Книга охватывает разнообразные явления и события жизни в Казахстане 90-х годов. Одна из статей была написана в 1997 году и посвящена обзору казахстанских СМИ, состоянию телевидения и газет в республике.
М.Санаи анализирует содержание местных каналов и газет, выявляя плюсы и минусы разных СМИ, особенно негодуя по поводу тех источников, которые популистскими методами завоевали аудиторию.
Телевидение и другие средства массовой информации.
(сокращенная редакция)
Многообразие средств массовой информации в Казахстане. Состояние телевидения после распада Союза.
30 июня 1997 г.
Сегодня у меня была встреча с руководителем второго канала государственного телевидения Казахстана, который в настоящее время одновременно считается и заместителем руководителя первого канала. Говорили о дальнейших планах и возможных направлениях нашего сотрудничества. Наша встреча произошла по инициативе одного корреспондента этого канала, который с помощью Культурного представительства периодически готовит для второго канала интересные передачи об Иране.
Второй канал телевидения в основном вещает на казахском языке, по качеству изображения и содержанию материалов он уступает первому. Но у него есть и преимущества: во-первых, этот канал вещает на всю территорию республики, а во-вторых, его передачи смотрят и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, в Монголии, где много казахов.
Мы успешно сотрудничаем со многими телеканалами республики, и у нас много друзей из числа ведущих корреспондентов телевидения. Основой нашего сотрудничества является взаимные интересы и духовная общность наших двух стран. К примеру, на первом канале работает Галия-апай, высококвалифицированный и опытный корреспондент, испытывающая симпатии к Ирану. Она уже подготовила несколько передач об иранской культуре и цивилизации. По каналу «Хабар», который считается самым главным в республике, прошло несколько объективных и доброжелательных телепередач об Иране. Этот телеканал оборудован современной аппаратурой, и качество его передач очень высокое. Мы успешно сотрудничаем еще и с «31 каналом» республиканского телевидения. В течение года этот канал еженедельно демонстрировал материалы об иранской культуре. Одна из передач была посвящена кончине Имама Хомейни.
В Казахстане средства массовой информации очень активны. Телевидение в Советском Союзе функционирует с 1931 года. Но в Казахстане телевещание началось лишь с 1958 года. В 60-е и 70-е годы радио и телевидение имели агитационный и образовательный характер. Существовали такие рубрики, как «Следуем курсу партии», «Великая дружба», «Ленинская политика», «Укрепим экономическую мощь государства» и т.д. Эти передачи изобиловали ссылками на партийных деятелей. Все телестудии имели почти одинаковую структуру: студия политических и социальных программ, студия экономических программ, студия сельскохозяйственных программ, научных, учебных и общеобразовательных программ, студия художественных и учебных фильмов, студия литературных и драматических программ и программ для детей и молодежи.
Декабрьские события 1986 года потрясли всю республику. И советские руководители захотели определить влияние телевидения на формирование казахского национализма. Выяснилось, что программы телевидения ничего общего не имеют с теми драматическими событиями.
Сначала, когда создавалось республиканское телевидение, было установлено, что соотношение русских и казахских передач будет 50:50. Государственная телевизионная компания Казахстана состоит из трех каналов: первого, второго и канала «Алатау». Одной из самых важных программ на первом канале была программа «Хабар» («Вести»). В 1996 году на основе этой программы был образован самостоятельный телеканал с тем же названием, руководителем которого стала Дарига Назарбаева.
С обретением независимости Казахстана объем телепередач на казахском и русском языках был установлен в соотношении 60:40. Но фактически передач на русском языке больше. Это связано с тем, что в настоящее время доля кадров, которые могли бы подготовить и демонстрировать качественные передачи на казахском языке, незначительна.
В целом, распад Союза, развитие рыночных отношений и возрастающее влияние СМИ подготовили почву для учреждения многочисленных телевизионных каналов. Каналы КТК, «Рахат», ТАН, «31 канал», НТК и «Шахар» представляют собой негосударственные коммерческие телеканалы, созданные в последние несколько лет.
Одним из последствий развала Союза является, например, то, что в республике, где часть населения лишена даже куска хлеба, один из республиканских телеканалов по вечерам превращается в клуб полового просвещения. Скорее всего, это связано с алчностью и стяжательством, которые были присущи некоторым лицам в первые годы после развала СССР, а теперь обрели более умеренный характер. Сказывается, конечно, и замена руководителей, и преобразования на каналах.
«31 канал» – это частный интерактивный информационно-вещательный и музыкальный телеканал. С ним сотрудничают самые знаменитые певцы и музыканты, на нем много интересных программ для молодежи.
КТК до недавнего времени был семейным телеканалом и в основном показывал телесериалы; он был куплен частной производственно-коммерческой фирмой «Караван». Эта фирма выпускает также одноименный еженедельник, имеющий самый большой тираж в республиканском масштабе, и несколько журналов. Говорят, что владельцами этой фирмы являются евреи. Несмотря на популярность, многие, особенно из числа интеллигенции и руководящего звена, смотрят на их деятельность с подозрением.
«Караван» является хорошим примером функционирования СМИ с учетом рыночных отношений. Значительную часть еженедельника занимает коммерческая реклама, что является одним из факторов повышения его значимости среди населения. Кроме того, практически в каждом номере газеты публикуется несколько эротических материалов и фотографий фривольного содержания.
Особенностями «Каравана» являются разнообразие материалов, отражение различных политических взглядов, публикация захватывающих сообщений со всего мира, огромный тираж, иногда достигающий полумиллиона, оперативное распространение издания по городам и регионам страны, дешевизна (несмотря на огромное количество страниц), разнообразие и актуальность рекламы и т.д. Публикуемые в этом еженедельнике разнообразные политические и иные материалы отражают основные моменты жизни общества.
Но, к сожалению, «Караван» относится к числу тех изданий, которые поспешно пропагандируют разврат и распутство, и как будто считают своей задачей нападки на нравственные и религиозные устои человечества.