология. Нет систематизации уже исполненного в рамках идей «Семь граней Великой степи», не создана четкая вертикаль управления программой.

Между тем,  создается впечатление, что еще не все до конца поняли, в чем смысл и содержание программы. Под фразой «в рамках», ставшей теперь всеобщей, кое-где проводится множество мероприятий, которые, по сути, не имеют никакого тематического отношения к идеям «Рухани жаңғыру» и «Семь граней Великой степи». На страницах газет, по телевидению читаешь и видишь огромные цифры о проведенных мероприятиях по «Рухани жаңғыру» с охватом многотысячных участников, по числу нередко превышающих количество населения того или иного областного центра.

Эти мероприятия под прикрытием «в рамках» изобилуют звонкими названиями: фестивали, спартакиады, олимпиады, мониторинги, персональные выставки, переформатирование кабинетов, презентационные часы с охватом 4500 человек, «Фокус Казахстан», месседжи, баннеры, билборды, установление 125 видеокамер и даже выступления музыкантов из Франции, Италии, России. Идет нанизывание всего и вся на идею «Рухани жаңғыру». Мероприятия эти, как правило, подытоживаются оптимистическими обещаниями типа «мыслить и действовать по-новому», «намечена большая работа», «будут разработаны новые решения» и т.д.

Но ведь главная суть и стержень, основа основ всей идеи программных статей Елбасы – это сохранение национальной идентичности, возрождение и укрепление национального кода народа, чтобы выстоять перед вызовами всепоглощающей глобализации.

Программные статьи Первого Президента РК – это своего рода Возрождение, Ренессанс XXI века. В истории хорошо известно, как в XIV веке Италия, а вслед за ней в XV- XVI веках другие страны Западной и Центральной Европы обратились в прошлое, к античности. Причина общеизвестна, развитие Европы в Средневековье было скованно католической схоластикой с ее инквизицией и иезуитством. А в эпоху античности в центре развития был возведен человек – как высшее начало бытия. Обращение к культурному наследию античности – это «возрождение» ее ценностей. Движение к прогрессу в Европе развернулось под девизами «Назад – в будущее», «Вперед – в прошлое». Ренессанс, в конечном итоге, вписан в историю эпохой прогресса.

А сегодня? Сегодня в мире возникла аналогия. Мировая политическая ситуация усиливает актуальность проблемы возрождения национальной самобытности, генетического кода, чтобы выстоять перед вызовами глобализации. Елбасы отмечает: «Чтобы выжить, надо измениться. Кто не сделает этого, будет занесен тяжелым песком истории».

Сохранение по возможности, укрепление национальной идентичности, национального кода, основой которых являются народные традиции, обычаи, культура, язык – это и есть возрождение, ренессанс современности. Речь не идет о воссоздании точных копий прошлого, задача заключается в модернизации их в новый тип, чтобы молодое поколение осознавало свою самобытность, свои генетические корни.

В программе «Рухани жаңғыру» Первый Президент Республики Казахстан отметил, что «первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого Рухани жаңғыру превратится в пустой звук».

Ни для кого не новость, что у Казахской Великой степи чрезвычайно глубокая и богатая история. Казахи – один из древнейших автохтонных (местных) народов Евразии. более 2500 лет тому назад, начиная с сакского периода, они вобрали в свои гены боевой дух европеоидных саков, воинственных тюркоязычных гуннов, могущественных тюркских каганатов.

Начиная с VIII века, на необъятных пространствах Великой кочевой степи оттачивали свои генетические грани протоказахи: тюргеши, карлуки, огузы, кимеки, караханиды, каракитаи, кыпчаки. Уже среди них возникают названия некоторых казахских племен и родов на много сотен лет раньше этнонима «қазақ». Следующая грань Великой степи – это империя Золотая Орда. Она явилась колыбелью протоказахов, потому что заложила основу казахской государственности. Из единой структуры Золотой Орды в XV веке возникло Казахское ханство вместе с другими ханствами в Сибири, Поволжье и Причерноморье. Для своего времени это ханство, несмотря на то, что оно первое, было авторитетным в международном масштабе, стабильным и успешным. Естественно, первое Казахское ханство в своем становлении опиралось на вековую традицию, заложенную до этого каганами, ханами, в том числе и золотоординскими. Поэтому оно продолжило государственно-административные, военные, социально-культурные традиции, сохраняло и развивало многие производственные технологии и в скотоводстве, и в ремесле. Но в морально-нравственной сфере у казахов в Первом и во всех последующих ханствах сложились совершенно уникальные обычаи и традиции, сформировавшие нерушимый генетический код нации.

В годы тяжелых бедствий, жестоких военных нашествий джунгар в бескрайних степях казахской земли зародились три слова, короткие как боевой клич: «Аттан!», «Асар», «Алас».

Аттан – это боевой клич «по коням». Возле каждой юрты, возле жилища каждого кочевника содержалась в полном боевом снаряжении одна лошадь. Из каждой семьи выделялся один всадник, воин. По команде «Аттан!» в совершенно спокойной, безмолвной степи в один миг возникало многочисленное войско. Победу зачастую обеспечивала внезапность. Асар – это коллективная помощь. Известно, что любые боевые действия в войне не обходятся без смерти воинов и разрушений. Семьям, в которых были погибшие, пострадавшие, оказывалась коллективная помощь, восстанавливали разрушения и ущерб.

Алас – это трибунал, самая тяжелая в моральном отношении акция. После боя приступали к делу бии, аксакалы, султаны, предводители войска. Обнаруженным после боя беглецам определяли наказание. Чаще всего такие предатели изгонялись из рода. А в чужом роде такой человек превращался в раба или слугу.

Из этой процедуры видно, что в истории казахской степи род представлял собой не просто группу родственников, он являлся социальной ячейкой, в которой человек обеспечивался защитой. В этом и заключается значимость института родового деления в истории казахов.

Но что касается самой процедуры «Алас», то не было ничего позорнее в казахской степи, чем подвергнуться его приговору. Алас утверждал в обществе принцип верховенства чести и достоинства, чем выживание любым способом. Такой принцип поддерживался и поощрялся всеми. Источником чувства патриотизма в Великой степи становилась и мать воина, что приумножало народную силу.

У казахов, в отличие от многих народов, сложился еще один закон во имя здоровья нации. Это экзогамия – запрет брачных отношений между членами родового объединения до седьмого поколения.

Во второй половине XVIII века, благодаря самоотверженности могущественных казахских ханов от Касыма до Абылая была обеспечена незыблемость границ Казахского ханства. Народы Евразии удостоили казахов высокого звания «қаны да, жаны да, ары да таза халық» («народ, у которого и кровь, и душа, и совесть чисты»).

Основой культурно-генетического кода казахской нации являются ее вековые обычаи и традиции, представляющие кладезь народной мудрости, многовековой опыт воспитания поколений. Обычаи и традиции для казахов прошлых веков служили вместо законов, они были главной нормой жизни. О чрезвычайном богатстве традиций в Великой степи свидетельствует то, что собранный сегодня устный казахский фольклор составляет 100 томов.

Таковы многослойные грани Великой степи. Программные статьи Елбасы «Рухани жаңғыру», «Семь граней Великой степи» увеличили их еще больше. Когда они станут во всей своей глубине достоянием нашей молодежи, особенно студентов, тогда мы достигнем национальной идентичности, укрепим свой национальный код. Но главной основой достижения этих целей является Отечественная история (учебная дисциплина «История Казахстана»), когда в университетах будут изучать ее не с 1991 года, а со времен формирования всех граней Великой степи.  

 

Бактыбай УТЕМИСОВ,

кандидат исторических наук,

профессор Казахско-Русского Международного университета (г.Актобе).

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?