Как воспевал великий поэт Магжан Жумабаев «Тамаша Түркістандай жерде туған, Түріктің Тәңірі берген несібі ғой...» каждый казах, рожденный на этой земле, должен быть духовно богатым. В этот регион, прозванный второй Меккой, ежегодно стекаются толпы туристов из других государств. Кроме мавзолея Хожа Ахмета Яссави, куда на поклонения духу предков идут местные и приезжие туристы, здесь есть еще множество других сакральных мест. Портал Qazaqstan tarihy начинает рубрику #тарихитуризм (исторический туризм) и будет знакомить вас с сакральными местами страны
Восточная баня.
Архитектурный памятник в Туркестане. Полуподземная, многокупольная постройка сложена из жженого квадратного кирпича. Фасады памятника устроены без декоративных украшений, с кирпичной фактурой стен. Баня состоит из 9-ти различных по величине, функциональному назначению и времени постройки помещений. Старая часть включает 7 комнат: предбанник, перекрытый сводом «балхи», главный зал, 8-гранный зал в центре, залы с резервуарами горячей и холодной воды и др. В горячем зале сохранилась широкая суфа для массажа. Водозабор осуществлен через открытые проемы к резервуарам. Интерьер бани был оштукатурен. Суфы и полы облицованы мраморными плитами размером 1,5х0,8 метра. Конструкции отражают традиционные среднеазиатские способы перекрытий - купола на арках, свод «балхи», коробовые перекрытия (в коридорах). Устройство подогрева построено посредством дымовых каналов, уложенных под полами. Отопительная система бани устроена следующим образом: от топки тепло устремляется к ротонде, расположенной под 8-гранной суфой главного зала, откуда с помощью системы радиально расположенных каналов распределяется по другим помещениям. Каналы имеют аккумулирующие тепло карманы и вытяжные шахты. Уклон полов позволяет осуществить организованный сток отработанной воды и сброс ее в септик. Памятник был отреставрирован в 1979 году и имеет республиканское значение.
Баня находится в 80-метрах к юго-западу от мавзолея. Согласно исследованиям археологов, она построена в 1580-1590 г.г. при хане Абдулле для многочисленных паломников. Общая площадь бани 17х15 метров, высота 4,8 метров, размер кирпичей - 25х25х5 см. До 1975 года жители города пользовались ей в качестве общественной бани.
Музей-заповедник Хазрет Султан
Музей-заповедник «Хазрет Султан» – историко-архитектурный комплекс.
Комплекс, на основе мавзолея построенного Эмир Тимуром в честь поэта, проповедника ислама, прозванного «Түркістан пірі» Хожа Ахмеда Яссави (Хазрет Султан) был открыт в 1991 году в Туркестане. Cакральное место почитаемый мусульманами и всем тюркским миром. Мавзолей Хожа Ахмеда Яссави был построен в конце ХIV века. Судьба мавзолея воедино сплелась с историей казахов. На территории мавзолея захоронены Жолбарыс хан, Есим хан, Жангир хан, Тауке хан, Абылай хан, Касым хан, Казыбек би, Жанибек батыр и другие известные личности.
В июне 1864 года мавзолей, охраняемый войсками сына Кенесары хана Сыздык султана, был атакован пушками войска генерала Черняева. В сентябре 1978 года был открыт республиканский музей Хожа Ахмеда Яссави. 28 августа 1989 года Совет Министров Казахской ССР принял постановление об организации государственного историко-культурного заповедника-музея «Азрет-султан» на территории города Туркестан. В его состав переданы архитектурно-археологические памятники Большой Хилвет (подземная мечеть, XII в), Хилвет Святого Кумшык ата (ХІІ век), безымянный восьмигранный мечеть-мавзолей (XIV-XVI вв), мавзолей дочери Улугбека, жены Абулхаир хана Рабиги Султан Бегим (XV в), Восточная баня (XV-XVI в), мавзолей Есим хана (XVII в), и другие археологические и историко-культурные памятники.
Архитектурный комплекс Хожа Ахмед Яссави включен в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. В связи с возрождением Великого Шелкового пути на отрезке Алматы – Тараз – Туркестан благодаря протекции Правительства Казахстана и Республики Турция продолжается восстанавление культурного, материального и духовного наследия Азрет Султана.
Мавзолей Гаухар ана
Мавзолей Гаухар ана является одним из древнейших памятников южного региона. За прошедшие века из-за дождей мавзолей был наполовину разрушен, а с обретением независимости проведенные реконструкционные работы позволили восстановить мавзолей. Сюда приезжают люди жаждущие исцеления.
По историческим сведениям, Гаухар ана – дочь Хожа Ахмеда Яссави. Мавзолей Гаухар ана – историко-архитектурный памятник, расположенный в Туркестанском районе. Первоначальное место захоронения разрушено, а сама могила вначале была без шатра и имела четыре стены. В 1990 году рядом с могилой для паломников было построено сооружение из трех комнат.
Мавзолей расположен на 4 км южнее Туркестана, в 400-500 м левее от трассы Туркестан-Шауилдир. Мавзолей находится на высоте 174 м выше уровня моря. В 1989 году он был включен в состав государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан» и взят под охрану. В мае 2011 года сотрудниками археологического отдела музея-заповедника «Азрет Султан» были проведены раскопки.
Сведений о дате смерти Гаухар ана нет. Но если взять во внимание что год рождение Ахмеда Ясави 1101-1103 гг. и женился в 20 лет можно посчитать, что Гаухар ана родилась примерно в 1122-1124 гг. В 1167 г. Гаухар ана было 43 года, если сюда добавить 20-30 лет, то год смерти приходит на 1187-1197гг. Многие годы работавший главным хранителем фонда, а затем директором музея «Әзірет Сұлтан», а ныне аксакал О. Дастанов говорит, что существует легенда, согласно которой Гаухар ана перед смертью сказала: «Похороните меня там, где пролита кровь моего младшего брата шейха Ибрахима».
Если верить легенде, Суир убил Ибрахима за то, что тот без разрешения взял воду из арыка, который копали всем аулом. Возможно, здесь имеется в виду берег арыка Суир. Аксакал О. Дастанов дал нам устные сведения о Гаухар ана: «Наш дом находился недалеко от могилы Гаухар ана. Мне было 5-6 лет, когда мать меня привела к Гаухар ане, прочитали Куран. Могила Гаухар ана была сделана из жженого кирпича и была похожа на могилу Рабия Султан Бегим, но чуть меньше. Крыша была из голубого кирпича, но половины не было, сама могила была четыреугольная, очень старая». В 2014-2015 гг. по инициативе музея «Әзірет Сұлтан», над могилой Гаухар ана был построен мавзолей. Размеры мавзолей: высота 9 м, четыре стороны по 6 м, а также одноэтажное сооружение. Общая площадь охраняемой земли 8,0 га.
Могила Укаша ата
Одно из священных мест Южного Казахстана – мавзолей, где находится могила Укаша ата. Мавзолей находится в Южно-Казахстанской области, в 35 километрах севернее г. Туркестан и сельского округа Бабайкорган. Легенды и предания о чудесном колодце и мавзолее Укаша ата привлекают множество туристов.
По легенде, Укаша ата был сподвижником Пророка Мухаммеда, его военачальником. Укаша-ата был батыром могучего телосложения. Укаш - историческая личность, принесшая исламскую религию в наши земли. Он занимает место в одном ряду со сподвижником Анесом, стоящим в начале летописи казахов. Помимо того, что Укаша-ата был единоверцем и помощником пророка, есть доказательства того, что он относится к роду тюрков. После установления советской власти и перехода казахского алфавита на кириллицу, его стали звать Гакаш.
Если сподвижник пророка Мухаммеда Али являлся защитником, который шел спереди, Укаш-ата был идущим за спиной. Мухаммед перед смертью заявил: «Если кто-либо посмотрит в лицо Укашу, тому огонь ада будет харамом». Когда отрубали его голову саблей, кровь разбрызгалась на 23 метра. Чтобы она не осталась под ногами, вместе с телом была зарыта земля с кровью святого милосердного.
Мавзолей его стал местом паломничества всего тюркского народа. Кого при жизни уважал народ за духовные учения, чистую душу, так и после смерти продолжает почитать и оказывать уважение. Когда звучит имя «Укаша ата», первым делом на ум приходит колодец. Каждый пришедший сюда человек, в первую очередь идет к могиле Укаша ата и читает Коран. Историк Мухтар Кожа про Укаша ата говорил:
«Никакой враг немог победить Укаша, не брала его пуля, не резала сабля. Враги узнали, что наиболее беззащитен он во время чтения утреннего намаза. Они пришли в его дом и отрубили ему голову. Безжизненную голову ангелы докатили до подножья хребта. Оно разделилось на две ровные части, в теснине горы появился святой колодец, и голова Укаш-ата, упав в него, покатилась через подземную реку до пророка Мухаммеда. Тем, кто совершает паломничество, смотрители святого места указывают на колодец, куда упала голова Укаша, и на камень, на котором остался след его верблюда. Паломники выстраиваются в очередь, чтобы набрать воды. Одним она достается, другим не выпадает ни капли. Это объясняют грехами того, кто опускает ведро за водой».
По другой легенде, вода в колодце через подземные пути связывается с родниковой водой Зам-зам в Мекке. Глубина его составляет 22-25 метров. Колодец не прямой, а спиралевидный. Если при бросании ведра, оно возвращается с водой, то этот человек считается удачливым, счастливым. К этому колодцу приезжают много мусульман, которые смывают свои грехи, просят у Аллаха исполнения своих пожеланий. В давние смутные времена, да и много позже в послевоенные годы, сюда приезжали раненные люди, обливались водой из колодца и верили в исцеление.
Расстояние между мавзолеем и колодцем примерно один километр. В 1990 годы силами старейшин аула эти места были возрождены и стали местом паломничества. В 1996 году могила была передана в состав музея-заповедника «Азрет Султан» областного Управления культуры.
Мавзолей Укаша ата находится в Южно-Казахстанской области в 60 км от города Туркестан. Местные испокон веков передают легенду о том, что после того как Укаша ата поцеловал печать под лопатками Пророка, его не брала пуля, не мог сразить меч.
Родник и пещера Жылаган ата
Пещера и родник Жылаган ата находится на хребте Каратау на холме Жылаган ата, севернее населенного пункта Абай. Он когда-то образовался от обвала горных пород. При спускании с ущелья, на левом берегу реки будет видна расщелина. Из этой расщелины периодически бьется вода.
Про пещеру «Жылаған Ата» в народе сохранилось множество легенд. В одной из них рассказывается о мальчике, жившем несколько веков назад, единственном сыне своих родителей. Последние долго просили первенца у Всевышнего. Малыш родился буквально в рубашке. По одной из версий, в ней, то есть в пленке, которая окружала младенца во время рождения, мать и носила сынишку на руках все семь лет, как ей было сказано в аяне (вещем сне). Ведь именно в таком случае ребенка высшие силы оставили бы с ними и дальше. Однако буквально за день до семилетия пленка порвалась и малыш выскочил наружу. Он побежал далеко в горы, и престарелые родители, громко плача и кликая сына обратно домой, еле поспевали за ним… Но родители продолжали свой путь, а мальчик бежал и бежал все дальше, высоко в горы. Наконец он остановился у какой-то пещеры и юркнул внутрь. И сколько бы ни звали его родители, отказывался выходить, сказав лишь, что его место здесь, и увидятся они теперь только на том свете, а пока пусть возвращаются домой, но только оглядываться назад им нельзя. Расстроенные мать и отец, поняв, что ждать мальчика бесполезно, пошли по горным тропам назад, в свой аул. Но мать, не выдержав, все-таки оглянулась: а вдруг ее сыночек идет за ними? К своему удивлению она увидела небольшую реку, полную чистой воды, которая незаметно и тихо буквально «шла» за родителями по пятам, прокладывая себе новый путь из гор. Это был подарок мальчика своему аулу, в котором всегда не хватало чистой питьевой воды. Однако в том месте, где его мать оглянулась назад, река, как вкопанная, остановилась… С того времени пещера, куда юркнул малыш так и называется «Жылаған ата».
Сегодня к этому месту приходят очень много паломников. Вроде бы это все легенда, но у входа в пещеру на камнях остались следы босоногого ребенка. Пещера похожа на обычный водопад, но если с водопада постоянно течет вода, то у «Жылаған ата» вода постоянно не течет. Вода течет только после чтения молитв, и то не всегда. Аксакалы говорят, что если у человека добрые намерения, то вода потечет, но если человек имеет злой умысел, то воды не будет. Если идти вдоль этой пещеры, дальше будет отвесная скала из которой капает вода. Говорят, что это слезы матери Жылаган ата. Место, где упал бурдюк (мес) и вышел жылаган ата называется «Мес әулие». Местные жители считают и это место священным. В свое время геологи вели исследования пещеры «Жылаған ата», но за два месяца что они были здесь не появилось ни капли воды. Удивленные исследователи сказали лишь «Это действительно мощь Всемогущего» («Бұл – шынында да Құдіреттің күші!»). Такие земли имеют свою удивительную энергетику, потому и называет народ эти земли сакральными.
Мавзолей Арыстан баб
Он построен над могилой Арыстан баба, учителя Ходжа Ахмеда Яссави. Мавзолей состоит из усыпальницы и мечети. Самая старинная часть мавзолея – усыпальница. Первый памятник над могилой был возведен примерно в ХІІ веке. Мавзолей был заново отстроен в XIV веке. В настоящее время над могилой Арыстан-Баб стоит мавзолей площадью 35×12 м, высотой - 12 м. Он сложен из жжённого кирпича на алебастровом растворе в лицевой кладке стен. Протяжённый главный фасад фланкирован двумя минаретами и украшен фигурной кирпичной кладкой. Сохранившееся здание строилось в первое десятилетие XX века, оно является многокамерным комплексом поперечно-осевой композиции. Сооружение состоит из двух частей — двухкамерной усыпальницы (гурханы) и поминальной мечети, объединенных большим сводчатым коридором. Двери мавзолея, которые ранее смотрели в сторону Мекки, ныне направлены в сторону Туркестана, Азырет Султана.
Первая известная перестройка мавзолея относится к XIV—XV векам. От этой постройки сохранились резные деревянные колонны айвана. В XVIII веке на месте древнего мазара, разрушенного землетрясением, было построено двухкупольное сооружение с айваном, опирающимся на две резные деревянные колонны. Здание XVIII века разрушилось и в 1907 году было отстроено заново, о чём гласит надпись на одном из картушей фриза. В 1971 году из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших её к аварийному состоянию, мечеть была снесена и отстроена заново на средства местного населения.
По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником (Сахаба) пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму». Согласно народным преданиям и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан-Баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Ясави и действительно передал ему косточку хурмы. Сейчас над могилой Арыстан баба находится мавзолей площадью 30х13 метров. Гурхана перекрыта двумя одинаковыми высокими сфероконическими куполами. В первом ее помещении установлено огромное надгробие Арыстан-Баба, во втором - помещены надгробия его учеников и последователей Хермет-Азыра, Карга-Баба, Лашын-Баба. Мавзолей Арыстан баба – памятник архитектуры древнего Отрара. С 1982 года Мавзолей Арыстанбаба находится под охраной государства.
Подготовил Нұрлан НҰРЫШОВ