Он родился в многодетной казахской семье Гиляша Кильдибекова – потомственного жылкышы, специализировавшегося на коневодстве. С самого малолетства Акыш, помогал отцу по хозяйству и перенял от него все приемы и тонкости этого нелегкого животноводческого ремесла, которое включало также изготовление кумыса. Достигнув 16 лет он не остался в ауле, а устроился работать в качестве жылкышы и кумысодела в поместье Кольборсы у известного землевладельца Шангерея Бокеева. Такое раннее начало его рабочего стажа вычисляется по сохранившимся документам из семейного архива Кильдибековых.
К моменту создания Шангереем Бокеевым дореволюционной кумысолечебницы Акыш уже работал там кумысным мастером, а его старший сын Галим помогал ему в этом, и замещал его на время его отсутствия. После революции восстановив кумысолечебницу Акыш Кильдибеков подолжал там работать до возраста 62 года, таким образом его общий стаж кумысодела составляет 46 лет. Все время работы в новой кумысолечебнице ему помогал старший сын Галим Кильдибеков, проработав там еще несколько лет, после ухода отца. Именно поэтому, старожилы еще помнили Галима, но уже не помнили его отца Акыша.
Помогал отцу и его младший сын Адулнасыр Кильдибеков – мой отец, которому на момент открытия лечебницы было 8, а на момент ухода Акыша 14 лет. Он участвовал в подсобных операциях. Например, по его рассказам, каждые 2 часа делал по тысячу поршневых движений поршнем «пискек», перемешивая кумыс в деревянных кадках «куби». Однако он не захотел заниматься кумысоделием и в 14 лет, добавив себе для возраста 2 года уехал учиться в Алма-Ату. На этом закончилась династия кумысоделов Кильдибековых, перекрывая период около 50 лет, но их исскуство кумысоделия не пропало и сохранилось до нашего времени благодаря рождению следующей династии.
Как мы знаем с 1924 по 1930 годы рука об руку с Акышем Кильдибековым работал его помощник Гайнетдин Джаманбалиев, который стал кумысным мастером после ухода своего наставника. Он проработал в санатории до 1963 года, а секреты своей работы передал старшему сыну Ильясу, который в том же году закончил с отличием курсы в Московском областном противотуберкулезном санатории «Мцыри» и получил звание мастера по кумысоделию.
Автору этих строк довелось встретиться с Ильясом Гайнетдиновичем Джаманбалиевым в 1995 году незадолго до его ухода его на пенсию. Меня, как внука Акыша Кильдибекова –основателя лечебницы, пригласили на празднование 70 летнего юбилея этого противотуберкулезного санатория. К моему сожалению я не мог приехать прямо на юбилей, так как готовился к защите своей докторской диссертации по биохимии в Москве. Поэтому, с женой Камшат и трехлетним сыном Ельханом мы приехали в следующем году.
Ильяс Гайнетдинович с удовольствием расказал нам об истории кумысолечебницы, делился своими воспоминаниями, показывал производственные помещения и, конечно же, угощал нас свежеприготовленным кумысом.
Ильяса Гайнетдиновича очень позабавил мой сын Ельхан, который как истинный правнук кумысодела Акыша опорожнил подряд 3 стакана пенистого душистого напитка. А это ведь более чем пол-литра кумыса, что с непривычки не выпить и взрослому человеку.
Нам дали дотронуться до тех самых полубочек «куби» в которых мой дед (и прадед Ельхана) более 70 лет назад готовил кумыс. Некоторая производственная посуда осталась еще с тех времен. Ильяс Гайнетдинович объяснял, что одним из секретов высокого качества продукта является ручное приготовление, и использование именно дубовых бочек. Поэтому, вся новая посуда делается той же формы и из такого же дерева, как и та, что применялась моим дедом. Кроме того, оказывается, невозможно механизировать этот процесс без потери качества кумыса.
Незадолго до нашего приезда кумысолечебницу посещали гости, мастера кумысоделы из Башкирии, в качестве обмена опытом. Они удивлялись, почему вкус казахского кумыса лучше башкирского, и пытались выведать секреты мастерства. Как нам объяснил Ильяс Гайнетдинович, на самом деле, главный секрет заключается в различии состава степного разнотравья. Например, на местных пастбищах произрастает только полыни около 10 видов, не говоря уже о разнообразии других трав. Они то и придают неповторимый аромат и высочайшее качество местному кумысу.
Конечно же, изготовление кумыса это искусство. И, как любое дело, требующее ручного труда и необходимости вкладывать всю душу, оно таит немало секретов невысказанных большим мастером. Тем не менее, все то, что можно усовершенствовать было усовершенствовано, модифицировано и механизировано. В частности, мы видели линию разлива и укупоривания кумыса в стекляные стандартные пол-литровые бутылки.
Ильяс Гайнетдинович рассказывал, что скоро собирается на пенсию, но подготовил себе замену в лице своего сына Айдара, которому уже передал свои знания и уверял меня, что традиция мастеров, начатая от моего деда Акыша не должна прерваться.
Айдар оправдал ожидания своего отца и стал отличным кумысоделом. За последние десятилетия работы противотубекулезного санатория кумысная продукция была на высочайшем уровне. С 2000 года за качество кумыса было получено 12 золотых медалей завоеванных во Всероссийском конкурсе «Лучшие пищевые продукты России». А в 2013 году был вручен Народный знака качества "Общественное признание".
В свою очередь Айдар Джаманбалиев готовит и для себя смену – сына Аманжола.
Нурлан Кильдибеков
доктор биологических наук, биохимик, ныне проживает в Канаде, г.Эдмонтон