Отец Абая - Кунанбай Ускенбаев старшина Кучук-Тобыктинской волости в 1840 году поселяется в урочище Жидебай.
В своей статье «О происхождении названия урочища Жидебай» писатель Бекен Исабаев пишет: «Не Кенгирбай и не Ускенбай, а Кунанбай, овладев полностью Чингистау, начал строить там зимовки и распределять между родами земли. Все это происходило примерно в 1830-х годах, в бытность Кунанбая волостным, затем старшиной Кучук-Тобыктинской волости».
Несколько колодцев были вырыты именно в эти годы возле его зимовки в Жидебае, внутренние стенки которых выложены камнями горы Өртең. К сожалению, в годы Советской власти все они пришли в негодность т.к. остались без присмотра. И только в 1995 году в преддверии 150-летия Абая Кунанбаева был очищен один из этих колоцев.
Совсем недавно мастером Е.Кузембаевым, главным егерем заповедника «Жидебай», там был восстановлен еще один из колодцев Кунанбая. Он был огорожден железным забором, бетонная дорога уложена специально для посетителей заповедника. А снаружи колодец уложен природным камнем, колодезный журавль с деревянным ведром установлена и деревянная крышка.
Мемориальный знак в местности Каскабулак указывает на место рождения великого земляка
Как в конце 19 века менялся традиционный уклад кочевой жизни представляет собой обустройство и внутреннее оформление Дома-музея Абая. По рассказам экскурсоводов, были учитывались пожелания Абая при проектировании дома. Например, в комнатах установлены вполне себе городские печи потому, он регулярно ездил по делам в город.
В музее также хранятся самодельные шашки из асыков, который сделал Абай, а также набор тогыз-кумалак, которую иногда называют алгеброй для чабанов. Как оказалось, это была настоящая страсть поэта, в тогыз-кумалак он готов был играть сутками напролет. На местных соревнованиях по игре очень часто выступал судьей. Но самый неожиданный экспонат это зубной протез Абая.
Личные вещи Абая Кунанбаева
Самым впечатляющим объектом заповедника-музея является огромный мавзолей Абая-Шакарима. Внутри даже сохранилась памятная доска, которую еще в 1940-х годах установили земляки и Мухтар Ауэзов, писатель, приходился внучатым племянником Абаю.
Здесь же в урочище Жидебай покоятся любимая бабушка и мать Абая — Зере и Улжан. Еще одна малоизвестная деталь, но очень интересная, связана с бабушкой поэта. Судя по сохранившимся описаниям, у нее было то, что сегодня называется пирсингом, невестой она приехала в аул жениха с серьгой в носу (в те времена у кочевников это считалось оберегом) и поэтому в замужестве ей дали второе имя — Зере (в девичестве она звалась Токбала).
На памятной доске 1940-х годов казахская надпись выполнена актуальной нынче латиницей
Данный колодец дополнил ансамбль памятников культуры и истории дома-музея великого Абая, экспозицию «Охотничий дом Шакарима», мавзолейный комплекс «Абай-Шакарим», усыпальницу «Зере-Улжан-Кудайберды», могилу Еркежан, каменный знак «Ценр Евразии» и другие.