«История партии «Алаш», правительства «Алаш Орды» – это особые страницы в памяти поколений казахского народа о его борьбе за независимое государство. Значимую роль в этой борьбе сыграли представители национальной интеллигенции Алихан Букейханов, Мыржакып Дулатов, Жусыпбек, Аймаутов, Жакып Акпаев, Халел Габбасов, Ахмеджан Козбагаров, Мухамеджан Тынышпаев, Алимхан Ермеков и многие другие. Уникальные по ценности документы представителей движения и Правительства Алаш-Орды, сохранившиеся до наших дней, являются ярким свидетельством оставленного неизгладимого следа в становлении новой, казахской государственности».
В конференции приняли участие отечественные и зарубежные историки, архивисты из Томской, Омской, Оренбургской областей России, Татарстана, Узбекистана. Были также приглашены депутаты Парламента РК, представители астанинского городского филиала народно-демократической партии «Нұр Отан», научные сотрудники высших учебных заведений, представители общественности.
Участники конференции представили документы, которые были обнаружены в зарубежных архивах.
Директор Института истории и этнологии имени Ч. Валиханова, доктор исторических наук, профессор, Кабульдинов З.Е. представил доклад «Алашская интеллигенция – выразитель интересов казахского народа в начале XX века». Вот его некоторые тезисы:
- В начале XX века ситуация коренным образом меняется, и религиозные деятели постепенно сменяются образованной частью алашской элиты во главе с Алиханом Букейхановым. В первую очередь, они поднимали религиозные вопросы – разрешение хаджа, свободное строительство мечетей и медресе, которое царское правительство ограничивало в свое время. Далее они выступали за большее количество мулл в казахских областях, не ограничиваемое одной персоной; разрешение обратного перехода казахских неофитов в исламскую веру.
Была такая ситуация, что Российская империя в 1881 году создала «Киргизскую миссию», которая начала усиленно христианизировать казахов, поэтому по переписи населения Российской империи 1897 года на территории нашей Республики в то время насчитывалось 660 неофитов, то есть людей, которые приняли православие по различным причинам. Некоторые из них хотели обратно вернуться в лоно ислама, но царское правительство категорически это запрещало. Поэтому алашская интеллигенция требовала разрешить им обратное возвращение в лоно традиционного казахского ислама. Более того алашовцы были против посещения казахских кочевий миссионерами, которыми была наводнена вся казахская степь. Они просили, чтобы религиозные дела подчинялись не Министру внутренних дел, а исключительно Гражданскому ведомству, Министерству юстиции, и подчинялись, как было раньше, оренбургскому муфтияту. Казахская интеллигенция выступала за то, чтобы создавать фонды для обучения детей из малообеспеченных семей в учебных заведениях Российской империи и за ее пределами. Поэтому они требовали, просили, чтобы в казахских в школах, которые были массово открыты в начале XX века, разрешали обучать турецкому языку, персидскому и арабскому языку.
Что касается земельной проблемы, то алашская элита поднимала вопросы переселения казахстанцев с европейской части России. Они писали, например, каркаралинские петиции: «если хотите переселять, то переселяйте наших единоверцев, с Поволжья – башкиров и татар или мусульманские народы Северного Кавказа», – если уж государство такой политики придерживалось.
Поднимались проблемы образования и казахского языка, в частности алашская интеллигенция требовала категорической отмены обучения основ православия в казахско-русских школах. Такая практика была, и Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов требовали: «не надо казахских детей в начальной школе обучат основам православия – это не наша вера, это не вера наших предков»
Более того, казахская интеллигенция выступала за то, чтобы в начальной школе, то есть первые три года обучения дети обязательно получали знания исключительно на родном языке, не смешивая другие языки, в том числе русский язык. Я думаю, что нужно признать – земские работники образования, передовая русская интеллигенция алашских деятелей поддерживала, на ежегодных земских съездах в Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге они писали казахским детям, детям не русских народов на начальной стадии обучения в школе категорически запретить изучение не только иностранных языков, но и русского языка – в голове ребенка создается хаос и бардак. Поэтому проблемы алашской элиты актуальны и по сей день. Видимо, для проведения образовательной реформы Казахстана нужен опыт, традиции, заложенные Алиханом Букейхановым и другими – надо все-таки их учитывать? Не тяжело ли нашим нынешним детям в возрасте шести лет сразу изучать три языка, Надо, чтобы дети вначале наработали понятийный аппарат на родном языке, а потом по мере взросления добавлять вторые, третьи, десятые языки.
Алихан Букейханов хотел посвятить всю жизнь служению казахского народа. Он говорил: «Пока я буду живой – не перестану служить казахам». Букейханов был чингизидом и чувствовал свою вину, за то, что его предок Абулхаир-хан в 1731 году дал присягу и убедил казахов перейти в российское подданство.
Также Зиябек Ермуканович ответил на наши вопросы в личном интервью:
- Зиябек Ермуканович, скажите: какие результаты конференции вы уже видите на данный момент?
Я думаю, что сегодня как и во всех регионах Казахстана, во всех высших учебных заведениях, научных учреждениях, архивных музейных организациях идет активное изучение и пропаганда большого выдающегося алашского наследия. Дело в том, что истоки нынешней нашей государственности, которая берет начало в 91 году все-таки начинается там, в начале XX века. В начале XX века зародилось мощнейшее национально-освободительное движение Алаш во главе с Алиханом Букейхановым. В это же время зарождается партия Алаш, зарождается правительство Алаш-Орда, Алашская автономия, десятки-сотни образованной части казахской интеллигенции, среди которых были и представители других национальностей, к примеру, Григорий Николаевич Потанин, который тоже стоял у истоков алашского движения, этнический русский. Они заложили основу современной государственности. Они создали программу партии Алаш, они создали это правительство, в котором из 25 человек, 10 мест было отдано представителям других национальностей, и председатель правительства, он же президент, был выбран на альтернативной основе. Как известно, из четырех основных кандидатов, которые выставили свои голоса во время выборов в правительство Алаш-Орда, первое место занял Алихан Букейханов, на втором месте Айдархан Турлыбаев и другие.
Сегодняшняя конференция: «Алаш: взгляд современников признана» еще раз привлечь внимание научной общественности, граждан нашей страны о важности Алаша для современного Казахстана. Дело в том, что проблемы, которая ставила алашская интеллигенция ровно 100 лет тому назад не потеряли актуальности и по сей день: это вопросы выборной системы, это вопросы государственного языка, это вопросы в сфере профессиональных отношений, это проблемы, касающиеся участия центральных органах власти, это вопросы межэтнической консолидации, это и вопросы активного обращения к традициям и обычаям, которые обязательно должны были быть учтены в то время.
Программа статьи главы государства: «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» призывает именно к возрождению истории, к возрождению лучших сторон обычаев и традиций нашего народа, возвращению национального кода и работате по этим направлениям. Глава государства очень высоко оценивает в своих трудах, в частности в труде «В потоке истории», именно вклад алашской интеллигенции в дело приближения нашей независимости.
- Сегодня участники с других стран делились своими материалами и в Татарстане, и в Узбекистане, и в России есть архивные данные об Алаше. Будет ли этот труд систематизироваться? То есть будет ли проведена какая-то совместная работа?
- Думаю, что сегодня сразу после конференции прозвучат предложения о том, чтобы издать сборник докладов, сборник выступлений – это очень важно. Коллеги,, которые приехали из Узбекистана, Татарстана, с Томской области РФ, привезли копии документов, которые будут не только выставляться, но и оставаться в этом архивохранилище. Более того, мы с руководством городского архива договорились о том, чтобы сформировать хрестоматийный сборник и передать отдельным исследователям, чтобы он дальше пропагандировали ранее неизвестные страницы нашей истории.
- Мы можем проследить эволюцию взглядов, благодаря новым, только появившимся фактам?
- Я думаю, что в год столетия Алашской партии, Алаш-Орды, документов будет все больше и больше. Они позволят нам по-новому взглянуть на истоки деятельности алашского движения, а также амнистию большевистскую, взаимоотношения с белым правительством, взаимоотношения с большевиками, с национальными автономиями других республик и высветить какую-то общую работу.
- Несмотря на огромную работу, которая проделала казахская интеллигенция, Алашская автономия не просуществовала долго.
- Дело в том, что, несмотря на то, что в 19 году была объявлена Алашская автономия – большевики очень пристально относились к алашским деятелям, наблюдали за ними, вели слежку. Уже практически с первых лет советской власти они подверглись преследованиям, несмотря на то, что в первые годы большевистской властью они допускались на различные работы. Но, в целом, им не доверяли, поэтому в двадцатые годы начинается их преследования, потому что алашская передовая интеллигенция, образованная, знающая историю своего народа, культуру народа, выступила против политики Голощекина в Казахстане, против высылки баев, коллективизации, против искусственно созданного голода на территории Казахстана, поэтому для большевиков они представляли повышенную опасность. Поэтому с 37 года начали жестко, в массовом порядке преследовать именно алашскую элиту во главе с Алиханом Букейхановым. Сам Алихан Букейханов с 22 года до расстрела находился в Москве безвылазно – его оттуда фактически не выпускали. Он был в почётной ссылке, чуть ли не под домашним арестом в Москве, пока не был уничтожен большевистской кликой.
Во время конференции гостям из других стран были вручены памятные подарки и грамоты. По окончании конференции лучшие докладчики были награждены.
Национальный архив Республики Татарстан в лице начальника отдела архива Фаезовой Гузель Наилевны подарил Государственному архиву Казахстана запись айтыса «Биржан и Сара», выполненную в арабской графике, журнал, а также диплом выпускника Казанского ветеринарного института, принадлежащего Джусупу Избасарову.
Фото: Артем Чурсинов