Для реализации этой сложной задачи Президентом РК К.К. Токаевым были предложены комплексные меры, во многом позволяющие улучшить эту сферу жизни общества. Они охватывают широкий спектр вопросов, начиная от поддержки учителей, предусмотренной проектом закона «О статусе педагога», до конкретных поручений Правительству по развитию сферы образования. Внушает оптимизм то, что озвученные и поставленные Главой государства задачи перед педагогическим сообществом и государственными органами найдут свое отражение в госпрограмме развития образования и науки, которую сейчас готовит Правительство. Проект программы будет широко обсуждаться в обществе.
Руководитель отдела Истории социально-экономического развития Казахстана Института истории государства Комитета науки МОН РК А.М. Ауанасова прокомментировала это важное для всех работников образования и науки событие.
Ученые Института с удовлетворением отмечают, что в выступлении Главы государства поставлены задачи, связанные с совершенствованием механизма распределения программно-целевого и грантового финансирования, работы национальных научных советов, которые в целом должны обеспечить прозрачность финансирования науки. Практика прошлых лет показывает, что механизм подачи заявки на участие в конкурсе, а также сам конкурс отбора лучших проектов научными национальными советами оказался, мягко говоря, некорректным, а его механизм несовершенным. Так, по результатам конкурса на программно-целевое и грантовое финансирование прошлых лет (2014-2016 гг.) ННС самостоятельно определял формы и объемы финансирования, выделяемые для проведения научных исследований, давал оценку научной новизны и актуальности исследования, определял потребности в той или иной научной разработке и направлении, в том числе и в гуманитарной сфере. Члены ННС – кандидаты технических и экономических наук зачастую давали оценку качества научным проектам по исторической тематике. Как правило, их деятельность ограничивалась перераспределением финансовых потоков, выделенных на программно-целевое и грантовые исследования. В итоге программа исследовательской работы, по некоторым направлениям гуманитарного цикла, оставшись без финансирования и не была доведена до логического конца. В завершающий финансовый год многие обладатели грантов не смогли выдать завершающий результат.
Так, например, в 2016 году по программе «Народ в потоке истории» финансирование научно-исследовательской работы, направленной на системное изучение деятельности Первого Президента Республики Казахстан и определение его роли в становлении казахстанской государственности, было прекращено досрочно, без объяснения его причин, что повлекло за собой недостижение конечного результата (хотя исполнители, подготовили макеты 8-ми монографий).
В 2018 году учеными предпринимались активные попытки принять участие в конкурсах на программно-целевое и грантовое финансирование. Однако ни один заявленный проект не был удостоен финансирования по причине несовершенства процедуры проведения конкурса. Проведение учеными самостоятельного внутреннего мониторинга (анализа) данной ситуации показало, что в 2014-2016 гг., процедура отбора заявленных тем в 2018 года была закрытой и обюрокраченной.
Поэтому вопрос совершенствования механизма распределения программно-целевого и грантового финансирования, поставленный на августовской конференции 2019 году, является актуальным, а его решение позволит обеспечить прозрачность финансирования науки в целом.
Сегодня ученые Института, работая над фундаментальными и прикладными исследованиями, могли бы продолжить научные разработки по истории независимости и изучению модернизационных процессов в обществе. Это могло бы не только обогатить теоретическую копилку исторических знаний, но и стать основой для выработки практических рекомендаций государственным органам в реализации государственных программ в сфере образования и науки.
Именно поэтому у ученых Института находит поддержку инициатива Главы государства о том, что Правительству поручено разработать концепцию дальнейшего институционального развития науки с выходом на конкретные практические предложения. Решение же этих задач позволит активнее внедрять в конкурентную среду новые научные достижения и открытия ученых Института.
Среди приоритетов, обозначенных Президентом Казахстана, младший научный сотрудник Института истории государства К.Г. Аканов отметил развитие туризма, привлечение туристического сообщества к истории, культуре и природе нашей страны.
Президент РК Касым-Жомарт Токаев особо подчеркнул роль и значение мавзолея Джучи хана, который должен стать местом притяжения туристов. Кроме того, среди туристических изюминок Казахстана есть дом-музей Абая Кунанбаева в ауле Жидебай Абайского района, дом-музей Мухтара Ауэзова, памятник Енлик и Кебеку, мавзолейный комплекс Абая и Шакарима. Данное обстоятельство весьма символично, в свете грядущего 175-летия великого казахского поэта. Посещение музея Отрара в с. Шаульдер Отрарского района Южно-Казахстанской области, особенно актуально в связи с 1150-летием уроженца Отрара аль Фараби.
Сегодня перед туристической отраслью стоят важные задачи по популяризации Казахстана в глазах мирового сообщества. Необходимы действенные инициативы по продвижению культурного туризма в стране, которые должны опираться на наследие казахского народа. Данное обстоятельство было указано в статье Елбасы Н.А. Назарбаева: «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». В их числе могут быть такие меры, как качественная информационная пропаганда в СМИ, проведение массовых соревнований по народным играм, организация выставок народных ремесел и т.д.
Действенным подспорьем может стать предложенное Главой Государства К.К. Токаевым открытие университета туризма для подготовки квалифицированных кадров в данной области, где могут быть организованы специальные кафедры и научные институты. Эти и другие инициативы будут способствовать выходу Казахстана на международный туристический рынок.
Напомним, что 16 августа 2019 года во Дворце Независимости столицы прошла ставшая традиционной августовская конференция работников образования и науки республики с участием Президента Казахстана К.К. Токаева. Проведение конференции в августе давно стала традицией образовательной системы страны. На мероприятии подводят итоги и определяют задачи на новый учебный год. В этом году конференция прошла с участием Президента РК К.К. Токаева во Дворце независимости в Нур-Султане. В мероприятии участвовали педагоги со всех регионов Казахстана, преподаватели учебных заведений, родители, ученые, общественные деятели, представители государственных органов. Участниками конференции были также ведущие ученые Института истории государства.