Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ

1200
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ - e-history.kz
История – наука о прошлом, устремленная в будущее! Хотя она всегда была зависима от реалий «текучей современности» и подвержена идеологическим пристрастиям.

Ибо творцом истории всегда был и есть Человек, и благодаря неравнодушным к истории творческим людям событие запечатлевается в виде фактов на доступных тому времени носителях информации.

История – это наука прежде всего о человеке и его деятельности и только потом о закономерностях развития общества. Следовательно, при интерпретации истории как бы мы не старались придерживаться пресловутого «принципа историзма», не стоит забывать о влиянии эпохи, «духа времени», а также присутствии живых человеческих эмоций.

Не стоит упускать также из вида то, что несмотря на внешнюю хрупкость и уязвимость Ее Величество Клио была, есть и будет во все времена мощным идейным инструментом, который при безалаберном использовании может превратиться в оружие. Видимо поэтому, концепт идеологии любого современного, созидающего государства зиждется на исторической преемственности. Ярким примером тому – стратагема нашего государства, направленная на духовную модернизацию общественного сознания, сохранение национальной культуры и традиций.

Так, в программной статье Елбасы «Рухани жаңғыру» основное внимание сфокусировано опять же на человеке, но на этот раз на «цифровом человеке» третьего тысячелетия, новом поколении и гражданине независимого Казахстана: «На наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха».

Как видим, инвентаризация воззрений на природу исторического познания с целью найти консенсус в вопросе достойной интерпретации целостного образа национальной истории продиктованы вызовами «глобальной погоды», «политическим климатом», новым форматом отечественной исторической мысли, изменением логики мировой исторической науки, а также накоплением новых исторических знаний, артефактов, возросшим интересом к событиям прошлого у нового поколения казахстанцев.

Бесспорно, эпоха глобализации, большая геополитика не могут не наложить отпечаток на социально-гуманитарное знание, на методологию и методы научных изысканий. И вполне естественно, что в фокусе сегодняшнего уже геонаучного познания оказались раскрывающие суть глобалистики, как научной парадигмы, такие категории, как конгломерация, гомогенизация, модернизация, трансформация. В тренде форсированное реформирование системы образования, интеграция междисциплинарных границ научного познания, дискурс о формировании и укреплении национального исторического самосознания. В результате, мы имеем дело с наукой нового геоформата, стратегического значения, в рамках которой рассмотрение любого вопроса вне зависимости от нашего желания будет носить всеобъемлющий характер.

Утверждая это, необходимо ясно представлять, что в реалии мы имеем дело, прежде всего, с исторической наукой, отличающейся содержанием и логикой развития, методами и приемами познания, а также новым форматом исследователей, которые вооружены современным научным инструментарием и концепциями глобальной истории. При этом, архиважно помнить также и о приоритетах современных творцов истории – поколения так называемого «Generation Z», несколько иначе представляющих и воспринимающих собственную культуру, которым выпала особая доля стать очевидцами молниеносной модификации Времени, Пространства, общественной системы и даже мировоззрения человека.

Таким образом воцарилось время альтернативной формы истории – ментальной, которая в равной степени свободно оперирует параметрами различных подходов. Произошло переосмысление многих теоретико-методологических вопросов, касающихся предмета, логики и междисциплинарных границ научного познания. Наблюдается усиление интереса к генеалогии, культуре, менталитету и философии истории, миропониманию представителей различных цивилизаций и культур, объективному отражению их роли в мировом цивилизационном и историческом процессе: «Иное» постучалось в наше сознание, начали открываться горизонты его осмысления. И все же, несмотря на, казалось, изначально «старомодную» природу, именно История призвана держать «руку на пульсе», дабы дать достойный ответ вызовам современности. Соответственно и отечественной исторической науке необходимо избавиться наконец от «детской болезни» уязвленного национального самосознания и исходя из международного статуса Казахстана выходить на уровень мировых координат. При этом своеобразными маркерами новых подходов к исследованию исторических процессов должны выступать нижеследующие концептуальные аспекты:

  1. междисциплинарный характер исторических исследований;
  2. актуализация и переосмысление основных категорий и концептов теоретических исследований;
  3. концептуальное переосмысление национальной истории как закономерной и неотъемлемой части общемирового исторического процесса;
  4. понимание национальной истории как специфического проявления культуры и культурной идентичности казахов и других этносов;
  5. изучение национальной истории в разрезе ключевых реалий современности – это объективный неизбежный процесс, направленный на сохранение исторической памяти и формирование идентичности Қазақ Елі.

Алтайы ОРАЗБАЕВА,

д.и.н., профессор КФ МГУ им. М.В. Ломоносова

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?