За 20 лет творческой работы им создано 55 документальных фильмов природы родного края. Как профессиональный охотник, Одон хорошо знает повадки диких животных и это во многом помогает во время съемок. Его фильмы имеют успех у зрителей Австрии, Германии, Нидерландов. Бельгии, Италии. Блауманн подчеркивает: «Фотосъемка и съемка фильмов о дикой природе – это моя жизнь с любовью и смирением. Каждое мгновение в природе поражает своим совершенством, а то, что эти мгновения я могу зафиксировать, являются для меня настоящим чудом». Фотовыставки художника были организованы в Будапеште, Секешфехерваре (Венгрия), Дортмунде (Германия), Зальцбурге (Австрия). И вот теперь выставка «Путь оленей» представлена в Казахстане.
В Венгрии обитает одни из лучших оленей, которые тысячелетия назад перекочевали из Центральной Азии в Европу. Олень – особое животное в венгерской культуре. В древних венгерских сказаниях именно Олень привел предков современных венгров из Азии в Европу. Согласно легенде, во время охоты племена гуннов последовали за Оленем, перешли Меотийское озеро (древнее название Азовского моря) и нашли для себя новые земли.
Самое знаменитое художественное произведение об олене, также имеет венгерские корни. Сказку о Бэмби написал в 1923 году Феликс Зальтен, известный австро-венгерский писатель. Удивительные фотографии оленят, представленные на выставке, выглядят как художественные иллюстрации к книге Зальтена.
Искусство фотографии позволяет увидеть оленей и других животных в природной естественной среде обитания. Фотограф Блауманн сумел запечатлеть оленей, пересекающих лесные пространства, в движении, в прыжке.
Эти снимки напоминают нам о знаменитой археологической находке золотого Оленя из скифских курганов, так же найденной в землях древней Меотиды. Известный кинорежиссер, классик документального кино Михаил Ромм в своей книге «Беседы о кинорежиссуре» рассказывал об этой находке: «В одном из скифских курганов было найдено изображение оленя в очень странной и сложной позе: животное подогнуло все четыре ноги под живот. В течение многих лет вокруг этого изображения шел спор. Скифское искусство далеко от стилизованной условности, олень изображен реалистически. Почему же он находится в таком странном положении? Одни полагали, что это ритуальный олень, мертвый; другие — что, поскольку он изображен на браслете, ноги подогнуты для того, чтобы изображение удобнее поместилось на узкой пластинке. Но при съемке рапидом выяснилось, что испуганный олень, убегая стремительными прыжками, в самой середине прыжка, в его кульминации, на мельчайшую долю секунды принимает именно это положение: он прижимает все четыре ноги к животу. Наш глаз этого не улавливает, мы смогли увидеть это только через кинематографическое изображение. Скифский глаз, очевидно, был настолько острее нашего, что улавливал и это положение. В этот, наиболее яркий момент скачка скиф и изобразил оленя».
Иллюстрация с Интернет-ресурса http://kronk.spb.ru/img/artamonov-mi-1966-t062.jpg
Похожее изображение найдено и на территории Казахстана, в Алматинской области найдена золотая бляшка в виде оленя.
Жалаулинский клад. Алматинская область. ЦГМ РК. V-III вв. до н.э
Иллюстрация с Интернет ресурса: http://testent.ru/photo/kartinki/istorija_kazakhstana/skulptury_olenej/5-0-271
Жалаулинский клад. Алматинская область. ЦГМ РК. V-III вв. до н.э
Одон Блауманн отметил, что мир дикой природы поражает своим совершенством. Порой, лучший снимок получается за минуты съемок, а иногда приходится сидеть днями и неделями.
Фотографии с выставки «Путь оленей», возможно, украсят книги и альбомы о природе Венгрии.
Жанар САТАЕВА,
пресс-секретарь Архива Президента РК