В рамках дней Жезказгана, которые проводились в Кызылорде, я сделал одно важное дело – съездил к Святому Ала тагы. Нет-нет, да промелькнет такая невероятная мысль – неужто среди казахских профессиональных историков я первым посетил этот неизвестный памятник? В разных восточных памятниках кое-где встречаются упоминания о Святом Ала тагы. К сожалению, до сегодняшнего дня не то что специальные исследования – нет даже научно-популярных статей. Если бы не аксакал из Шымкента, который во время конференции, посвященной Богенбай батыру в Ерейментау, рассказал, что совершил паломничество к Святому Ала тагы, то, возможно, эта тема так и осталась бы закрытой?!
Итак, по приезде в Кызылорду, я, взяв в попутчики руководителя Центра археологии и этнографии Азильхана Тажикеева, отправился в поиски Ала тагы. В «Зафар – наме», которая повествует о жизни Хромого Тимура, есть кое-какие сведения об Ала тагы.
В них Святой Ала тагы описывается не достаточно подробно, но в них встречаются очень многие древние памятники, расположенные между Аксумбе и Болган ана, которые находятся на северных сопках Каратау: “Тимур счастливо выступил из этой местности (Ак сумбе –Ж.А.), прошел через степь по Урунг-Чагылской дороге и прибыл в местность Билан (Белен – ана – Ж.А.). Выступив оттуда и пройдя через Сарык-узен (Сары су—Ж.А) и Курджун /Куршум кум – Ж.А), он остановился в Ал –Кошуне …” (Шараф ад-Дин Йезди. Книга побед /Зафар намэ/ // Сборник материалов и относяшихся к истории Золотой Орды. Т. II / Отрывки из персидских сочинений. /Собр. В.Г. Тизенгаузен/ М.,- Л., 1941. С. 144-18919,158 бб.).
Что это за местность Ал–Кошун, где остановилось войско Хромого Тимура? Почему он выбрал именно Ал-Кошун? Рядом с Тамгой, словно отголоски древнего мира, сохранились места старых захоронений, поселений, отдельных строений. Некоторые из них сложены из обыкновенного боялыча, выше человеческого роста, между рядами уложены камни. К какой эпохе принадлежат эти строения-памятники?
И возникают вопросы: Не является ли Ал-Кошун (Ала косын) памятником, связанным с именем Урус хана, чей политический центр до Тимура находился на этой местности? По нашему мнению, этот Ал-Кошун может быть нашим Ала тагы.
Остановившись на Белен ана, мы встретили местного чабана Галымжана, который пас здесь своих овец, и расспросили у него названия здешних мест. Потому что, аксакал, который совершил паломничество, сказал, что пройдя немного от Белен, доберетесь до Ала тагы. По словам Галымжана, наша цель находится в тридцати километрах к северу.
Так как наше авто не выдерживало тех дорог, мы расположились в старой «Ниве» Галымжана. И снова убедились, что для передвижения по бездорожью «Нива» - лучшая из машин, она с ветерком доставила нас до нужного места менее чем за час. Я был восхищен Галымжаном, который со своей семьей, с детьми проживает в этой безлюдной пустыне. Самое главное, овцы, которых он пасет, являются его собственностью.
Я пожелал ему еще большего увеличенья поголовья скота!
Ала тагы – небольшая сопка на правой стороне Сарысу. Можно сказать, это остров, находящийся посередине воды, кругом поймы Сарысу. Галымжан говорит, что в последнее время воды в Сарысу стало много. Похоже, что весной сюда не приблизиться, остается лишь наблюдать издалека. На вершине сопки видны места нескольких крупных строений, многие из них так заросли джидой, что невозможно подойти близко. Вокруг сопки расположены более современные захоронения, в числе которых есть и могила Оспана, сына знаменитого Торгая датка, родственника Мустафы Шокая. Умер он в 1924 году, и был похоронен здесь. Позже когда расспросили у стариков, узнали, что его похоронили здесь, потому что в жару не смогли доставить умершего до его семейного кладбища на берегу Сыра, к тому же он был человеком полным, дородным. А чтобы отсюда добраться до Сыра скотоводам в пути придется заночевать три раза.
Местные старики-жители Кызылординского Шиели называют эти памятники «Ала тага» (Пестрые подковы). Местные старики, чья молодость прошла в этих местах, предположили, что название «Ала тагы» связано и с дикими лошадями. Мы согласились и с этим предположением, как бы то ни было это название связано с казахским названием «алаш». Потому что на одной из его сторон находится святой Тамгалы тас, где впервые был поднят флаг Казахского ханства.
В труде “Бахр ал Асрар”, являющемся одним из прекрасных образцов восточной историографии, Махмуд бен Эмир Вали (1-я пол. ХVІІ в.), рассказывая о неудачном походе в Моголистан Абулхаир хана, потомка знаменитого Шайбани, описывает одну интересную историю. Абулхаир хан со своим многочисленным войском пройдя степи Центрального Казахстана, останавливается у начала Бетпака, в местности “Ала-тагы”, и далее говорится: “Знамена, достигающие вершиной Сатурна (Кейван), благородством (подобного солнцу) Абу-л-Хайр-хана прошли через окрестности Ала-Така и, обеспеченные защитой творца-хранителя, выступили по дороге через йайлак Кызыл-Надир. И когда после прохождения нескольких пунктов местом расположения лагеря «величия» стал Иети – Кудук. “Он выращивает облака тяжелые – раскинул на краю неба темно-синий шелковый полог, и посыпал густой, тяжелый снег, и полил буреподобный дождь, и начал дуть сильный ветер, а холод достиг крайней степени…” (Махмуд бен Эмир Вали. Бахр ал-асрар // Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков / Отрывки из персидских и тюркских сочинений/. Алма-Ата, 1969. 359-360 стр).
Этот неудачный поход был последним походом Абулхаира. На том месте, где начиналась граница Могулистана, сильно захворал и скончался правитель Дешти-Кыпчака великий Абулхаир. Но разве время стоит на одном месте? Проходят века и последний поход Абулхаира, его маршрут стал блекнуть на страницах летописи. Похоже, “Ала-тагы”, описываемый в “Бахр ал – Асраре”, - это и есть памятник, который мы увидели, а Кызыл-Надир (Красный Надир), Жеты Кудык (Семь Колодцев) напоминает земли на берегу Чу и Таласа. Если взобраться на верхушку Ала тагы, то на востоке можно увидеть высокую возвышенность. Местные казахи вместо слова «возвышенность» используют слово «нура» (овраг), это слово используют и улытауские казахи. Внутри этого оврага стоит Тамгалы тас, где в начале ХV века собрались роды, желавшие стать суверенными.
Азильхан говорит: «Отец говорил, что Тамгалы тас – это джайляу Керей и Жанибек султанов». Безусловно, это не вызывает никаких сомнений! Потому что Тамгалы тас находится напротив города Сыганак, который стоит на правом берегу Сыра и является знаменитым средневековым мегаполисом и политическим центром алашских племен. Если скажем, что территория оврага Тамгалы – это джайляу Сыганака, то это будет точным определением. И здесь вспоминается требование Барак хана, одного из последних правителей Белой Орды, потомка Урус хана (Ормамбет хан), который в 823 году по хиджре потребовал от Улугбека, внука Хромого Тимура, освободить Туркестанский край.
“Пастбища Сыганака принадлежат мне по закону и обычному праву, так как дед мой Орыс-хан в Сыганаке воздвиг постройку”. В 830 году по хиджре ханом Бараком в пух и в прах был разбит Улугбек хан, не захотевший вернуть Сыганак, а войско Мавераннахра было загнано в Самарканд: “Войско, чьим лозунгом и неизменным атрибутом были постоянная победа и одоление, бежало и было ограблено…Все государство Мавереннахра до такой степени расстроилось, что некоторые "близорукие" люди хотели затворить ворота Самарканда и начать делать приготовления к осаде”, - писал историк Абд-ар-Раззак Самарканди. Без сомнения, Ала тагы является свидетелем таких великих событий....