Сегодня в Астане состоялось заседание Евразийского клуба историков на тему «В общем историческом пространстве».
Мероприятие было организовано Институтом Евразийской интеграции совместно с Политологическим центром «Север-Юг» (Россия).
В работе клуба приняли участие историки и политологи из России, Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, депутаты Парламента РК, представители Администрации Президента РК, международных организаций, НПО, молодежных объединений, СМИ.
Программа состояла из четырех дискуссионных панелей: «Евразийское пространство — единство в потоке времени», «70 лет ООН. Ялтинско-Потсдамская система и современный миропорядок», «Механизмы сохранения исторической памяти СНГ», «Новейшая история постсоветских государств: методология и практика». Также в ходе заседания проходит круглый стол по вопросу взаимодействия и сотрудничества национальных исторических школ стран евразийского пространства.
Таким образом, уже на первой дискуссионной площадке «Евразийское пространство — единство в потоке времени» были выдвинули предложение о создании евразийского исторического общества, которое будет представлять собой организацию, имеющую филиалы в каждой стране-участнице, также предложили создать общеевразийский ежегодный календарь памятных дат, в котором будет предусмотрено совместное празднование всех исторических событий стран-участниц.
Ученый секретарь Национального конгресса историков, доктор исторических наук, профессор Кабульдинов Зиябек Ермуханович отдельно отметил в своем выступлении формирование полиэтничности Казахстана.
— Казахи как наследники великой, степной, кочевой и полукочевой цивилизации обладали уникальными качествами толерантности, прозрачности, дипломатичности по отношению к другим этносам и народам, чего трудно заметить у многих других государств мира. Этим, наверное, объясняется мирное поселение евразийцев на казахской земле, данный факт мы никогда не должны забывать. Сами нациообразующие казахи представляют собой народ, который в мирных условиях и отсутствии диктата, смогли вобрать в себя осколки разных народов и государств. Казахстан уникальным образом, как полиэтническая страна выгодно отличается от других стран мира в плане специфики формирования полиэтничности государства. Если в ряде государств полиэтничность сформировалась в ходе военных акции, дипломатических присоединений, незаконного лишения государственности, то в Казахстане полиэтничность преимущественно сформировалась в весьма уникальных обстоятельствах, когда несколько миллионов человек на территории Казахстана оказались не по своей воле, а в ходе массовых ссылок, политической депортации, политических репрессий и т.д. Только в 30-50-х годах на территории Казахстана оказалось более двух миллионов депортированных народов. Поэтому те народы, которые были сосланы на территорию Казахстана знают цену дружбе, гостеприимства, толерантности, открытости и человечности нациообразующих казахов. Таким образом Казахстану в 90-е годы предрекали межэтнический хаос и бардак, но несмотря на это мы получили мирную, евразийскую, толерантную страну, которая сегодня заявляет всему миру о себе, — сказал Кабульдинов Зиябек Ермуханович.
Мирас НУРЛАНУЛЫ