Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Ученые обсудили историческое наследие Евразии

1505
Ученые обсудили историческое наследие Евразии  - e-history.kz
Статьи Елбасы стали программными документами для отечественных историков. Но историю Казахстана нельзя рассматривать изолированно от глобальных процессов, происходивших на Евразийском континенте

20 ноября 2019 года Институт истории государства КН МОН РК совместно с Фондом Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы провели международную научно-практическую конференцию: «Евразийское историческое наследие: Грани истории - от истоков до современности», посвященную реализации ключевых положений Программной статьи Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы Н.А. Назарбаева «Семь граней Великой степи».

Открывая конференцию, директор Института истории государства Буркитбай Аяган подчеркнул, что мероприятие проводится с целью выработки рекомендаций по реализации проекта «Архив-2025», изучения основных событий истории, пропаганды исторического наследия на международном уровне.

 

 

Заместитель исполнительного директора Фонда Первого Президента РК Елбасы Игорь Рогов в своей приветственной речи отметил, что статьи Елбасы «Модернизация общественного сознания» и «Семь граней Великой Степи» являются программными документами по истории Великой Степи. По словам известного юриста, международная конференция объединит усилия ученого сообщества, отечественных и зарубежных экспертов в вопросах проведения совместных исследований по самым разным направлениям и историческим периодам начиная от древних времен, заканчивая до современных межгосударственных отношений. На мероприятии собрались зарубежные ученые.

С приветственным словом от имени директора Института Всеобщей истории РАН Михаила Липкина выступил научный сотрудник института Андрей Исэров.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Польши в Республике Казахстан Селим Хазбиевич на конференции принял участие в двух ипостасях. С одной стороны, как официальное лицо Польши в Казахстане, с другой стороны, как представитель общины польско-литовских татар. Селим Хазбиевич рассказал историю происхождения липки татар, на слайдах презентации были представлены документы, в которых король Сигизмунд подтверждал дворянское происхождение Хезбиевичей от Тохтамыш хана. И хотя польская татарская община на сегодняшний день не многочисленна, она ведет активную деятельность, проходят мероприятия татар Балтийского региона. Посол Польши планирует выпустить книгу о польских татарах на казахском и русском языках. 

Директор Института истории государства Буркитбай Аяган в своем докладе остановился на вопросе методологии поиска и источниками. По мнению ученого, в исторической науке не может быть единой универсальной методологии поиска. Так называемая «марксистко-ленинская» методология, введенная окружением И.В. Сталина в «Кратком курсе ВКП(б)» привела к репрессиям, депортациям, уничтожению «классовых врагов». Буркитбай Аяган подчеркнул необходимость использования опыта создателей «Анналов» - Марка Блока, Люсьена Февра, Фернана Броделя, традиции русской, грузинской, азербайджанской, армянской, украинской школ. Не менее важны достижения современных школ европейских и восточных народов, особенно опыт ученых и архивистов Узбекистана и Кыргызстана.

Касаясь научных проблем изучения евразийского исторического наследия, историк отметил, во-первых, что мы все наследники великих цивилизаций, но не все народы сумели выйти из перипетий истории, например, албанцы Кавказа, согдийцы или кипчаки. Казахстанская молодежь знает события истории Римской империи, Византии, Османской империи, Китая, но слабо осведомлена о своих великих полководцах прошлого. Почему из всех великих государств прошлого - Римской империи, Османского султаната, Византии история Золотой Орды изучена наиболее слабо? Самый большой урон был нанесен в советское время, когда было принято Постановление ЦК ВКП (б) от 9 августа 1944 года «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации». Документ загнал изучение истории Золотой Орды в узкие и совершенно ненаучные рамки трудов К. Маркса, И. Сталина и идеологов КПСС. Это был тупиковый путь, из которого до сих пор не может выйти историческая наука постсоветских государств. А между тем, интрига истории состоит в том, что именно в рамках Золотой орды в ХIII – XV веках, абсолютное большинство народов оказались объединенными в первый Евразийский союз!

 

 

Директор Института Кавказоведения НАН Азербайджана, Депутат Милли Меджилиса Азербайджанской Республики Муса Гасымлы в своем выступлении осудил героизацию нацизма, отметил необходимость серьезного и профессионального изучения истории независимых государств, призвал ученых к привлечению молодежи тюркских народов к науке, особенно исторической. Талантливую молодежь необходимо принимать в вузы на исторические, политологические специальности. Они обладают большим потенциалом, который пригодится в будущих исследованиях.

Директор Института истории Национальной академии наук Республики Армения Ашот Мелконян. Он признался, что в Армении сохранилось много источников по тюркскому наследию. К таким источникам относятся труды армянских путешественников, побывавших в ставке монгольского хана Гуюка, описавших участие армянских воинов в походе Хулагу против Берке хана в 1251 году. Только совместными усилиями историков возможно глубокое изучение историко-культурного наследия Казахстана, считает армянский историк.

 

 

Ведущий научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины Борис Черкас выступил с докладом «Дунай-Донская степь в позднее средневековье: западный фронтир Дешт и-Кыпчака». Восточная Европа – край, где заканчивалась западная цивилизация и начиналась неизведанная степь. С другой стороны, для «Потрясателя вселенной» Чингис-хана крайней точкой мира был Киев. Как складывались отношения между двумя цивилизациями на этом участке степи рассказал украинский ученый.

 

 

В ходе мероприятия историки обсудили вопросы выработки перспективных направлений в рамках проекта «Архив-2025»‚ подготовки биографической энциклопедии «Великие имена Великой степи», изучения взаимосвязи тюркского и славянского миров и другие вопросы.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?