В любом уголке Земли стали узнаваемы бренды японской промышленности - Сони, Панасоник, Тойота и другие. Кроме того, благодаря литературе и телевидению люди узнали о таких японских понятиях, как самурай, ниндзя, кендо, суши, нэцкэ, кимано, икэбана. Даже термин «гейша», несмотря на всю свою моральную непривлекательность, стал эталоном красоты, утонченности и женственности.
Современный Казахстан ведет активную работу над укреплением собственного имиджа в мировом информационном пространстве. Сейчас, в рамках модернизации общественного сознания, инициированной Первым Президентом РК - Елбасы Нурсултаном Назарбаевым, необходимо активно продвигать в мире казахстанские бренды - айтыс, кокпар, кумыс, юрта, кюй и другие.
Ракуго – старинное японское традиционное искусство комического устного рассказа, зародилось в Японии еще в период Сэнгоку «Эпоху воюющих провинций» (II половина ХV – начало XVII вв.) В перерывах между военными походами самураи стали приглашать в свои ставки искусных рассказчиков, чтобы шутками и весельем снять стресс после битвы. Постепнно ракуго стало настолько популярным, что в Японии появились специальные театры – ёсэ. Эпохи сменяли друг-друга, но средневековое искусство не пропало, оно сумело адаптироваться к современным условиям, успешно прижилось на телевидении и стало своеобразным брендом страны восходящего солнца.
По приглашению «Canary English RAKUGO Company» в Нур-Султан приехали артисты Ейраку, Банбан, Пико, Кораку с программой English Rakugo Show. Студенты и преподаватели ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, Назарбаев Университета, Университета КазГЮУ смогли насладиться шедеврами японского традиционного юмора на английском и японском языках.
О корнях средневекового театрального искусства, которое появилось еще в эпоху Эдо, его специфике мы поговорили с исполнителем Ейраку.
- В европейской традиции при королевском дворе были есть шуты, которые развлекали правителя. В средневековой традиции русского народа были скоморохи, исполнявшие шуточные песни в особых костюмах. В казахском обществе тоже были люди, такие как сал-сери, которые развлекали и веселили народ, высмеивая ошибки и недостатки правителей. Можно ли их сравнить, поставить в один ряд с исполнителями ракуго?
- Да, в принципе можно, есть что-то похожее. Ракуго возникло еще до периода Эдо. Один человек играл перед высокопоставленными людьми, самураями чтобы их развеселить. Ракуго чаще всего исполняли священники. Раньше, обладая высоким статусом, священники могли позволить себе что-то говорить. В ракуго нет определенного правила что можно говорить или нельзя. Суть искусства заключается в том, чтобы актер, используя мимику и мастерство, сумел перед зрителями разыграть пьесу, как правило без декораций. Кульминацией выступления является последний акт, в котором актер играет остроумный каламбур. Собственно, ракуго означает «раку» или «оти» - падать, ронять; «го» - слово. А рассказчика называли ракугока.
- Есть какие-нибудь письменные источники о ракуго? Сохранились ли свитки с их ранними выступлениями, первые книги - сборники с шутками?
- Такие письменные источники появились в первой половине XVII века. В 1628 году был опубликован сборник историй ракугока Анракуан Скудена «Сэйсуйсё». «Сё» означает «смеяться», а «сэйсуй» – «просыпаться, открыть глаза». В 70-х годах XVIII века профессиональные актеры-рассказчики внесли в ракуго свои особенности в зависимости от местности.
- Ракуго сложилось как искусство более четырех веков назад. Какие школы сложились за это время? Где Вы сами учились этому искусству?
- Определенной образовательной школы нет, этому не учат в университете. Обычно есть актер ракуго, который учит этому искусству своих учеников. Так они передают эту традицию из поколения в поколение. Я учился у Патекава Данчи.
- Кого из профессиональных ракугоку вы могли бы выделить?
- Профессионалов Ракуго очень много, в данной время известно около 800 актеров-рассказчиков. Среди исполнителей ракуго есть любители и профессионалы, я нахожусь где-то посередине.
- Устное народное творчество казахского народа достигло высоко уровня развития, многие произведения акынов и жырау передавались устно. Шутки Ходжа-Насреддина, Алдар-Косе люди передавали из уст в уста. Какие традиции сложились в японском искусстве?
- Раньше в Японии также передавали устно, а не в письменном виде. То есть говорили и так друг другу передавали. Но начиная с XVII века с появлением сборника «Сэйсуйсё», начали писать шутки и в письменном виде.
- Как рождались шутки? Это события из жизни актеров?
- По-разному. Бывает так, что актер придумывает собственные шутки. Но зачастую они берут сюжеты из сборника «Сэйсуйсё», который появился в период Эдо, или же заимствуют их у других актеров. Также актеры могут использовать шутки из китайского сборника шуток.
- Спасибо за ваше содержательное выступление, желаю вам дальнейших творческих успехов!
- Спасибо!
О культуре Японии можно узнать в материалах портала:
Е. Татишев: «Кендо подходит народу батыров»
Тацухико Касай: у нас единые корни
Знакомство с японской культурой