Если театр начинается с вешалки, то мы попали под пристальные взгляды всех руководителей этого учреждения. Просто стены коридора архива украшают портреты его первых руководителей, которые возглавляли его, начиная с момента образования. Как оказалось, работа по восстановлению имен и фото руководителей – это сложный труд.
Жылысбаева Марзия Ганиевна, заместитель директора Центрального архива РК рассказала о том, какая это кропотливая работа. История самого крупного архива Казахстана восстанавливалась по крупицам.
Фотографии находили в личном деле партархива, например, первый руководитель архива Бойцов Иван Платонович, от него осталась только фотография.
Среди руководителей были как партийные, так и не пролетарского происхождения, например, Федоров Евгений Георгиевич, он был выходцем из дворянства, поэтому был уволен за непролетарское социальное происхождение. Балпанбаева Гульбарам всего 2-3 месяца проработала, потом ее тоже уволили.
Первым руководителем-казашкой была Абилева Медеш Кусаиновна, уроженка Западно-Казахстанской области. Она руководила Центральным государственным архивом Казахской ССР с февраля 1963 до конца 1979 года.
Работа в фондах Госархива и архива управления, помощь ветеранов архива, многих из которых уже нет в живых, позволили восстановить историю архива. Нина Васильевна много лет работала в архиве, она знала всех сотрудников наизусть. Ей было под 80 лет, и по фото опознавала многих деятелей архива. Киреев Ф. Н. возглавлял архив в 1941-1954 гг., он много сделал для архива, выпустил первую книгу о восстании 1916 года.
Хасанаев Марат Жаксыбаевич возглавлял Центральный государственный архив с января 1980-го по август 1994 года, и затем в 2000-2002 годы. При нем начали рассекречивать некоторые фонды.
Одна из действующих выставок архива посвящена международной выставке ЭКСПО-2017. Здесь можно увидеть документы об экспонатах, которые побывали на международных выставках в разные годы.
В следующей экспозиции представлена история Центрального государственного архива, начиная от Оренбургского периода и до современности.
- Одно время архив располагался в здании по улице Красина, дом 75, это дом архитектора-проектировщика Горде, в котором в 30-е годы ХХ века жил Л. Троцкий.
- Здание сохранилось до наших дней?
- К сожалению, нет. Сейчас там ничего нет, все было снесено.
В архиве хранятся уникальные документы репрессированных государственных деятелей М. Тынышпаева, А. Букейханова и других. Например, аттестат зрелости Мухамеджана Тынышпаева, обучавшегося в Верненской гимназии, протокол допроса М. Тынышпаева, как свидетеля, в Черняевском суде в феврале 1917 года.
На одном из фото изображены последствия землетрясения 1887 года. Разрушения были настолько сильными, что перед местными властями был поднят вопрос: «Останется ли Верный как город?». К счастью, город восстановили и сохранили.
Письмо Жангир-хана о необходимости обучения детей. За активную просветительскую деятельность в Казани Жангир-хана приняли как почетного гражданина.
Карта Внутренней Киргизской орды.
Типографский экземпляр фотографии 1895 года. На нем изображена депутация от казахов Бокеевской Орды в Петербург Мухамедгали Зулкаров, Мухамеджан Бекмухаммедов, Мурад Бажаков с подарком для императора. «Для принесения поздравлений Их Императорским Величествам по случаю бракосочетания предложено поднести серебряное блюдо и серебряную золоченую чашу с таковыми и ковшом и двумя стаканами».
В Центральном государственном архиве сохранились уникальные театральные афиши.
Документы советского периода раскрывают революционные события 1917 года начало гражданской войны в степи, историю образования Киргизского края.
Документы 1927 года о переносе столицы в Алма-Ату
Коллекция документов периода Великой Отечественной войны представлена уникальными документами и письмами Малика Габдуллина, Алии Молдагуловой, Маншук Маметовой, Нуркена Абдирова. Имеется личный фонд Талгата Бигельдинова, он был частым гостем ЦГА.
В годы Второй мировой войны казахи, бежавшие из фашистского плена, были участниками движения Сопротивления в Италии, Польше, Франции, Греции. Возглавляли партизанские отряды. Казахстанские архивисты ведут поисковую работу в Польше, Беларуси.
Копии малоизвестных документов Мустафы Шокая были приобретены во Франции, из фондов межуниверситетской библиотеки Восточных языков при Университете «Новая Сорбонна-Париж III», в дни празднования 10-летия независимости Республики Казахстан в 2001 году.
В 2010 году приобрели письма Шокая от гражданина Турции Музаффера Акчоре. Эти документы в 1976 году отдал его коллега Тахир, который в свое время был помощником самого Шокая. Все эти годы Музаффер бережно хранил у себя архивное наследие видного казахского публициста и борца за независимость Туркестана. Среди документов 84 письма, переписка с политиками-эмигрантами из Украины, Грузии, Азербайджана, несколько статей, написанных самим Шокаем.
Отдел публикации, использования архивных документов и обслуживания исследователей занимается публикацией книг, обработкой запросов, организует конференции Начальник отдела публикации, использования архивных документов и обслуживание исследователей Марал Сатенова рассказала о работе отдела.
Нам поступило письмо от общества «Алма» с просьбой помочь собрать архивный материал для выставки по истории яблоневодства. Мы начали с дореволюционного времени и есть интересные результаты. В одном из документов были перечислены все сорта яблок, которые выращивали в школе садоводства. Там такие названия, которые многие впервые услышат, например, сорт «Монарх». В документах подробно указано о сроках посадки, сборах урожая и другие мелочи.
В читальном зале архива всегда есть исследователи, в том числе иностранные. Сотрудники архива с исследователями проводят блиц-интервью: задают несколько вопросов: что они думают о Казахстане, что думают о работе архива. В ответах видны взгляды исследователей на проблемы архива. Ответы подшиваются и позже идут на аналитику.
По Положению исследователи до 16 часов должны предоставить свои требования. Например, исследователь Абишева, просит разрешение на исследование фондов и дел. А исследователь Есенова хочет посмотреть личные фонды Сулейменова, но это возможно только при разрешении фондообразователя. После письменного разрешения родственников руководство архива может предоставить архивные материалы из личного фонда.
Следующий отдел был самым секретным. Разалия Садбенова, руководитель ПЗГС, поделилась секретами своей работы.
Все думают, что у хранителей-архивистов непыльная работа, сидят с 9 до 18 часов, сторожат документы. Но наша работа заключается не в этом. У нас обширная работа, начиная от того, как в организациях и учреждениях должны формировать дела, а мы должны это контролировать и оказывать методическую помощь, заканчивая приемом в архив документов в нормальном состоянии. ЦГА – один из крупнейших архивов, в котором в большом объеме хранится секретная информация. 17 из 110 фондов относятся к дореволюционному периоду, остальные фонды - советского и современного периодов. Мы являемся хранителями этих секретов, но сами мы ничего не рассекречиваем. Мы можем напомнить вышестоящему министерству, что прошел 30-летний срок и такие-то фонды требуют рассекречивания. А дальше министерство направляет список на межведомственную комиссию. Если это документы по военной тематике, их рассматривает Министерство обороны РК, МВД и другие ведомства. Комиссия выносит заключение: «Да, действительно, это можно рассекретить, но есть предложение, по которым рассекречивать нельзя». После принятого решения архив проводит собственно работу по рассекречиванию, но только после получения разрешения. Существуют определенные правила по рассекречиванию документов. Только уполномоченный орган имеет право определить какие дела можно рассекретить, а какие нельзя.
Сейчас идет к завершению работа по делу «Казахский краевой военный комиссариат. 1937-1945 гг.», есть переписка по формированию дивизий, стрелковых бригад. Перечень документов был отправлен в министерство. В этом фонде 704 дела. Мы предложили все рассекретить, прошло достаточно времени. Разрешили 90 дел.
По передаче тоже есть процедура: составляется протокол, акт передачи. Все это сопровождается техническим оформлением - на каждом листе с грифом «секретно», ставится штамп «рассекречено», все листы аккуратно оформляются, только после этого документы переходят на общее хранение.
Архив прилагает много усилий для того, чтобы исследователи могли полноценно заниматься своими исследованиями. Но и у архива есть определенные трудности. Среди проблем Центрального государственного архива можно назвать недостаток кадров. Руководство учреждения неоднократно просило увеличить штат сотрудников. Как взрослым женщинам переносить 41 тысячу дел? Но пока штатное расписание без изменений. Будем надеяться, что с новым руководством в архив придут положительные перемены.