С первых дней независимости отказ от советской формы государственного управления показал, что Казахстан нацелен на серьезные реформы в области демократизации политической системы. Ярким примером тех лет является принятие Конституции 1995 года. Благодаря ей в Казахстане началось строительство эффективной системы государственного управления страной, которая в последующие годы (1998 и 2007 годы) показала эволюционное развитие конституционного строительства. Конституционные реформы стали действенным механизмом (инструментом) на вызовы времени и ответом на вопрос в каком направлении двигается Казахстан. В рамках международного опыта, сформированная модель государственного строительства, опирающаяся на собственный опыт и потребности самого Казахстана, оказалась эффективной и действенной.
За это время практика совершенствования конституционного строительства показала, что выбранный казахстанский путь имеет свою логику и последовательность в эволюционном развитии. Выбранная форма государственного правления смогла продемонстрировать результаты экономического роста, стабильность и благосостояние казахстанского общества. Например, если в 2012 году Казахстан вошел в число 50-ти самых конкурентоспособных экономик мира, то к концу 2016 года по рейтингу Всемирного Банка «Doing Business», Казахстан всего за один 2016 год совершил рывок с 51 места на 35-е. Созданная эффективная модель экономики позволила выстоять в годы мировых экономических кризисов (1991 г.,1998 г., 2007 г.), обеспечить население работой, создать благоприятный инвестиционный кламат (к концу 2016 году уже было привлечено более 265 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций), транспортировать продукцию более 2500 наименований в 119 стран, что составляло 46 миллиардов долларов., запустить государственные программы «Нурлы жол», ГПФИИР и другие.
Прогматичный, научно обоснованный подход в выборе экономической модели позволил Казастану избежать социального напряжения, военных столкновений в обществе. Годы напряженной работы показали, что успехи страны и состоявшегося государства, стали возможными в рамках конституционного реформирования при сильной президентской вертикали власти.
Ход мирового исторического развития ХХI столетия демонстирует усиление противостояния между ведущими державами, гражданские войны и межэтнические конфликты, терроризм, угрозу голода и эпидемий. Мировой экономический кризис, охвативший все континенты земного шара, набирает свои обороты. К 2017 году он уже демонстрирует свой небывалый размах и глубину. Понятно, что без разработки единого механизма его преодоления многим странам грозит смена Правительств, социальное напряжение общества. Современный мировой кризис требует от Казахстана продуктивных шагов в области конституционного реформирования. Без должной программы по выходу из кризиса Казахстан не может двигаться к прогрессу.
В этой ситуации, принятые План Нации, Стратегия-2050, программа «Нурлы жол», программа индустриального развития оказались действенными инструментами, нацеленными на консолидацию общества для решения стратегических задач. К 2017 году полнокровная реализация стратегических документов и государственных программ требуют дальнейшей демократизации политической системы. Об этом было заявлено еще в Пяти институциональных реформах, где пятый пункт «Открытое Правительство», предполагал перераспределение полномочий междк ветвями власти.
Новый этап в развитии государственного строительства объективно ставит вопрос об усилении ответственности Парламента и Правительства за состояние дел в области социально-экономического развития страны. Об этом четко сказано в Обращении Президента Н.А. Назарбаева «О перераспределении полномочий между ветвями власти» от 25 января 2017 года. Поднятая проблема в области демократизации политических институтов власти закономерный и последовательный шаг Президента в области конституционного реформирования. Обращение в целом позволит не только продолжить демократизацию политической системы, но и даст толчок для социально-экономического роста Казахстана.
Во всех республиканских СМИ и сайтах интернета опубликован проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», вынесенный Главой государства на всенародное обсуждение.
В опубликованном проекте Закона Республики Казахстан предлагается внести изменения и дополнения в следующие разделы: Президент, Правительство, Парламент, Конституционный Совет, судебная система и прокуратура.
В частности, за институтом президентства в новых условиях приоритетами предлагается оставить стратегические функции в области внешней политики, национальной безопасности и обороноспособности страны, а также Президент оставляет за собой право верховного арбитра в отношениях между ветвями власти. Вместе с тем в Проекте изменений Конституции предлагается создать сбалансированные отношения между ветвями власти Правительством и Парламентом. Такой подход позволит между всеми ветвями власти создать соответствующие балансы и противовесы.
Положительным моментом в проекте Закона об изменении и дополнении в новеллы Конституции является передача Правительству ответственности за осуществление принятых государственных программ. Согласно предложенным изменениям Правительство несет всю полноту ответственности за выполнение государственных программ. Такой рациональный подход к исполнительской власти поможет Парламенту – представителю электората влиять на качество исполнительской работы Правительства.
В свою очередь, победившая на парламентских выборах партия, будет решающим образом влиять на формирование Правительства. Правительство будет слагать полномочия перед вновь избранным Мажилисом, а не Президентом, как это было раньше. Такой подход опять же усиливает контроль законодательной ветви власти за исполнительной. Два этих нововведения по расширенныю полномочий Парламента, сыграют положительную роль в ответственности Правительства перед Парламентом за решением социально-экономического блока страны, и расширит полномочия Парламента.
Очередным изменением является то, что теперь Правительству передается право самому образовывать и упразднять центральные исполнительные органы, не входящие в его состав. На наш взгляд это повысит ответственность исполнительных госорганов и их руководителей, наделит их необходимыми полномочиями. Вместе с тем, Президент может отказаться от права отменять, либо приостанавливать действие актов Правительства и Премьер-Министра.
Наряду с эти предлагается усилить роль Парламента в отношении местной исполнительной власти. Очередным нововведением является совершенствование деятельности Конституционного Совета, судебной системы и прокуратуры. Предлагаемые изменения и дополнения в некоторые новеллы Конституции в целом положительно отразятся не только на демократизации политической системы, но и в решении социально-экономических задач, стоящих перед страной.
Таким образом, предлагаемая конституционная реформа 2017 года создаст запас устойчивости политической системы на многие годы вперед, повысит роль Правительства и Парламента, даст более эффективный механизм ответа на внутренние и внешние вызовы.
Алима АУАНАСОВА
Главный научный сотрудник
Института истории государства КН МОН РК,
доктор исторических наук, профессор
Литература
1. Выступление Главы государства на торжественном собрании, посвященном 25-летию Независимости Республики Казахстан от 15 декабря 2016 г. // URL.:http://www.akorda.kz/ru/speeches/internal_political_affairs/in_speeches_and_addresses/vystuplenie-glavy-gosudarstva-na-torzhestvennom-sobranii
2. Обращение Президента Республики Казахстан по вопросам перераспределения полномочий между ветвями власти от 25 января 2017 г. // URL.:http://www.akorda.kz/public/index.php/ru/speeches/internal_political_affairs/in_speeches_and_addresses/obrashchenie-prezidenta-respubliki-kazahstan-po-voprosam-pere
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)