В ауле Жибек жолы, что под Астаной, функционирует школа имени Иманжусупа Кутпанулы. Нам посчастливилось побывать в этой школе. Повела нас туда внучка Иманжусупа Кутпанулы, доктор философских наук Раушан Нурханкызы. Она посвятила всю свою сознательную жизнь сбору, исследованию, популяризации наследия своего предка. В холле школы установлен бюст Иманжусупа и небольшой баннер с его автобиографией. На втором этаже школы висят стенды с высказываниями известных личностей о его героических делах. Хранитель музея повела нас в свой кабинет, там хранятся книги, рассказывающие не только о личности Иманжусупа, но и о той эпохе, когда ему довелось жить. Книг около 2 тысяч. Музей располагается напротив кабинета, занимает около 60-70 квадратных метров. В центре комнаты расположены витрины, остальные реликвии хранятся на полках вдоль стен.
Раушан Нурханкызы – организатор музея, хранительница, которая знает абсолютно все об истории представленной здесь реликвии, а также отличный гид. Она сразу же начала рассказывать о ценных реликвиях музея. Одна из них – это винтовка Иманжусупа. Оружие было найдено в Жамбылской области, где Иманжусуп провел последние годы своей жизни. Винтовке была посвящена отдельная статья. Следующая ценная реликвия – книга-воспоминание Жумабая Орманбаева, лично видевшего Иманжусупа. Уздечки коня Иманжусупа сохранились благодаря Кулманбекову Мукатаю.
Он был верным соратником Иманжусупа, и на второй день после его гибели Мукатай тоже был убит. Перед смертью он завещал своим детям, чтобы они передали эти уздечки детям Иманжусупа. Уздечки много лет хранились зарытыми на чердаке дома, из-за этого находятся на грани истления. И еще одна ценная реликвия – седло, которое Иманжусуп сделал для младшего сына Нурхана. По словам Раушан Иманжусуп, была фотография, где были запечатлены два сына казахской степи – Иманжусуп и Сакен Сейфуллин.
В 1927 году к 10-летию Октябрьской революции батыра, находящегося в Шиели, Сакен Сейфуллин приглашает в Кызылорду. По словам аксакала Нурхана они сфотографировались во время этого праздника. В прошлый раз мы писали, как была найдена фотография Иманжусупа, и рассказали об истории портрета, написанного на основании народных преданий. Большую часть выставленных в музее реликвий составляют копии фотографии потомков батыра, исторические книги о судьбах таких великих личностей, как Балуан Шолак, Хаджи Мукан, одежда и домашняя утварь, ковры, гобелены (тұскиіз), которыми пользовались родственники Иманжусупа Кутпанулы. Шаль Асемгуль – жены Иманжусупа, камзол Зульфии апа, которая в 11 лет лично видела батыра, слышала его песни, волчья шуба казахов начала XX-го века, лисий малахай-тымак, каракулевая шуба – все эти реликвии были собраны благодаря неустанной работе Раушан Нурханкызы.
Для оснащения музея было выделено около 1 миллиона тенге. Эти деньги были использованы для размещения экспонатов, их доставки из других регионов, установка бюста в школьном зале и т.д.
«Не хватает полок, витрин. Изготовление стендов и баннеров, размещение декораций требует немало финансов. Денежные средства должны выделить, ждем. В народе много рассказов о Иманжусупе. И много еще не собранных материалов. Внимание к Иманжусупу, почитание Иманжусупа, печаль по Иманжусупу – все это нетленная любовь народа! Почему прибывший в 90-х годах на земли Ерейментау Президент Нурсултан Назарбаев спел песню именно Иманжусупа, а не других композиторов? Потому что в них есть негасимый, решительный, несгибаемый дух и честь!» - говорит Раушан Нурханкызы.
По инициативе Главы Государства в стране реализуется программа «Рухани жаңғыру». Это программа занимает особое место на пути возрождения имен выдающихся личностей, которых по советской цензуре старались стереть с истории, предать забвению. Судьба борца за свободу народа Иманжусупа, рожденного в Павлодаре, выросшего в Акмоле, сосланного в Усть-Каменогорск и Жетысу – пример для будущего поколения.