Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Первому казахскому антропологу — 85 лет

2065
Первому казахскому антропологу — 85 лет - e-history.kz
У него всегда хорошая основательная подготовка и фундаментальные сильные знания, ведь он получил образование у таких умных и основательных антропологов как Гинзбург, Дебец, Герасимов

Сегодня в Национальном музее Республики Казахстан состоялось торжественное мероприятие «Первому казахскому антропологу — 85 лет», посвященное юбилею ученого, антрополога Оразака Исмагулов. 

Оразак Исмагулов — первый отечественный антрополог, основатель антропологической школы в Казахстане, доктор исторических наук, профессор, академик НАН РК, член-корреспондент Болонской академии наук, лауреат премии им. Ч.Валиханова, заслуженный деятель науки и техники РК. 

8cc53896daeb60e299d0131acedbdbb1.jpg

Он организовал первую в Казахстане лабораторию этнической антропологии при Институте истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК и лабораторию физической антропологии Центрального Государственного музея РК. Благодаря исследованиям академика О. Исмагулова первые казахстанские антропологические материалы использованы в качестве исторического источника информации по этногенезу и этнической истории казахского народа. Его научная деятельность, как основоположника казахстанской школы антропологов, по проблемам палеоантропологии, этнической краниологии, серологии, соматологии, одонтологии, дерматоглифики, способствовала установлению генетической преемственности на протяжении 40 веков между древним, средневековым и современным населением Казахстана, доказала единство генофонда популяции казахов и ее генетические связи с их близкими и дальними физическими предками. 

12f7de543d62a7ac8341761090e853c1.jpg

О. Исмагулов — автор более 300 научных работ, из них 8 индивидуальных и коллективных монографий, ставших настольными книгами для антропологов, археологов, этнологов и историков: «Население Казахстана от эпохи бронзы до современности (палеоантропологическое исследование)» (1970), «Этническая геногеография Казахстана (серологическое исследование)» (1977), «Этническая антропология Казахстана (соматологическое исследование)» (1982), «Этническая одонтология Казахстана» (1989, в соавторстве), «Абылай хан: тарихи антропологиялық зерттеу» (1999, в соавторстве), «Алтай қазақтары» (2003, в соавторстве), «Этническая антропология казахского народа» (2007, в соавторстве), «Историческая антропология казахского народа», (2008, в соавторстве), «Қазақ халқының антропологиялық тарихы» (2011) и др. Под его научным руководством подготовлены 4 доктора и 3 кандидата наук. 

60284bedd40b1af16a5fdb7a0f203e4f.JPG

— Я специально приехал на эту торжественную дату, ведь Оразак Исмагулов известный ученый международного уровня, еще в советское время он участвовал в советско-монгольской, советско-индийской экспедиции. Он выступал за рубежом в Японии, в США. Я очень рад приехать на его юбилей, он единственный антрополог, который основал школу антропологии в Казахстане, — сказал Мухтар Кожа — доктор исторических наук, представитель Международного казахско-турецкого университета. 

6102ec1449db6f9c374111c2b5fe5b75.JPG

— Оразак Исмагулов на данный момент один из патриархов и старейшин исторической науки Казахстана. Он переосмыслил историю Казахстана с эпохи бронзы до своременности, еще в первой своей книге население Казахстана от эпохи бронзы до своременности. В общественной и научной среде особенно вызвала резонанс его книга этногеография Казахстана, посвященная изучению генетических маркеров казахского народа в контексте историко-биологического развития Центральной Азии, в особенности тюркских народов. Он человек огромного трудолюбия, он фактически изучил все субэтнические группы казахов: районы, области, роды, племена. У него всегда хорошая основательная подготовка и фундаментальные сильные знания, ведь он получил образование у таких умных и основательных антропологов как Гинзбург, Дебец, Герасимов.

Материал подготовил Мирас НУРЛАНУЛЫ

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?