Выборы во II Государственную Думу состоялись в январе - феврале 1907 г. на основе избирательного законакоторый был издан в 11 ноября 1905 г.
Отметим, вышеуказанный закон ограничил возможности выбора в Думу пред¬ставителей национальных меньшинств. Не¬смотря на то, что в стране нерусские народы составляли большую часть населения, во II Государственной Думе их представители со¬ставляли всего 36%, это 187 из 518, всего состава депутатов.
В Туркестане было избрано во II Государственную Думу всего шесть депутатов, в то время как от 322 тыс. русского и «пришлого» населения семь депутатов. Тем не менее, Дума II-го созыва действовавшая оказалась для мусульман самой благо¬приятной в количественном и в качественном отношении. Во II Думу было избрано 37 депутатов - мусульман, которые организовали две фракций и направили своего представителя в руководящие органы.
Из казахов во II Государственную Думу избрали В.Аллабергенова представлявший Туркестанский край Сырдарьинскую область, А.Беремжанова - Степной край, Тургайская область, Ш.Кошегулова - Степной край, Акмолинская область, Б.Кулманова - Астраханская губерния, Внутренняя Киргизская Орда, Т.Наракунев - Степной край, Семипалатинская область, М.Тынышпаев - Туркестанский край, Семиреченская область и С.Каратаева - Степной край, Уральская область. Из них у троих низшее образование (медресе) и у остальных высшее образование.
Например, Б. А. Кулманов окончил восточное отделение Санкт - Петербургского университета.
По своему социальному положению избранники представляли в основном средний класс общества. Среди них было всего четыре крестьянина и один рабочий.
Во II Думе произошел раскол мусульманских депутатов - под влиянием левого крыла была образована отдельная Мусульманская трудовая группа («Мусульман хезмат тейфасэ»). В нее вошли шесть депутатов: Г.Атласов, Г.Бадамшин, З.Зейеалов, Х.Мессагутов, А.Неджметдинов, К.Хасанов, составлявшие особую мусульманскую группу трудовиков.
С апреля 1907 г. группа стала издавать свой печатный орган «Дума». Поэтому эта группа получила также название «Думчелар» («Думцы»). Мусульманская трудовая группа вступила в полемику с основной мусульманской фракцией, образованной на базе партии «Иттифак аль-Муслимин», утверждая что «Иттифак» защищает интересы только богачей и для подлинного возрождения мусульманской нации необходимо организовать мусульманскую трудовую партию, которая смогла бы отстаивать интересы широких масс трудового населения.
Программа самого «Иттифака» также была значительно скорректирована в сторону уменьшения радикализма и сосредоточилась в основном на решении религиозно-культурных вопросов. Либерально настроенные мусульманские политики отстаивали свою новомодную программу введения комплексного светского образования на родном языке как альтернативу системе русско-инородческих школ, разработанную в свое время Н.И.Ильминским и поддерживавшейся правительством. Они же выдвинули идею культурно-национальной автономии мусульманских народов, существовавшую в двух вариантах - территориальном и экстерриториальном.
В «Мусульманская трудовая группа» были отделившиеся шесть депутатов - мусульман. Мусульманская фракция приняла программу «Мусульманского союза». Ее члены председа¬телем избрали М. А. Биглова, а также двух секретарей.
В первой Думе депутаты - мусульмане подписывали кадетские проекты, поскольку не были еще организационно оформлены. Из 12 разработанных кадетами законопроектах имеются пять подписей депутат - мусульман. Мусульманская группа самостоятельно внесла три из 44 законопроектов II Государственной Думы.
31 марта 1906 г. С.Каратаевым был под¬готовлен третий проект «О переселенческой политики властей».
Следующий проект «Проект основных положений об отмене ограничений в политических и гражданских правах связанных с вероисповеданием и национальностью» был поддержан и подписан 18 мусульманами. Среди них имеются подписи С.Каратаева, Ш.Кощегулова и А.Беремжанова. Этот проект был внесен 18 мая 1907 г/5/.
Власти стремились контролировать процесс выборов и регулировать избрание удобных для себя кандидатов. В поле зрения властей было не только регулирование количества, а также качества депутатов. Таким образом, неугодных кандидатов они отсекали на разных этапах под различными предлогами и обви¬нениями. При помощи «Выборгского воззвания» власти смогли убрать видных депутатов.
Создание и деятельность мусульманской фракции в Государственной думе стали важным показателем развития политического самосознания российских мусульман. В центре внимания мусульманской фракции во II Государственной думы были три основных вопроса: аграрный, проблемы демократизации политической жизни и проблема национально-религиозных взаимоотношений. Таким образом, мусульманская фракция играла заметную роль в деятельности II Думы. Несмотря на утвержденное Николаем II 17 апреля 1905 г. Положение «Об укреплении начал веротерпимости», декларировавшее свободу вероисповеданий, в российском законодательстве сохранялся ряд правовых ограничений, связанных с религиозной принадлежностью граждан. Правительство опубликовало указ и Мани¬фест о роспуске Думы II-го созыва, обвиняя Думу в затягивании рассмотрения законо¬проектов и государственной росписи доходов и расходов, а также в том, что некоторые депутаты участвовали в заговоре против государства.
О заметном подъеме политического сознания казахов свидетельствует участие лидеров казахской интеллигенции в работе Государственной Думы. В Государственной Думе следующих созывов интересы казахского населения открыто защищали прогрессивные русские депутаты Т.И. Седельников, Н. Скалозубов и другие. В частности, депутат от Оренбургской губернии Т.И. Седельников подчеркивал: «Сотни тысяч киргизов являются безземельными в буквальном смысле слова, а если возьмем малоземельных киргизов, то их наберется не менее миллиона». В защиту земельных прав казахов выступили представители от башкир Ш. Сыртланов, от татар — С. Максудов. Депутат от Закавказья Х. Мамедов с трибун III Государственной Думы выступал от имени мусульманской фракции. Он призывал прекратить переселение крестьян в Казахстан до тех пор, пока не будут решены земельные права самих казахов. Один из известных политических деятелей Мустафа Шокай, не являясь депутатом, вошел в мусульманскую фракцию III и IV Государственных Дум России.
Арман СУЛЕЙМЕНОВ
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)