Яблоко становится главным «действующим лицом» выставки. Организаторы воспользовались замечательной возможностью показать лучшие произведения казахстанских художников из фондов музея, которые авторы посвящают яблокам.
А.А. Риттих "Натюрморт. Яблоки"Выставка представляет созвездие имен — несколько поколений ведущих мастеров изобразительного искусства Казахстана изображают великолепие цветущих садов и изобилие собранного урожая фруктов.
Александр Риттих создает натюрморт, главной доминантой которого становится спелый казахстанский апорт — блестящий образец академической живописи, столь любимый постоянными зрителями музея. Особое место в экспозиции — произведения Айши Галимбаевой, которую по праву считают основательницей казахского натюрморта. В ее многочисленных декоративных ярких сочных композициях яблоко становится ключевым акцентом. Именно натюрморт закономерно становится преобладающим жанром в пространстве этой выставки, которая представляет произведения истинных мастеров жанра. Свободой и динамикой цвета наполнены изображения цветов и фруктов у Абрама Черкасского, привычно размещенные в композиции на фоне распахнутого окна. Леонид Леонтьев расширяет арсенал изобразительных средств, применяя в рамках жанра многообразные приемы от реалистических до авангардных. Преданные театру Всеволод Теляковский и Владимир Колоденко в поисках максимальной выразительности достигают в натюрморте особой степени декоративности и стилизации.
Образы яблони и спелых плодов воплощают природную цикличность. Цветущие сады становятся самостоятельной темой, к которой обращаются Алексей Степанов, Турсын Абуов, Регина Великанова и другие. В каждом произведении проявлены особенности, определяющие индивидуальность авторского почерка, но все работы неизменно объединяет лирическое настроение наблюдателя, испытывающего восторг перед хрупким и прекрасным состоянием природы, пробуждающейся от зимнего сна.
Ряд произведений относятся к жанровым композициям. В работе Гани Баянова «Плоды» прослеживается символическая связь поколений, неразрывная нить преемственности, и яблоко становится знаковым символом. Эта же тема в иной трактовке проявлена и в полотне Дулата Алиева «Семья». Образы сборщиц фруктов, преисполненные очарования молодости и красоты, создаются Айшой Галимбаевой и Марией Лизогуб.
Не только в живописи яблоко является ключевым акцентом. Оно заявляет о себе и в скульптуре. Запоминающийся своей лаконичной выразительностью образ создает Еркин Мергенов в своем произведении-посвящении с оригинальным названием «Художникам-казахстанцам, погибшим в Великой Отечественной войне. Алма-Ата».
В общей сложности около 50 произведений, в числе которых и полотна из коллекции известного казахстанского мецената Нурлана Смагулова, создают в едином пространстве экспозиции волшебную атмосферу эстетики главного символа нашего прекрасного города.