Выборы во II Государственную Думу состоялись в январе - феврале 1907 г. на основе избирательного закона, который был издан в 11 ноября 1905 г.
Отметим, вышеуказанный закон ограничил возможности выбора в Думу представителей национальных меньшинств. Несмотря на то, что в стране нерусские народы составляли большую часть населения, во II Государственной Думе их представители составляли всего 36%, это 187 из 518, всего состава депутатов.
В Туркестане было избрано во II Государственную Думу всего шесть депутатов, в то время как от 322 тыс. русского и «пришлого» населения семь депутатов. Тем не менее, Дума II-го созыва действовавшая оказалась для мусульман самой благо¬приятной в количественном и в качественном отношении. Во II Думу было избрано 37 депутатов - мусульман, которые организовали две фракций и направили своего представителя в руководящие органы.
Из казахов во II Государственную Думу избрали В.Аллабергенова, представлявшего Туркестанский край Сырдарьинскую область, А.Беремжанова - Степной край, Тургайская область, Ш.Кошегулова - Степной край, Акмолинская область, Б.Кулманова - Астраханская губерния, Внутренняя Киргизская Орда, Т.Наракунев - Степной край, Семипалатинская область, М.Тынышпаев - Туркестанский край, Семиреченская область и С.Каратаева - Степной край, Уральская область. Из них у троих было низшее образование (медресе) и у остальных высшее образование.
Например, Б. А. Кулманов окончил восточное отделение Санкт - Петербургского университета.
По своему социальному положению избранники представляли в основном средний класс общества. Среди них было всего четыре крестьянина и один рабочий.
Во II Думе произошел раскол мусульманских депутатов - под влиянием левого крыла была образована отдельная Мусульманская трудовая группа («Мусульман хезмат тейфасэ»). В нее вошли шесть депутатов: Г.Атласов, Г.Бадамшин, З.Зейеалов, Х.Мессагутов, А.Неджметдинов, К.Хасанов, составлявшие особую мусульманскую группу трудовиков.
С апреля 1907 г. группа стала издавать свой печатный орган «Дума». Поэтому эта группа получила также название «Думчелар» («Думцы»). Мусульманская трудовая группа вступила в полемику с основной мусульманской фракцией, образованной на базе партии «Иттифак аль-Муслимин», утверждая что «Иттифак» защищает интересы только богачей и для подлинного возрождения мусульманской нации необходимо организовать мусульманскую трудовую партию, которая смогла бы отстаивать интересы широких масс трудового населения.
Программа самого «Иттифака» также была значительно скорректирована в сторону уменьшения радикализма и сосредоточилась в основном на решении религиозно-культурных вопросов. Либерально настроенные мусульманские политики отстаивали свою новомодную программу введения комплексного светского образования на родном языке как альтернативу системе русско-инородческих школ, разработанную в свое время Н.И. Ильминским и поддерживавшейся правительством. Они же выдвинули идею культурно-национальной автономии мусульманских народов, существовавшую в двух вариантах - территориальном и экстерриториальном.
В «Мусульманской трудовой группе» были отделившиеся шесть депутатов - мусульман. Мусульманская фракция приняла программу «Мусульманского союза». Ее члены председателем избрали М. А. Биглова, а также двух секретарей.
В первой Думе депутаты - мусульмане подписывали кадетские проекты, поскольку не были еще организационно оформлены. Из 12 разработанных кадетами законопроектах имеются пять подписей депутат - мусульман. Мусульманская группа самостоятельно внесла три из 44 законопроектов II Государственной Думы.
31 марта 1906 г. С.Каратаевым был подготовлен третий проект «О переселенческой политики властей».
Следующий проект «Проект основных положений об отмене ограничений в политических и гражданских правах связанных с вероисповеданием и национальностью» был поддержан и подписан 18 мусульманами. Среди них имеются подписи С.Каратаева, Ш.Кощегулова и А.Беремжанова. Этот проект был внесен 18 мая 1907 г.
Казахские депутаты, избранные в І и ІІ Государственные Думы
Власти стремились контролировать процесс выборов и регулировать избрание удобных для себя кандидатов. В поле зрения властей было не только регулирование количества, а также качества депутатов. Таким образом, неугодных кандидатов они отсекали на разных этапах под различными предлогами и обвинениями. При помощи «Выборгского воззвания» власти смогли убрать видных депутатов.
Создание и деятельность мусульманской фракции в Государственной думе стали важным показателем развития политического самосознания российских мусульман. В центре внимания мусульманской фракции во II Государственной думы были три основных вопроса: аграрный, проблемы демократизации политической жизни и проблема национально-религиозных взаимоотношений. Таким образом, мусульманская фракция играла заметную роль в деятельности II Думы.
Несмотря на утвержденное Николаем II 17 апреля 1905 г. Положение «Об укреплении начал веротерпимости», декларировавшее свободу вероисповеданий, в российском законодательстве сохранялся ряд правовых ограничений, связанных с религиозной принадлежностью граждан.
Правительство опубликовало указ и Манифест о роспуске Думы II-го созыва, обвиняя Думу в затягивании рассмотрения законопроектов и государственной росписи доходов и расходов, а также в том, что некоторые депутаты участвовали в заговоре против государства.
3 июня 1907 г. был опубликован новый избирательный закон, который ограничил доступ в Думу некоторых категорий населения, в том числе и по территориально-этническому принципу, в числе которых и Туркестанский край.
Он своевременно доводил до сведения депутатов-мусульман вопросы, касающиеся тяжелого положения степняков.
Власти стремились контролировать процесс выборов и регулировать избрание удобных для себя кандидатов. Надо отметить, что нередко им сопутствовал успех. В поле зрения властей было не только регулирование количества, а также качества депутатов. Таким образом, неугодных кандидатов они отсекали на разных этапах под различными предлогами и обвинениями. При помощи «Выборгского воззвания» власти смогли убрать видных депутатов. В российском законодательстве сохранялся ряд правовых ограничений, связанных с религиозной принадлежностью граждан.
После подавления первой русской революции царизм пошел на жесткие репрессивные меры. В 1907 году вышел новый реакционный избирательный закон. Теперь представители многих национальностей, в том числе и казахи, были лишены избирательных прав. По мнению царского правительства, коренное население Казахстана не было готово к участию в выборах. Поэтому в период 1907—1917 годов казахи не избирались в состав Государственной Думы России. Эта мера вызвала взрыв негодования со стороны казахского народа. В июне 1907 года прошли митинги протеста в таких городах, как Актюбинск, Петропавловск и Кустанай. А. Бокейха-нов поставил свою подпись под Выборгским воззванием, которое было направлено против роспуска II Государственной Думы. За антиколониальную деятельность он отбывал тюремное заключение в Семипалатинске и Павлодаре.
Махаббат БОЛЬШИНА
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)