После его смерти (помимо сыновей) девять его внуков и пятеро правнуков носили титул хана, еще двое недолгое время были ханами Хивы. На протяжении двух с половиной столетий со дня смерти Абулхаира его потомки занимали ведущие позиции в государственной и общественной жизни казахов, но были и те, чьи имена до сих остаются малоизвестными. Портал Qazaqstan Tarihy расскажет о малоизвестных потомках первого хана Младшего жуза
В статье использованы материалы из статьи «Абулхаир-Хан и судьба его потомков» («Навигатор», 26 марта 2001 года)
Согласно официальным данным, Абулхаир хан, не считая дочерей, был отцом семерых сыновей. Пятеро из них произошли на свет от первой супруги Бопай-ханым, еще по-одному сыну хану подарили башкирская и калмыкская жены Абулхаир хана. Часть из них сумела унаследовать всю полноту власти своего отца, другая – довольствовалась титулом султана. Интересно, что в разное время титул хана после Абулхаира носило девять его внуков (Болекей, Букей, Есим, Жанторе, Каратай, Пиралы, Тимур, Сергазы и Шигай) и еще пятеро правнуков (Жангир, Каипгали, Касым, Маты и Саукым). Еща два его внука султаны Болекей и Агын недолгое время были ханами Хивы.
В исследованиях историка Ирины Ерофеевой (1999 г.) сказано, что большинство потомков Абулхаир хана по мужской линии нередко проявляли отвагу и воинское искусство, а также имели прекрасное для того времени образование. Известно, что правнук Абулхаира Жангир-Керей-хан (1801-1845) получил блестящее европейское образование, в совершенстве владел арабским, персидским, русским и частично немецким языками. Также, говоря о политическом весе Жангир-Керей-хана, стоит отметить и то, что он был приглашен на церемонию коронации Николая I.
Жангир-Керей-хан унаследовал от отца ханский престол в Букеевской орде. Методы его административного управления сводились к раздаче земель сначала местным начальникам в награду за службу, а позже и вовсе распродавались. Незадолго до первых вспышек народного недовольствия, позже получившая название восстание Исатая Тайманова, оказалось, что треть населения орды осталась вообще без земли.
Другим потомком Абулхаира, принимавшего участие в подавлении народных восстаний, был Баймухамед Айшуаков (1790-1847). Отец Баймухамеда Айшуак в течение почти всей своей жизни именовался султаном и будучи лишь четвертым сыном Абулхаир хана на престол не претендовал, однако обстоятельства сложились так, что ему пришлось носить титул хана. Его сын Баймухамед этого титула не унаследовал. Он, вместе с другим внуком Абулхаир-хана Каратай-ханом, участвовал в подавлении восстаний Жоламана Тленшиулы и Исатая Тайманова. В середине XIX века воевал против отрядов Кенесары Касымулы, выйдя на покой в 1847 году в звании генерал-майора.
Его сын Мухамеджан Баймухамедов (1811-1896) также был сторонником колониальной политики. Он участвовал в подавлении восстания Исатая и Махамбета, за что получил титул хорунжего в 1839 году. Позже Б. Айшуаков участвовал в колонизации казахской степи царской армией, строил Ново-Петровскую крепость в Мангыстау, осаждал город Ак-мечеть, участвовал в подавлении восстания Есета Котибарулы, захвате Ташкента и Хивы. Кроме того, Баймухамед Айшуаков принимал участия на мероприятиях, посвященных коронации Александра III и Николая II.
Сын Жангир-Керей-хана Сахиб-Керей-хан (1830-1847) руководил Букеевской ордой всего несколько лет. На закате своего правления Жангир-Керей-хан видел в своем старшем сыне преемника своей власти, а потому в 1840 году написал прошение царю о назначении Сахиб-Керея ханом Букеевской орды. Император свое разрешение дал, но при одном условии: Сахиб-Керей должен был окончить обучение в Пажеском корпусе в Санкт-Петербурге. Смерть отца в августе 1845 года заставила Сахиб-Керея приостановить обучение и вернуться домой. Править 15-летнему юноше помогал ханский совет, но уже совсем скоро ему пришлось вернуться в Санкт-Петербург для окончания учебного курса. Летом 1847 года Сахиб-Керей был выпущен в звании корнета и отправился домой, однако погиб в пути. Стоит отметить, что после его смерти ханская власть в Букеевской орде была ликвидирована.
У Сахиб-Керея был младший брат Губайдулла Чингисхан (на фото слева) (1840-1909), вслед за братом закончивший Пажеский корпус. Он же считается первым казахом – полным генералом рода войск. Свою службу молодой Губайдулла начал в чине корнета в Лейб-гвардии Казачьего полка, позже был переведен в Оренбург, а оттуда – в ранге полковника отправился в северо-западную часть Российской империи. Губайдулла Чингисхан принимал участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., а в 1878 году стал генерал-майором.
Сообщается, что супругой Г. Чингисхана была потомственная дворянка, исполнительница роли Снегурочки в одноименной опере Н. Римского-Корсакова Феодосия Велинская, получившая его фамилию только после смерти после смерти Губайдуллы. Вместе с тем, историки утверждают, что у Губайдуллы был сын по имени Хаким Гирей, рожденный от дочери татарского муфтия, который, разгневавшись на дочь, отправил ее в изгнание в Туркестан. Сам Губайдулла до самой смерти искал свою супругу, которая в 1905 году родила ребенка, но погибла при родах.
Что касается потомков Абулхаира по женской линии, то тут стоит упомянуть о его дочери, супруге Абылай хана Карашаш-ханым. Кроме нее, благодаря своим дочерям и сестрам, потомки Абулхаир-хана сумели установить родственные отношения с сыном Абулмамбет-хана, Абулфеиз-султаном. Интересно, что после смерти Абулмамбета именно он должен был наследовать ханскую власть Среднего жуза, но оставил это право в пользу Абылай-хана. Кроме него, в число зятьев сыновей и внуков Абулхаира находились внук хивинского хана Кайыпа Арынгазы, а также ряд хивинских ханов, в т.ч. Эльтузар, Мухаммед Рахим I, Аллакули и Мухаммад Амин-хан.
Старшая дочь Жангир-Керей-хана и его татарской жены Фатимы Зулиха (на фото справа) была одной из первых казахских девушек, получивших европейское образование. В 1851 году она вышла замуж за Салим-Герея Тевкелева, принадлежавшего к древнему татарскому роду Тевкелевых. В свою очередь, сын Жангир-Керей-хана Ахмет-Керей взял в жены дочь второго правнука генерал-майора Батыр-Керея Тевкелева Зухру.
Из числа остальных, менее известных потомков Абулхаир-хана следует отметить казахского поэта Шангерея Бокеева, депутата Государственной думы II созыва от Уральской области Бахытжана Каратаева, государственного и общественного деятеля Габдулхакима Бокейханова, его сына, доктора технических наук, ученого-горняка Диаса Букейханова, кюйшы-композиторов, основателей казахского оркестра народных инструментов Махамбета и Науша Букейхановых, сына Н. Букейханова, одного из первых профессоров Казахского государственного медицинского института Хазихана Букейханова, доктора биологических наук, профессора Майю Шигаеву и многих других.
Таким образом, мечты хана о знатном будущем и историческом величии собственного рода во многом осуществились, и в этом отношении главная заслуга принадлежит самому Абулхаиру - основателю одной из первых казахских династий.
В статье использованы материалы из статьи «Абулхаир-Хан и судьба его потомков» («Навигатор», 26 марта 2001 года)