Повесть во многом автобиографична. Антуан де Сент Экзюпери сам был летчиком, в детстве его называли «Король-солнце», а место действия – пустыня Сахара, долгое время была местом его работы, в 20-х годах ХХ века он был назначен начальником промежуточной почтовой станции Кап-Джуби на самом краю пустыни. Образ Лиса не случаен, А. де Сент Экзюпери приручил зверька во время службы в Марокко.
Спектакль Игоря Седина по праву, можно назвать «авторским». Свое видение он воплотил в этой постановке как автор инсценировки, художник по свету и музыкальный оформитель. Музыкальные треки, наверняка пришлись по нраву взрослому зрителю. Спектакль предназначен не столько для детской, сколько для взрослой аудитории. Неслучайно эпиграфом к спектаклю режиссер-постановщик Игорь Седин взял такие слова: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».
Рисунки повести, были сделаны самим Экзюпери поэтому эта идея получила продолжение в спектакле. Герои спектакля рисовали на огромных досках прямо на сцене. Такой «метод общения» рушит преграды, и помогает раскрыть основную тему сказки. Интересные режиссерские находки позволили зрителю окунуться в фантастическую историю.
Маленького принца сыграла актриса Айжулдыз Бакланова, а Летчика - Максим Ященко. Максим любезно согласился дать интервью порталу NDH накануне премьеры.
Итак, знакомьтесь, Максим Ященко - актер Государственного Академического русского театра драмы им. М. Горького. Он окончил факультет актерского искусства Казахского национального университета искусств города Астаны, с 2011 года сыграл на сцене Государственного академического русского театра драмы им. М. Горького более 20 ролей, среди них: Афраний из «Мастера и Маргариты», Доктор в «Язычниках», Бахтияр в «Томирис - царица сакская», Алексей Вронский из «Анны Карениной», Онегин и другие.
- Любой премьере предшествуют длительные репетиции. Расскажите, как шел процесс подготовки спектакля?
- Приступили к репетициям мы прошлым летом. Потом уходили в отпуск, потом начался новый театральный сезон и вот, заново вернулись к этой работе. Процесс, в данном случае я считаю, немного затянулся. На это есть как объективные причины, так и влияние внешних факторов. Я думаю, «Маленький принц» отличается от других постановок. На самом деле все репетиции, все постановки друг от друга отличаются. Это индивидуальное детище, индивидуальное произведение, индивидуальный спектакль каждый.
- И образ наверняка тоже каждый раз индивидуальный?
- Да, образ тоже индивидуальный каждый раз. Другое дело, что когда-то актерам сам материал и роль больше нравится, когда-то меньше нравится. Но это не имеет значение – никто у актера об этом не спрашивает.
- Даже режиссер? Что требует Игорь Седин от актеров?
- Режиссер Игорь Седин очень давно работает в театре, начинал актером, потом получил режиссерское образование и это уже не первая его постановка на сцене нашего театра. Режиссер изначально, в первую очередь нас заразил своей идеей и, конечно же, самим материалом. Это очень удачный материал, который интересно читать и очень хочется работать. Режиссер воплощает свои идеи, какие-то мизансцены так, как он это задумал. Он рассказывает нам, что надо делать на сцене, для того, чтобы это было понятно каждому актеру. А дальше мы стараемся и развиваем эти идеи. То есть режиссер дает нам косточку, а мы наращиваем на него мяса. Если все получается хорошо, то и режиссер доволен. Игорь Седин требует от нас искренности.
- Вам нравится ваша роль в этом спектакле?
- Моя роль – роль летчика. Конечно, она мне нравится. Когда мы только начали репетировать Игорь подошел ко мне: «Будем ставить спектакль. Я хочу тебя туда позвать». Я говорю: «Хорошо, здорово». Я уже согласился на работу, только потом спросил: «А какая роль?». Он говорит: «Роль летчика». Я говорю: «А может я буду маленьким принцем?». «Летчик – это и есть маленький принц», - сказал мне Игорь. Потом, в процессе разбора этой пьесы, я сумел раскрыть эту истину для себя, узнал, что, по большому счету, это один и тот же человек. Все зависит от того, как это рассматривать. Потому что по сюжету это авиакатастрофа в пустыне, летчик умирает от обезвоживания, жара и все, что описано в этом произведении, вполне логично, могло быть галлюцинацией летчика. Сам Антуан де Сент-Экзюпери тоже был летчиком. Он воевал и ему эта тема была очень близка. По-моему, это последнее его произведение, написанное как раз в военное время. В общем, Игорь сказал: «Ты и будешь маленьким принцем». Это меня еще больше вдохновило, обрадовало.
- Какова роль летчика в спектакле?
- Начнем с того, что это очень интересный образ. И, как я уже сказал, практически у них одна линия с маленьким принцем. И что это - действительно видения в жаркой пустыне или еще что-то зритель сам должен понять. От него, как мне кажется, все отталкивается в этом спектакле, происходят все встречи, знакомства на других планетах с другими персонажами. Как будто это проекция: через летчика глазами принца восприятие всего мира. Тут затронута тема взрослых и детей: что настоящее, а что надуманное. Детский мир - он настоящий, а взрослый – такой надуманный, он очень сильно материален.
На самом деле, это очень крутое произведение и его обязательно стоит читать в детстве, а потом во взрослом сознательном возрасте. Совершенно разное восприятие произойдет обязательно у каждого человека. Здесь тоже это затрагивается.
В диалоге с маленьким принцем летчик объясняет, что взрослые не понимают детей, что, когда ты говоришь взрослым, что у тебя появился новый друг, они у тебя никогда не спросят самого главного - какой голос у твоего друга, какие игры он любит играть или ловит ли он бабочек? Вот это действительно что-то очень теплое и искреннее главное для детей. А взрослые спрашивают: «сколько ему лет, сколько у него братьев, сколько он весит и сколько зарабатывает его отец». После этого они воображают, что знают этого человека. Ребенок, наблюдая за домом, рассказывает, что видел красивый дом из розового кирпича, в окне у него герань, а на крыше голуби. Детям этого достаточно для того, чтобы воспринимать этот яркий красивый мир. А взрослые не могут понять, что это за дом, им надо сказать всего лишь одну фразу: «я видел дом за сто тысяч франков» и этого будет достаточно. Тогда они восхищенно скажут: «О, да! Потрясающе! Это очень красивый дом!». Здесь в этом спектакле как раз-таки раскрывается эта тема потери настоящего мира и показана настоящая жизнь глазами детей. Летчик через маленького принца возвращается в детское состояние, воскрешает искренние чувства, а маленький принц его туда возвращает. Получается такой диалог как будто бы человек взрослый вернулся в детство и наслаждается и кайфует от того, что его понимают и он понимает. Как будто его заставили повзрослеть, чтобы его понимали все взрослые, а на самом деле он мыслит искренне как ребенок, ведь для него шляпа на самом деле не шляпа, а слон в удаве.
- Может быть таким образом свои личные переживания, внутренний мир автор попытался воплотить, передать в пьесе. На какого зрителя ориентирован спектакль?
- Первые строки этого произведения – непосредственное обращение самого Сент-Экзюпери к читателям. Неважно, ребенок это или взрослый человек. Там написано, что все взрослые были детьми. Он обращается ко взрослым, просит прощение у детей: «дети простите меня, я обращаюсь ко взрослым, потому что все взрослые были детьми». Получается здесь обширная очень публика. Конечно, это для взрослых. Чтобы вернуть взрослым настоящий мир, настоящую жизнь, искренние чувства, искреннее восприятие важности этого мира.
- Почему маленького принца играет актриса Айжулдыз Бакланова?
- Это решение режиссера. Такое бывает в театре. Я считаю, что у нее хорошо получается сыграть именно мальчика, она уже привыкла к роли. Если в процессе репетиции ей говоришь: «Куда ты пошла?», она говорит: «Не пошла, а пошел». Она все мысли в себе перевернула. У нее очень здорово получается передать все чувства, которые в этом произведении должен передать принц как мальчик. Как будто она очень близка к детству, поэтому у нее здорово получается.
- Как у вас с декорациями для спектакля?
- Для такого спектакля разработаны очень интересные декорации. Декорации к спектаклю были созданы художником-постановщиком Канатом Максутовым, костюмы к спектаклю выполнила художниц Алма Сырбаева. Все простейшие механизмы, воплощенные на сцене, соответствуют той интересной идее, которая заложена в самом спектакле.
- Спасибо за интервью! Желаю вам новых творческих ролей!
Фото предоставлены пресс-службой ГАРДТ им. М.Горького