благодаря которому осуществлен плавный и, главное, мирный переход к демократической республике.
В конце 80-х и начале 90-х годов прошлого столетия наблюдавшиеся на территории СССР политические и экономические кризисы ясно давали понять, что их результатом в ближайшей перспективе станет распад Советского Союза. Угасание политической воли КПСС и сохранение пессимистического отношения населения к представительным и исполнительным органам с особой остротой актуализировали вопрос о том, кто теперь будет представлять Казахстан в его отношениях с пока еще действовавшими центральными (общесоюзными) органами власти.
Вопрос этот имел особое звучание особенно в тех исторических условиях, когда предстояли многочисленные переговоры о судьбе страны. Это понимали все – от простого рабочего до академика. Ставился он так: «Какой орган или какое должностное лицо должно выступить в роли такого представителя?»
Верховный совет для этой роли не годился, поскольку такой формат делал невозможным оперативное принятие решений в быстроменяющихся политических реалиях. Надо сказать, что к концу 80-х – началу 90-х гг. ситуация на политической арене круто менялась чуть ли не каждый день.
Не годился для этой роли и председатель Верховного совета, который был лишь первым среди равных депутатов. Он мог только выражать общее мнение, выступать от имени народных избранников, но не мог стать единоличным полномочным представителем Казахстана как внутри страны, так и в отношениях в рамках Союза.
Между тем число вопросов, касающихся политического и правового статуса союзных республик, их социально-экономического положения, возрастало с каждым днем. Переговоры, консультации, обсуждения по поводу их урегулирования и мирного разрешения стали распространенной формой встреч на высшем уровне.
В этих условиях интеллектуальная элита и политические силы общества, равно как и народ Казахстана в целом, пришли к пониманию того, что необходим единоличный политический лидер, который благодаря высокому и независимому должностному статусу мог бы достойно представлять страну в период сложившегося политического кризиса на территории СССР и нести ответственность за восстановление суверенитета республики.
Такой единодушный настрой в общественном сознании оказался решающим фактором в ходе учреждения поста Президента, юридическому оформлению которого был посвящен Закон «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Казахской ССР» от 24 апреля 1990 года. Примечательно, что этим документом одновременно устранялась монополия Компартии на государственную власть.
Закон в соответствии с реалиями политического кризиса, поразившего, казалось бы, непоколебимые основы устройства советского федерализма, наделял Президента преимущественно представительскими полномочиями.
На рубеже конца 80-х и начала 90-х гг. политическое будущее Казахстана представлялось весьма туманно. Ясность могла наступить при решении вопроса – сохранится советская федерация или нет. Но логика событий того периода подсказывала, что путь развития союзной республики должен пролегать в сторону повышения ее самостоятельности и свободы от жесткого партийного диктата.
Исторический выбор путей государственного развития осложнялся этой неясностью и внезапно возникавшими вызовами, требовавшими «незамедлительной ответной реакции». Поэтому Первый Президент был избран депутатами Верховного совета в кратчайшие сроки, в день принятия Закона об учреждении поста Президента, так как всенародные выборы требовали ряда организационных мероприятий (принятие специального закона, проведение предвыборных кампаний, работа избирательных комиссий и участков и многое другое).
Первым Президентом стал Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Впоследствии, 1 декабря 1991 года, он был избран на эту должность всенародным голосованием.
С надеждой на расширение суверенных прав республики было связано наделение Президента полномочиями на ведение переговоров и подписание международных договоров; принятие верительных и отзывных грамот аккредитованных дипломатических представительств иностранных государств; назначение дипломатических представителей Казахстана в иностранных государствах и международных организациях (п. 13 ст. 114).
Волна вооруженных конфликтов на межнациональной основе или на основании противостояния той или иной республики политике центра вызывала серьезные опасения, что она может докатиться и до Казахстана. Поэтому в превентивных целях было установлено, что Президент «в интересах обеспечения безопасности граждан Казахской ССР вводит чрезвычайное положение с незамедлительным внесением принятого решения на утверждение Верховного совета Казахской ССР» (п. 17 ст. 114).
Таким образом, Президент с установленными конституционными полномочиями был выдвинут на передний фронт разворачивающейся борьбы за суверенитет республики и государственную независимость Казахстана. При этом у него не было непосредственно им реализуемых управленческих полномочий.
Исполнительно-распорядительные органы Президенту не подчинялись – контроль над ними осуществляли советы народных депутатов. Глава государства был включен в систему власти не в качестве ведущего звена, а в виде института для оперативного разрешения противоречий между республикой и союзным центром. Это была должность своеобразного кризис-менеджера в сфере политических отношений.
Как показала история независимого Казахстана, Первый Президент с задачами кризис-менеджера справился блестяще, несмотря на ограниченные, по сегодняшним меркам, полномочия.
Успешная деятельность Нурсултана Назарбаева в качестве Главы государства, его личный авторитет перед казахстанским обществом сформировали положительный образ поста Президента в общественном сознании. В то же время ограниченный круг полномочий, исключающий властно-распорядительные правомочия, существенно ограничивал его возможности в управлении политическими и социально-экономическими процессами в Казахстане.
Попытка выправить это ненормальное с юридической точки зрения положение, когда Глава государства «царствует, но не правит», была предпринята в Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР (от 1990 года), провозгласившей, что «Президент является главой государства и обладает высшей распорядительно-исполнительной властью» (ст. 7). Но вместе с тем она установила, что «право выступать от имени всего народа республики принадлежит Верховному совету Казахской ССР» (ст. 4).
Быть Главой государства без права выступать от имени народа, создавшего данное государство, – правовой нонсенс. Но это, так сказать, мало кем замеченный юридический нюанс. Между тем здесь намечался проявившийся впоследствии дуализм верховной власти, который сложился во взаимоотношениях Президента и Верховного совета.
Время политического и экономического кризисов настойчиво диктовало усиление власти Президента, но инерция общественного сознания препятствовала осмыслению этой необходимости. Идеологического аппарата, каким обладала партия, в то новое время не было. Вся работа по объяснению и разъяснению происходящих событий и их перспектив легла на Президента и его ближайшее интеллектуальное окружение. А оно было малочисленным, по персональному составу – молодым, к тому же малоизвестным.
Поэтому Нурсултану Назарбаеву приходилось весь груз ответственности брать на себя. И со стоявшими задачами Президент блестяще справился.
Алима Ауанасова,
руководитель отдела истории социально-экономического развития Казахстана Института истории государства КН МОН РК
Еркеш Нурпеисов,
ведущий научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК