К великому сожалению, в отечественной истории до сих пор много нераскрытых страниц и неразгаданных тайн. Нередко случается так, что много неизведанного в истории выдающихся личностей.
До сих пор, личность Абулхаира (XV в.) - властителя Дашти-Кыпчака, хана «кочевых узбеков» (по Б. Ахмедову) слабо изучена.
Литература, написанная по данной теме, в основном была написана в 20-40 годах XVI века, то есть через 50-60 лет после его смерти. Эта литература преимущественно была издана на персидском языке, вдали от мест, где родился и проживал великий хан.
По сведениям авторов, чингизид Абулхаир, сын Даулет-Шеиха (Шаха), родился неподалеку от реки Жайык (совр. Урал), в 16-17 лет был избран ханом у реки Тобыл (Тобол). Затем он некоторое время пробыл в Чинга-Тура (совр. Тюмень), жил в Сибири. В 40-е годы XV века, он со своими сторонниками перекочевал на север, к местности Атбасар. Сюда же за ними переместились Орда-базары, кочующие городки.
Во время экспедиции на Атбасар, в составе краеведов была обнаружена «Орда Токтамыса», которая вполне может быть и стоянкой Абулхаир хана. По нашему мнению, некоторое время Абулхаир жил в горах Улытау, неподалеку от мавзолея Джучи. Как пишут авторы, он «казаковал».
Согласно Махмуду Кухистани в 1446 году Абулхаир вошел в город Сыгнак, а затем подчинил себе Туркестанский край. В настоящее время, это территория Кызыл-Ординской и Туркестанской областей.
Из этих мест Абулхаир в главе своих «победоносных войск» совершал неоднократные походы в Хорезм и Самарканд. Но неизменно возвращался в Дашти-Кыпчак, к Сыгнаку, к берегам Сыр-Дарьи.
В этот же период, в 1460-е годы произошел известный конфликт между Абулхаиром и султанами Кереем и Жаныбеком, тоже чингизидами, но из другой ветви - Орда Эжена. Как известно, откочевка султанов в Моголистан, к Есенбуге завершилось созданием Казахского ханства.
Как сообщают авторы (Масуд Кухистани, Махмуд Вали) Абулхаир, в силу какой-то серьезной болезни, умер в 1468/1469 году в местности Көк-Кесене во время подготовки к военному походу. Эта местность расположена в 40 км от современного поселка Жана-Корган Кызыл-Ординской области. Абулхаир Шейбанид-хан остается общим владетелем как для казахов, так и узбекского населения.
Уход «кочевых узбеков» состоялся не при Абулхаире, а через 30 лет после его смерти. В 1500-ых годах Мухаммед и Махмуд – внуки хана «ушли» в Самарканд, откуда вытеснили тимуридов.
Көк-Кесене. Возможный Мавзолей хана Абулхаира. Регион Сыгнака.
И.А. Кастанье. Надгробные сооружения киргизских степей, г.Оренбург, типография Тургайского Обл. Правления: 1911.
Иосиф Кастанье, хранитель музея в Оренбурге, оставил в 1910-х годах свои записи «Надгробные сооружения киргизских степей», где описал уже полуразрушенный, но когда-то великолепный памятник, принадлежащий «очень известной личности».
А.Ю. Якубовский писал, что архитектурный памятник «Көк-Кесене» является некрополем акордынских ханов из династии Шейбанидов. На стенах и внутри мавзолея Көк-Кесене имелись надписи. Реконструкция этих надписей помогла бы восстановить имена погребенных. В.А. Каллаур, записавший эти надписи, нигде их не опубликовал.
Профессор Б.Аяган с местными краеведами М.Искаковым и А.Ержановым
В составе экспедиции из 4-х человек, автор этих строк в августе 2018 года в рамках исполнения программы «Рухани жаңғыру» провел изучение могилы, которую приписывают Абулхаиру. В настоящее время, эта могила оказалась среди более поздних захоронений. Но этот зират - т.е. место успокоения умерших, называется «Көк-Кесене зираты». Учитывая сакральное значение захоронения и глубокое уважение местных жителей к могилам предков, есть основания для утверждения, что там действительно похоронен Абулхаир-хан.
Настоящий зират (захоронение) находится в 6-7 километрах от цитадели Сыгнака, а по другой стороне, на таком же расстоянии протекает Сыр-Дарья. В этом месте очень много кирпичей, небесной глазури, характерной для XV-XVI веков. Отсюда видны развалины Сыгнака. Примечательно, что племена, проживающие здесь, отражают родоплеменной состав ханства Абулхаира и самого Казахского ханства.
Мы совершили лишь первые исследования. Видимо необходимо провести более детальную разведку и научную экспертизу.
Фазаллах ибн Рузбихан, средневековый автор, историк Мухаммеда Шейбани пишет: «Поневоле, из именитых ханов Дешта гроб каждого, кому наступал час предопределенной смерти, обязательно доставляли в Сыгнак, и над могилой его воздвигали здание, похожее на купол».
Ибн Рузбихан приводит следующее описание могилы Абу-л-Хайр-хана в Сыгнаке. Он пишет: «Одаренная светом гробница и пречистая могила его величества хана, хакана времени Абу-л-Хайр-хана, да осветит Аллах его доказательства (118) расположена вне города Сыгнака, и зодчий высоких помыслов нашего ханского величества построил над могилой доброго деда очень высокое здание». Далее следует фантастическое описание гробницы Абу-л-Хайр-хана и даже стихи самого автора.
Что касается местности Ала-Таг, который, некоторые авторы путают с горами Ала-Тау (Семиречье), то мы все же утверждаем, что Ала-Таг, находился на территории современного Южного Казахстана, недалеко от Сайрама. В «Таварих и Гузида-йи Нусрат-намэ» (Избранные истории из Книги побед) есть такой фрагмент: «Затем, когда Бурундук-хан и сыновья Джанибек-хана Касим-султан и Атик-султан и все могулы объединившись сидели в Сайраме, в Ала-Таге, Мухаммед Шайбани-хан с небольшим [количеством] людей пошел, сразился, истребил [много] их людей и вернулся». В примечании, сделанном поздним автором указано – «Ала-Таг» - имеются в виду горные хребты Тянь-Шаня, подходящие к Сайраму. Академик Алькей Маргулан считал, что этот «Ала-Таг» находился в пределах Южного Казахстана.
*** *** ***
Вполне возможно, что местности «Көк-Кесене» расположено родовое кладбище Шейбанидов, где и был похоронен Абулхаир.
Как свидетельствуют местные краеведы А. Ержанов, М. Искаков, каменное надгробие Абулхаира находилось в мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи в Туркестане. По своему оформлению оно было очень схоже с надгробием Рабии султан Бегим, младшей жены Абулхаира. Рабия Султан Бегим умерла в 1485 году и не исключено ввиду сложного положения – усиления казахско-узбекского противоборства, ухода тимуридов на юг – надгробие было перемещено в Туркестан. Сам мавзолей, с великолепной отделкой, с синим куполом, видный из дальних мест, остался в Көк-Кесене.
Буркитбай АЯГАН,
директор Института истории государства КН МОН РК, доктор исторических наук, профессор