Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Мультикультурализму нет альтернативы

1705
Мультикультурализму нет альтернативы - e-history.kz
Одним из важнейших факторов стабильного и уверенного роста Азербайджанской Республики является азербайджанский мультикультурализм, курс на которой провозгласил общенациональный лидер Гейдар Алиев

и продолжает Президент Азербайджана Ильхам Алиев.

В 2014 году для защиты толерантности, в соответствии с идеологией азербайджанизма - культурного, религиозного, лингвистического разнообразия республики, указом президента был создан Бакинский международный центр мультикультурализма. Недавно Бакинский международный центр мультикультурализма отметил свое пятилетие. Исполнительный директор центра Раван ГАСАНОВ любезно согласился встретиться и подробно рассказал о деятельности организации.

 

- Здравствуйте, господин Гасанов. В феврале 2019 года вы были назначены исполнительным директором Бакинского международного центра мультикультурализма. Это назначение было не случайным?

- На самом деле я был связан с центром с момента его основания. В 2014 году президентом Ильхамом Алиевым был создан Бакинский международный центр мультикультурализма, куда меня пригласили на работу старшим советником сразу после завершения учебы в Германии. Через год работы меня пригласили в Службу государственного советника по вопросам межнациональных отношений, мультикультурализма и религии при Администрации Президента АР, которую возглавлял Кямал Абдуллаев. В 2017 году Служба государственного советника по вопросам межнациональных отношений, мультикультурализма и религии была упразднена, а меня назначили исполняющим обязанности директора Бакинского международного центра мультикультурализма.

 

Зимняя школа. Февраль 2014 г.

 

В течение всего времени существования центра коллектив усиленно работал, создавал и исполнял различные проекты, которые были предложены Попечительским советом центра. Успешная реализация проектов центра получила высокую оценку Президента Азербайджана Ильхама Алиева. Бакинский международный центр мультикультурализма достойно представляет Азербайджан и поддерживает широкие отношения с другими зарубежными организациями и заслуженно стал визитной карточкой Азербайджанской республики в мире.

 

- Вы получили качественное зарубежное образование, какое-то время жили в Германии. В этой стране работают представители множества этносов. Скажите, этот опыт вам помогает в реализации проектов центра мультикультурализма?

- По профессии я юрист, разбираюсь как в азербайджанской, так и в международной юриспруденции, в этом смысле, образование, которое я получил в Баку и в Германии, пошло мне на пользу. Это позволило мне рассмотреть и оценить ситуацию в сфере межнациональных отношений, как в Азербайджане, так и в странах Европы. Азербайджан заявил о мультикультурализме как о государственной политике, в то время как руководство многих стран Европы отказывается от нее. Я понимаю, почему это происходит и эти процессы можно сравнить. Мультикультурализм - это не только общественная или политическая деятельность, это огромная правовая база юридических документов, законов, государственных программ, принятых в ООН и других международных организациях, которые необходимо знать и профессионально интегрировать в азербайджанскую практику, проводить политику на юридической, правовой основе. В этом мне очень сильно помогает мое юридическое образование.

Во время пребывания в Германии мне удалось издать две книги, также поступали приглашения от зарубежных вузов, например, от Технологического университета Иллинойс. Я продолжаю научную деятельность в юридическом направлении, являюсь диссертантом научной академии Азербайджана, специализируюсь по делам в сфере киберпреступлений. Полученное образование сильно помогает мне в работе.

 

- Так что же такое мультикультурализм? Государственная политика, научная дисциплина, система ценностей?

- Мультикультурализм можно рассматривать в разных статусах. Как известно, этот термин был введен в научный оборот теоретиками либерализма в 60-х годах прошлого века. Это понятие было принято в Канаде и в некоторых странах Европы. В современном мире живут более 2000 народов разных культур и вероисповеданий. А в ООН в настоящее время входит 193 государства. Это значит, что не может быть моноэтнических государств и народы должны вместе как-то сосуществовать. Мультикультурализм подразумевает мирное сосуществование разных культур и религий в одном целом государстве. Когда государство относится к ним не только толерантно, разрешает существовать другим культурам и религиям, это мультикультурализм, но умеренный. Сильный мультикультурализм подразумевает не только признание равноправного существования и развития этих религий и культур, но и постоянную устойчивую поддержку со стороны государства, как финансовую, правовую так и моральную. Азербайджанскую модель мультикультурализма можно назвать сильной, потому что и Президент, и государство заинтересованы в сохранении многокультурности и мультиконфессиональности страны. 96% населения республики – мусульмане, но ислам не является государственной религией. Все исламские, христианские и иные религиозные организации являются юридическими лицами. Если государство им помогает, то оказывает всем равную финансовую поддержку, если что-то разрешает, то и другим тоже. Азербайджан выделяет государственные средства на строительство синагог, церквей, мечетей. Такого вы нигде не увидите. В этом тоже выражена равная государственная поддержка всех религиозных конфессий, в которой нет места никакой дискриминации со стороны государства.

В мусульманской общине тоже никто не ущемлен по конфессиональному признаку. Не зависимо от суннитского или шиитского течения ислама, все мусульмане вместе молятся в одной мечети, где есть имамы - служители суннитского и шиитского культа. Это совместная молитва называется вахдат и существует только в Азербайджане.

Зарубежные эксперты выражают огромное удивление этому факту, они считают, что применение азербайджанского опыта позволит предотвратить конфликты между различными исламскими течениями. Нас часто спрашивают: «Почему вы берете на себя строительство католических церквей? Пусть этим занимается Ватикан!». Стоит подчеркнуть, что отношения, сформировавшиеся между религиозными институтами и государственными органами в Азербайджане, дают возможность контролировать внутреннюю ситуацию в этой не простой сфере и позволяют не допускать какого-либо деструктивного влияния извне. При этом государство не вмешивается во внутренние дела церкви, религиозных организаций, они равны перед законом.

 

- Одним из проектов центра является проект по Кавказской Албании. Расскажите, как реализация проекта отражает государственную политику мультикультурализма?

- Как историк вы наверняка знаете, что Кавказская Албания – это одно из древнейших государств Кавказа. Они придерживались христианской веры. Албанская апостольская церковь вела свой религиозный путь с IV века. В истории церкви Албанская апостольская церковь известна как автокефальная. После падения Албанского княжества в VIII веке часть албан сумела сохранить свою культуру, религию, язык. Но в марте 1836 года указом императора Николая I эта церковь была передана армяно-григорианской церкви. В результате этого Албанская апостольская церковь потеряла свою свободу, стала инструментом армянской пропаганды в притязаниях на азербайджанские земли. Сейчас этот проект отражает наши государственные интересы и является наследием азербайджанского народа. От последователей албанской церкви остались удины – этническое меньшинство, которое проживает в Габалинском районе Азербайджана, но они никакого отношения не имеют к григорианской церкви. Наша цель – информировать мировую общественность об истории Албанской апостольской церкви, ее значении в культуре Азербайджана и восстановить ее автокефальность. В этот процесс вовлечены ведущие отечественные и зарубежные ученые: доктор исторических наук, член-корреспондент НАН Азербайджана Фарида Мамедова, доктор философии по филологии, богослов Бион Вегге (Норвегия), Артем Куранов (Россия) и другие ученые. Проведены различные научные мероприятия, круглые столы, опубликованы сборники материалов. Мы будем продолжать работу в этом направлении.

 

Синагога Губа

 

- Возвращаясь к нашей общей истории, как вы думаете, насколько применим термин «политика мультикультурализма» к советскому государству? Как известно, СССР состоял из 15 республик, в которых проживало сотни народов.

- Я не думаю, что это будет адекватно применение этого термина к национальной или религиозной политике Советского Союза. Конечно, нельзя отрицать того, что в Советском Союзе все народы жили вместе. Но это никак не соответствует современному содержанию понятия мультикультурализма. Советское государство не было заинтересовано в развитии национальных идентичностей азербайджанского, казахского, узбекского или других народов. Тем более в Советском Союзе было отрицательное отношение к религии, была одна вера – коммунизм. В борьбе за власть большевики говорили о правах и свободах, боялись декларировать такое, что все народы потеряют свою идентичность, но вели планомерную работу по созданию единого советского народа. Это никак не соответствует содержанию понятия мультикультурализма. Конечно, советское общество было мультикультуральным, но политика государства – нет!

 

- Центр мультикультурализма был создан в мае 2014 года. За это время интерес к азербайджанской модели мультикультурализма заметно возрос. Ваш центр внес большой вклад в популяризацию азербайджанской модели мультикультурализма в мире, во многих странах открыты филиалы центра. Расскажите об их деятельности?

- За 5 лет деятельности центра мультикультурализма география его деятельности значительно расширилась. На сегодняшний день в университетах и научных центрах уже 9 государств открыты филиалы центра, во главе которых стоят известные публичные люди этих стран - Бриджит Вайсгербер (Германия), Тереза Дамасио (Португалия), Арье Гут (Израиль), Жанна Скотт (США), Григориу Аурелия (Молдова), Александр Нестеров (Россия), Людмила Беженару (Румыния), Сандро Тети (Италия), Болгария. Филиалы занимаются не только пропагандой культуры Азербайджана, но и распространением идей мультикультурализма в политической сфере. Наш центр, как международная организация, демонстрирует миру, что в настоящее время нет альтернативы мультикультурализму, потому что все народы имеют право на сохранение своей самобытной культуры, это зафиксировано в нормах международного права.

Мы оказываем помощь в преподавании азербайджанской модели мультикультурализма в вузах Азербайджана и зарубежных стран, подготовлены учебные программы, материалы, учебники на английском и азербайджанском языках, готовится к изданию учебник на русском языке. Крупнейшие вузы Японии, Индии, Польши, Литвы, Чехии, Италии, Румынии, Германии, Швейцарии ввели в свои программы предмет «Мультикультурализм». При этом, стоит отметить, что наше государство не оказывает никакого финансирования филиалам, не платит зарплату сотрудникам, это полностью инициатива руководства иностранных вузов. Мы помогаем только в реализации каких-то крупных мероприятий, например, во время организации международной конференции.

 

- Близким соседом, партнером, братом Азербайджана является Казахстан. Как Казахстан участвует в научных или исследовательских проектах центра?

- Бакинский международный центр мультикультурализма поддерживает хорошие партнерские отношения с коллегами из Казахстана, мы неоднократно проводили совместные мероприятия, две совместные конференции, очень внимательно изучаем мультикультурную модель Казахстана, в 2015 году совместно с казахстанскими тюркологами провели международный коллоквиум, посвященный 200-летию публикации немецким ученым-востоковедом Фридрихом фон Дитцем огузского дастана «Китаби-Деде Горгуд». В Казахстане мы пока не преподаем предмет «Мультикультурализм», но в перспективе есть такая задача. Между государственными органами наших стран ведутся переговоры. Ваша модель мультикультурализма нам очень интересна и мы уделяем большое внимание сотрудничеству с Казахстаном.

 

- Мы видим, что в Европе теория мультикультурализма переживает кризис. Это подтверждают победы правых партий на последних выборах в Европарламент. Что вы об этом думаете? Не является ли модель мультикультурализма ошибочной и тупиковой?

- Весь мир следит за этим процессом. Европейское общество попыталось применить варианты ассимиляции и изоляции. Но из этого ничего не вышло. В настоящее время европейская модель мультикультурализма себя исчерпала. Какой следующий вариант будет предложен обществу? Об этом думают многие.

 

- Глава государства Президент Ильхам Алиев провозгласил 2016 год годом мультикультурализма. Какие духовные, нравственные ценности лежат в основе мультикультурализма?

- Наш президент в своих выступлениях называет мультикультурализм – образом жизни. Азербайджанский народ всегда был толерантен, гостеприимен, мультикультурален. Политическим основателем этого понятия был Гейдар Алиев. Это продолжает в глобальном масштабе наш президент Ильхам Алиев. Азербайджан взял на себя межцивилизационный, межкультурный диалог. Когда Президент Ильхам Алиев провозгласил 2016 год годом мультикультурализма, все общественные организации Азербайджана подхватили эту идею. В 2016 году прошло очень много мероприятий, публикаций, форумов. Если раньше Азербайджан был известен за рубежом как богатая нефтяная страна, то сейчас ситуация значительно изменилась. О нас говорят как о многонациональной стране, в которой все равны, где представлены все религии. Это тоже очень важно! Наша модель мультикультурализма - это бренд Азербайджана. Когда в обществе нет стабильности, тогда не будет никакого экономического развития страны. Если нет внутреннего спокойствия, то невозможно развивать другие сферы.

 

Мероприятие, посвященное 5-летию Центра

 

- В заключение прошу вас поделиться проектами на ближайшее время?

- В самое ближайшее время мы будем проводить 9-ю летнюю школу. Летние и зимние школы являются логическим продолжением теоретических курсов по мультикультурализму. Мы приглашаем студентов, которые уже знакомы с культурой Азербайджана. На этой летней школе впервые пройдет молодежный форум, на котором примут участие более 100 зарубежных студентов, вместе с азербайджанскими студентами они будут вести межкультурный диалог. Надеюсь, мы сможем создать в молодежной среде такое общественное молодежное движение. Осенью планируем провести международную конференцию по Кавказской Албании. Кроме этого, центр постоянно ведет работу с общественными организациями, которые тоже нуждаются в нашей поддержке.

 

- Большое спасибо! Желаю успехов международному центру!

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?