К середине 80-х годов Советский Союз оказался в преддверии экономического, социального и политического кризиса. Административно-командная система была не в состоянии отвечать реалиям современной эпохи. Стала ощущаться настоятельная необходимость обновления всех сторон общества, его экономических основ, социальной жизни, политического устройства, духовной сферы.
За 18 лет правления Брежнева ежегодный прирост национального дохода снизился с 9% до 2.6, промышленного производства с 7.3% до 2.8. В сельском хозяйстве производительность труда выражалась минусовой цифрой. Несмотря на огромные капиталовложения, достигшие, начиная с 1975 года, гигантской цифры - 27% от всех капиталовложений, сельское хозяйство продолжало деградировать. Для того чтобы поддерживать цены на продовольствие в государственных магазинах на невысоком уровне, государство постоянно к субсидиям.
Через семь десятилетий после революции, советская сверхдержава оставалась отсталой страной, в которой добывающая и топливная промышленность преобладает над обрабатывающей и машиностроительной.
Сфера добычи и производства и сырья и топлива оттягивают 40% всех фондов и рабочей силы страны. Производство конечного продукта снизилось между 1950 и 1980 гг. на 8%. В век стремительного технического прогресса даже в недавних колониальных странах доля ручного труда в СССР достигла 40%.
Производительность труда в СССР в 1986 году составляла треть от американской, в сельском хозяйстве - менее 15% к уровню США. По объему потребляемых на душу населения товаров и услуг СССР занимал 50-60 место в мире.
К середине 80-х гг. в СССР расходы на здравоохранение составили 22 млрд. руб., а в США -174.8 млрд. $. Как следствие, только по официальным данным, детская смертность в 1976 году составляла 31.4 на тысячу родившихся. По уровню детской смертности СССР находился на 50 месте в мире, после Маврикия и Барбадоса, по средней продолжительности жизни - на 32 месте. В 1979 на каждую тысячу женщин в возрасте деторождения приходилось 102.4 аборта, ФРГ - 5.9, Великобритания - 11.4, США -27.5.
В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С. Горбачев. Вскоре состоялся апрельский Пленум ЦК КПСС, на котором многие вопросы общественно-экономической жизни были поставлены по-новому. Был провозглашен курс на ускорении социально-экономического развития страны, известный как «Перестройка». Предполагалось, что перестройка позволит выйти стране из кризиса.
Однако раскол в понимании смысла и методов реализации перестройки привел к открытому политическому, национальному противостоянию, ознаменовался крахом мировой социалистической системы, политическим банкротством КПСС и распадом СССР.
В 1986 году в экономической жизни страны появилось новшество – государственная приемка (госприемка). Предполагалось, что прием готовой продукции предприятий будет осуществлять независимая от предприятий государственная комиссия. Результаты были весьма плачевны, в конце 1987 года не прошло госприемку 15-18% промышленной продукции.
В социальной сфере был дан старт нескольким компаниям: тотальной компьютеризации школ, борьбе с пьянством и алкоголизмом и нетрудовыми доходами. Особенно широкий резонанс вызвало вышедшее в 1985 году Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма».
В политической области состоявшийся в 1986 году XXVII съезд КПСС ограничился призывами совершенствовать социальную демократию. Провал всех начинаний обнаружился уже в начале 1987 года.
Тридцать лет назад в январе 1987 года состоялся пленум ЦК КПСС, положивший начало существенным изменениям в экономической, политической жизни СССР, которые можно с полным правом назвать реформами. Развитие экономических реформ определили две тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы действия частного сектор экономики.
В этом же году был принят Закон о государственном предприятии, согласно которому госпредприятия переводились на хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование, могли самостоятельно заключать договоры на поставки с партнерами, некоторым крупным предприятиям был разрешен выход не внешний рынок.
В политической области параллельно М.С. Горбачев ввел в политический лексикон новое понятие – гласность, под которым власть понимала «здоровую» критику существующих недостатков, большую информированность населения и некоторое ослабление цензуры. Главным разрешенным объектом критики стал «сталинизм», главным идеалом – «возвращение к ленинским нормам партийной и государственной жизни».
С 1989 года понятие «рынок», «политический плюрализм», «правовое государство», «гражданское общество», «новое мышление во внешней политике» прочно прописались в политическом лексиконе.
На III Съезде народных депутатов СССР, состоявшемся в 1990 году, первым и последним Президентом СССР был избран М.С. Горбачев. И осенью он предложил Верховному Совету свою, компромиссную Программу перехода к рынку, которая также не работала. Кризис нарастал. Авторитет М.С. Горбачева в стране стал стремительно падать.
Системный кризис в СССР отразился на обстановке Казахстана. Период пребывания на посту первого секретаря ЦК КПСС Г. Колбина, ознаменовался рядом мер откровенно популистского характера. Была проведена крупная кадровая чистка партийного аппарата, начиная с ЦК, прием в вузы начал осуществляться со строгим учетом процентного соотношения казахов и не казахов.
Широко разрекламированная государственная программа «Жилье-91», которая предусматривала ликвидацию жилищной проблемы в Казахстане, так и не была реализована к 1991 году.
Вставшие в полный рост проблемы межнациональных отношений решалась путем создания при Советах народных депутатов, начиная с Верховного и заканчивая сельскими, отделов по проблемам межнациональных отношений.
Этот период наивных надежд и громких обещаний, типичных для этого этапа перестройки, завершился летом 1989 года, когда Пленум ЦК КПСС избрал первым секретарем ЦК КПСС Н.А. Назарбаева.
Одной из первых в повестку дня встала проблема государственного языка. 22 сентября 1989 года Верховным Советом был принят Закон Казахской ССР о языках. Согласно закону, государственным языком Казахской ССР являлся казахский язык, русский язык получил статус языка межнационального общения. Перевод делопроизводства на государственный язык должен быть завершен, согласно закону, к 1995 году. В дополнение к Закону в том же 1989 году, была принята Государственная программа возрождения казахского языка, предусматривающая поддержку, в первую очередь материальную, делу возрождения языка.
В том же году стали повсеместно создаваться курсы по изучению казахского языка, печать широко пропагандировала необходимость овладения казахским языком «русскоязычной» частью населения республики. Мероприятия эти носили характер очередной компании и к концу 1990 года были почти повсеместно свернуты.
24 апреля 1990 года в республике был утвержден пост Президента Казахской ССР. На сессии Верховного Совета им был избран Н.А. Назарбаев. Союзные республики стали готовить реформирование СССР в союз суверенных государств.
25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принял «Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР», завершив таким образом процесс реформ, направляемый из центра и на условиях центра.
Махаббат БОЛЬШИНА
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)