Пройдя уничижительные процедуры допросов, тройка направляет ее в Алжир, Казахстан. Промокнув под дождем, она входит в женский барак, в полумраке которого она с ужасом узнает в некоторых заключенных известных женщинах, одетых в ватники и принадлежавших когда-то к кремлевской элите...
От влажности ее черное пальто и платок источали последние пары парфюма. Существа без пола и возраста, обступивших ее со всех сторон, вдыхали остатки аромата французских духов, напоминавших им о прежней жизни. Слышны были плач и стоны по разбитой любви, оставленной семье, покинутых детях. Стало невыносимо...
Автор Алмагуль Менлибаева использовала в коллаже портрет Коко Шанель, превращая ее в узницу Архипелага Карлага, художественно осмысливая противопоставление государственной машины репрессий и женщины.
«Алмагуль была наверное единственной, кто сейчас заинтересовался темой Карлага, потому что в 1988-89 гг. этим интересовался только «Казахфильм», общество «Адилет», которое мы организовали в 1989 г.», — рассказывает Кузнецова Екатерина Борисовна, Почетный журналист РК. Далее, она продолжила: «В Караганде мы открыли общество «Адилет Караганда», учредителями стали Союз журналистов, Союз архитекторов, Союз кинематографистов и Союз художников.
А поскольку Караганда — город репрессированных, многие в былые годы еще были живы и могли поделиться своими историями, мы собрали их вместе и создали данное общество. На сегодня этого общества уже нет, кто-то ушел из жизни, кто-то переехал.
Я лично сотрудничаю с частным университетом актуального образования «Болашак» в лице Дулатбекова Нурлана, ныне депутат Мажилиса Парламента РК, профессор, доктор юридических наук.
Мы с Нурланом Орынбасаровичем хотим рассказать правду, о том, что было, донести до молодых для того, чтобы всегда помнили и никогда не забывали. Конкретно меня всегда интересовал Карлаг, поскольку я живу в Караганде.
Эти люди — узники лагеря ни перед государством, ни перед народом, ни перед собой, ни перед своими детьми ни в чем не повинны, их оклеймили Врагами народа и с этой кличкой они прожили почти до конца Советского Союза, хотя их уже и не называли так в перестройку, но определенные моральные ограничения они терпели.
После 1993 г. обстановка была другая, страна поднималась, строилась, поэтому на них уже сильно не обращали внимания.
А с 2000 г. закрылись двери архива и уже ни я, ни мои последователи уже не имели открытого доступа.
Сначала этот архив хотели сделать общедоступным и перевести на государственное хранение в областной архив, но ситуация изменилась. Часть дела перевели в г. Москву, а часть дел доступна только родственникам, и то не сами дела, а только учетные карточки.
Таким образом, эти ограничения притушили интерес к этой теме. В Караганде на данный момент тема не освещается, частным газетам, телевидению она не интересна, а областная газета вообще подобного рода материалов больше не публикует.
А поскольку я собрала достаточно много материала, то стала публиковать книги. Мои книги вышли не только в Казахстане, но и в России, США».
Материал подготовила Малика МУРСАЛИМОВА