Открытие экспозиции стало результатом тесного сотрудничества Казахстана и России в области культуры.
Выставка уникальна. 50 картин прекрасно демонстрируют дух и творчество социалистического реализма.
В работе «Дворик» Абрама Архипова показан переход к Советскому Союзу. Здесь мы видим однообразие, в какой-то степени даже пустота, представлен переход человека из своей прошлой жизни в новую реальность, так называемую социалистическую, в которой предполагается жизнь советского гражданина.
Абрам Архипов. Дворик. Конец 1920-х годов. Холст, масло.
Теперь можно увидеть колхозников и крестьян, работников, пионеров-покорителей Арктики, монтажников - то есть тех обычных советских людей, живущих повседневной жизнью, которые создавали Советский Союз.
Павел Кузнецов. Сортировка хлопка. 1931 год. Холст, масло.
Например, сортировщики хлопка. Именно они - обычные люди, создавали новую советскую жизнь. В этой картине актуальная для социалистического искусства производственная тема приобретает черты возвышенной поэтической монументальности, а живопись по характеру приближается к фреске.
Александр Шевченко. Колхозницы в ожидании поезда. 1933 год. Холст, масло.
Но с другой стороны художники видели и изображали другие женские образы: эти тонкие, точные, сильные и темные тона, которые показывают всю суровую жизнь начала 20-30 годов ХХ века. Сложный, тяжелый период совпал с годами правления «вождя народов» Иосифа Сталина и в дальнейшем перешел в Великую Отечественную войну.
20-30 годы захватили тот период, когда поместья остались без своих хозяев. Константин Коровин написал картины еще в конце XIX – начале XX века. Он говорил: «Я не имею этих «измов»: кубизмов, реализмов». Он хочет передать свое внутреннее состояние чтобы человек, который смотрит на мою картину понимал мои чувства, мой взгляд, мою философию.
Константин Коровин. В саду. Гурзуф. 1914 год. Холст, масло.
В работе «В саду. Гурзуф» автор передает свое видение красками, тонами, мазками, которые очень мелко, очень точно передают грань между своим и чужим.
В работе «Подмосковье» город и деревня смотрят друг на друга. Это сочетание времен, эпохи и разных традиций, укладов жизни, городской и деревенской. В этом зеркале мы видим самих себя. Это уже новая жизнь, новая эпоха, новый взгляд. Через эти картины проходит новый взгляд на самих себя.
Александр Герасимов. Портрет артистки балета О.В. Лепешинской. 1939 год. Холст, масло.
На выставке представлены картины Александра Герасимова, автора таких известных работ, как «Иосиф Виссарионович Сталин», а также «Ворошилов в Кремле». Картина «Портрет артистки балета О.В. Лепешинской» показывает грацию и, в некоторой степени, статичность. Это образ примы-балерины Большого балета Ольги Лепешинской. Несмотря на то, что она стоит на кончиках пальцев ног, ее образ показывает удивительную грацию и, в то же время, некую твердость. Нет ничего твердого и стабильного. Позади нее в зеркале в образе денди отражен сам автор, в руках у которого кисть, и он рисует приму.
Константин Юон. Раскрытое окно. 1947 год. Холст, масло.
Художники хотят показать живучесть, что за окном течет жизнь, и такая же живучесть передана в картине «Раскрытое окно». За окном видны деревья, зеленая природа, листья деревьев, которые показывают статичность в образе цветов и живучесть запаха. Автором этой картины является Константин Юон. Говорят, когда картину Константина Юона выставили в Третьяковской галерее один из посетителей настолько влюбился в эту картину, что уехал из Москвы, из родного города, и переехал жить в деревню. Он встретил свою любовь именно в этой картине. Константин Юон показывает эту обыденную жизнь, любовь к родной земле.
Есть картина, на которой изображен момент встречи Дня Победы. Если 9 мая для многих граждан Советского Союза – это победа, ликование, радость победы в Великой Отечественной войне, то в их лицах передается грусть, память о тех людях, которые остались на полях сражений, переплетений жизни и смерти. Но в то же время люди верили в светлое будущее.
Юрий Пименов. Свадьба на завтрашней улице. 1962 год. Холст, масло.
Светлое будущее хорошо передается в картине Юрия Пименова «Свадьба на завтрашней улице». Это стройка, строительство социализма, коммунизма. Здесь видны бригадиры, это вера в светлое будущее, в строительство коммунизма, которое передается в картине.
Здесь же встреча старых и новых вещей. Юрий Пименов говорил, что мы живем в мире предметов и мы должны передать их в более красивом, более утонченном виде. Если мы не будем любить эти вещи вокруг себя, то наша жизнь станет мрачной, скучной и серой. Поэтому он передает даже деревянные предметы в некотором блёске, позолоте. То есть они очень тонкие, да. Такое ощущение будто мы можем притронуться, они будто живые. Каждый из этих предметов, который находится здесь и на этой картине они рядом с нами, они сопутствуют всю нашу жизнь.
В 60-х годы, в годы оттепели, когда к власти приходит Никита Сергеевич Хрущев, на территории Казахстана шло освоение целинных и залежных земель. У периода, который называется «Оттепель», мы не видим четких рамок. Снова эта текучесть.
Таир Салахов. Утро на Каспии. 1986 год. Холст, масло.
Последняя часть выставки представляет 70-80 годы. Одна из главных картин «Утро на Каспии». Она тесно связана с историей и культурой Казахстана. Парень в брезентовой куртке встречает новое утро, которое будет полно разных дел, тяжелой работы, но тем не менее автор хочет передать этот момент, где шумят чайки, где колышется море, где сам герой этой картины еще и думает о доме, о своей жизни, что ждет его впереди.
Культуролог Нелли Шиврина прокомментировала это событие.
- Я была в Третьяковской галерее. Меня, конечно, поразили работы. И прошло много времени, такое искусство, которое создавалось в нелегкие идеологические времена (теперь мы так думаем, что это были нелегкие идеологические времена) оно так близко, оно такое трепетное, оно такое чистое, искреннее.
Исаак Бродский. Опавшие листья. 1915-1929 годы. Холст, масло.
Вот работа Бродского «Опавшие листья». Посмотрите, какая игра света и тени! Глаз невозможно оторвать. Они создают настроение. Конечно, не хочется уходить. Я хочу посмотреть картину «Подкова», работы художника Нисского. Это же так знакомо, в журнале «Огонек» печатался. Я с детства работы смотрела. Я была неоднократно в Третьяковской галерее и видела эти работы. Их можно смотреть бесконечно! Такого проникновенного, искреннего и доброго отношения к зрителю благодаря этим работам сейчас можно не встретить. Редкость большая! Мне нравится, как оформлена экспозиция, как решено все пространство. Меня подкупает, что работают архитектор и дизайнер для того, чтобы именно для этих работ сделать пространство. Подкупают эти аннотации, которые язык не повернется назвать этикеткой. Можно прочитать все об авторе и о работе. Человек неискушенный может подойти и, если его заинтересовала картина, может прочитать. Может быть у него в душе что-то откроется. Третьяковская галерея, конечно, у всех на устах. Хочется зайти в галерею и всегда там очередь. Это очень приятно. Я думаю, что здесь, в нашем музее, тоже будет очередь. Мне все перезванивают и спрашивают: «А правда Третьяковская галерея приехала или это фейк?». Это не фейк. В прошлом году нас радовали Эрмитаж, российские коллекции американских миллионеров. Просто дарят такую радость. Я только хочу, чтобы у них все-все-все получилось. А эта выставка меня делает счастливым.
Картина Татьяны Яблонской «Утро» и Елена Бейсембинова
Среди шедевров мирового изобразительного искусства внимание посетителей привлекли картина Татьяны Яблонской «Утро» и ее главный герой – Елене БЕЙСЕМБИНОВА.
На открытии выставки на фоне знаменитой картины Елена Сергеевна поделилась своими воспоминаниями.
- Я позировала не в тот момент. Я любила спорт, любила балет. Мама хорошо запомнила этот момент, как я делала зарядку, это было перед занятиями в школе, потом она делала наброски, рисовала картину. Это моя детская, мой интерьер, моя постель. Все как на иллюстрации. То настроение, конечно, передалось, мама это умела. На балконе растения, которые я сама выращивала. Мы с мамой очень любили растения, там растут мои росточки, которые я посадила. Квартира, изображенная на картине, располагалась в Киеве на седьмом этаже. С балкона открывался прекрасный вид на Киев. Окна квартиры выходили на улицу Красноармейскую, которая переходила в Крещатик. Это центральная улица Киева. - Я помню, как там после войны машины шумели. С улицы на 7 этаж очень хорошо доносились громкие звуки автомобильных клаксонов. Причем клаксоны были такие разные. А для нас это была радость. Дом сохранился, я там была в 2003 году, но сейчас там живут другие хозяева. Теперь я осталась верна теме природы. Я люблю рисовать природу, пейзажи, цветы, облака, небо. Это все окружение человека, которого мы сейчас теряем. Вот это вот хочется изображать. Лучше природы не может быть ничего.
Мы с Арсеном поступили в один институт и учились вместе на одном курсе, на одном факультете. Это было в 1962 году, я поступила после школы. Мы полюбили друг друга. Я уже приехала через год после знакомства с Арсеном, будучи студенткой московского института, и увидела там эту работу. Пригласили меня в Алма-Ату, мне тогда очень понравился город. Целиноград тогда был такой серенький, маленький. Мой муж - прекрасный художник, Арсен Бейсембинов. Сейчас его с нами нет.
Эта картина вошла в историю. Она была в каждом учебнике и по ней писали сочинения в том числе и сын Елены Сергеевны. Она до сих пор несет радость для миллионов людей.