Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Карим Мынбаев мечтал превратить Бетпакдалу в оазис

2516
Карим Мынбаев мечтал превратить Бетпакдалу в оазис - e-history.kz
Выдающийся ученый Карим Мынбаев как истинный патриот родной земли мечтал о том, что однажды широкие степи расцветут – он хотел превратить пустыню Бетпакдалу в оазис

У казахов есть мудрое выражение – «Родина начинается с семьи». И ведь действительно, для каждого человека рядом с понятием «родина» стоит «семья». Семья представляет собой важную среду для рождения и формирования нового члена общества, патриота своего Отечества.  Семья – это место, где закладываются азы воспитания будущих мыслителей, ученых. В казахском обществе полноценность семьи – залог спокойствия. Отцовская и материнская забота обеспечивают больше вероятности того, что в семье вырастет хороший человек и гражданин.

...Любовь к родной земле выдающегося ученого Карима Мынбаева выражена в его монографии «Пустыня Бетпакдала», такими строками: «Бетпакдала – это не безмолвные степи, там можно развить несметное количество скота, и заниматься земледелием, мы превратим его в Степной Оазис». 

В рамках программной статьи Елбасы «Курс в будущее: духовное обновление» в средней школе имени Мынбаева села Киевка Нуринского района Карагандинской области прошел Круглый стол на тему «Успех общества в высоком уровне образования». В нем приняли участие и поделились со своими мыслями научные сотрудники Института истории государства КН МОН РК, кандидаты исторических наук Сеиткали Дуйсен и Жабай Калиев. 

Дуйсен Сеиткали Жахияулы, ведущий научный сотрудник Института истории государства, кандидат педагогических наук:

Образование и наука – сила, которая меняет общество и развивает его. Поэтому система образования развивается наравне с развитием общества, и все время меняется. Она формируется исходя из общественно-политических, экономических особенностей каждой страны и непрерывно совершенствуется. 

Республика Казахстан сейчас находится на пути вступления в международную систему образования. Поэтому, в соответствии с требованиями времени, организация образования напрямую связана с переходом на двенадцатилетнее обучение.  В связи с этим поставленные перед обществом задачи отражены в стратегии «Казахстан-2050», «100 конкретных шагов», Посланиях Елбасы, в программной статье Президента «Курс в будущее: духовное обновление» и в других трудах. Чтобы овладеть новыми методами преподавания, школьные учителя осваивают передовые зарубежные методы преподавания, пути трехъязычного обучения. В этом деле примером являются «Назарбаев школы». 

 

Калиев Жабай Нурмакулы, начальник научно-информационного отдела Института истории государства, кандидат педагогических наук:

Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев в программной статье «Курс в будущее: духовное обновление» предложил реализовать программу «Туған жер». Он сказал, что со временем масштабы программы «Туған жер» расширятся и перерастут в «Туған ел». Президент отметил, что патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. 

Я, как ученый, близко воспринял к сердцу эти слова Президента. Я надеюсь, что все присутствующие любят свой родной аул. Я так говорю, потому что я тоже уроженец этого района, поэтому я счастлив, что принял участие в написании труда про Карима Мынбаева, уроженца Нуринского района, который стремился внести свой вклад в мировую науку. 

Карим Мынбаев, второй после Каныша Сатпаева ученый-казах, труды которого в 40-е годы ХХ века были признаны не только в Союзе, но и в мире. Их научные статьи, переведенные на английский язык, печатались в научных журналах США и Великобритании. Он бок о бок с Канышем Сатпаевым принимал участие в создании Академии Наук Казахской ССР, внес вклад в дело подготовки национальных научных кадров.

В новую книгу вошли слова ученого-биолога Айыпа Искакова: «Если мы признаем Каныша Сатпаева, как выдающегося ученого, который исследовал полезные ископаемые внес вклад в развитие тяжелой промышленности, то Карим Мынбаев занимает точно такое же место в сфере сельского хозяйства. Если бы он не стал жертвой внезапной катастрофы, то он тоже достиг бы такого же уровня, как любимый народом Каныш Сатпаев».  

По словам авторов-составителей книги «Кәрім Мыңбаев» С. Дуйсена и Ж. Калиева, воспоминаний о Кариме Мынбаеве не так много. Можно сказать, что сохранились лишь воспоминания и статьи его коллег, друзей и ученых. И только журналист Нурхан Мынбаев, сын Хамзе, брата ученого, написал труд  «Дарынды даланың дархан ұлы» и принял участие в съемках документального фильма «Тау тұлға». Научно-познавательный труд «Кәрім Мыңбаев» – продолжение таких плодотворных трудов ученых Института истории государства, как «Нурсултан Назарбаев и казахстанская модель строительства государства», «Алимхан Ермеков», «Жұмабек Тәшенев» и «Ілияс Есенберлин», опубликованные в серии «Ұлы Дала тұлғалары».

* * *

Со вступительным словом выступил модератор вышеназванного Круглого стола – учитель истории средней школы имени Карима Мынбаева – Ханнанов Рустем Расилулы; своим мнением поделилась заместитель директора по воспитательной работе Исаинова Асима Бажаккызы.

Благодаря обретению независимости мы теперь можем возродить угасавшие национальные ценности, справедливо писать об уже начавшихся меркнуть страницах истории. В конце мероприятия ученые подарили школьной библиотеке научно-познавательный труд «Кәрім Мыңбаев» вышедший в свет в серии «Ұлы Дала тұлғалары».

 

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?