Виктор Иванович, как и принято было в высших политических кругах, родился в 1878 году в семье простого труженика, крестьянина Ивана Нанейшвили. Будущий революционер провел детство в селе Сачилао Кутаисской губернии и там же окончил местную гимназию.
После школы Виктор поступает на историко-филологический факультет Московского университета, постепенно погружаясь в пучину политической деятельности.
После окончания университета, В. Нанейшвили вернулся в Грузию и преподавал в Тбилисской гимназии. Школьный учитель Нанейшвили в период с 1902 по 1913 года неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Получив партийный билет РСДРП в 1903 году, большевик В. Нанейшвили, уже будучи в сибирской ссылке, снова был арестован по делу о кассе взаимопомощи политических ссыльных Нижнеудинского края вместе с Вячеславом Петровичем Волгиным, будущим советским историком и общественным деятелем, и Ароном Александровичем Сольцем, будущей «совестью партии». Тогда же в ходе проведенного обыска у Нанейшвили была обнаружена запрещенная литература. Несколько ссыльных попытались спасти жизнь большевика и подали коллективное заявление, предъявив свои права на эти книги. Таким образом, к дознанию были привлечены все.
В. П. Волгин и А. А. Сольц
Объединительный IV съезд Закавказских социал-демократических организаций, организованный в сентябре 1906 года в Тбилиси, официально объединил организации большевиков и меньшевиков, однако большевики все же сумели сохранить партийную независимость. Под эгидой этого съезда в начале 1907 года большевики формируют свой головной орган «Литературное бюро большевиков». Первыми руководителями этого органа были М. Давидашвили, А. Джапаридзе, В. Нанейшвили, Е. Стасова, С. Шаумян и другие организаторы восстания в Закавказье.
В 1913 году Виктор Иванович с женой Верой Павловной переезжают в Баку, где до 1917 года преподают в Балаханском реальном училище, большую часть времени посвящая деятельности Бакинской большевистской организации. С апреля по октябрь 1917 года параллельно с революционной и преподавательской деятельностью В. Нанейшвили занимается редакторской работой в газете «Бакинский рабочий». Вся эта деятельность занимает все свободное время супругов, что они вынуждены сдать в детский дом своих детей Марию и Павла.
Политическая карьера В. Нанейшвили бурно развивалось именно в Баку. Тут 25 июня 1917 года на общебакинской конференции большевиков его избирают в Бакинский комитет РСДРП (б). После революции 1917 года, он входил в состав Кавказского краевого комитета РКП (б), а с ноября 1917 по апрель 1918 год занимал пост комиссара Закавказского железнодорожного рабочего движения. С апреля 1918 года он чрезвычайный комиссар Дагестана.
«Бакинский Совет 17 апреля 1918 г. послал морем особый экспедиционный отряд, в который входили: 36-й Туркестанский полк численностью в 2500 человек и 500 бакинских красногвардейцев с двухорудийной батареей. Командиром отряда был М. Ефремов, комиссаром — В. Нанейшвили, а его заместителем — А. Исмайлов. Высадившись на берег в ночь на 20 апреля, бакинские войска перешли в наступление. При активном участии местных красногвардейцев они разбили контрреволюционные банды имама Гоцинского и заняли Порт-Петровск. В освобожденном Порт-Петровске была восстановлена Советская власть»
После Дагестана, с 23 ноября 1918 года по январь 1919 год он председательствует в Астраханском губернском комитете РКП (б). Его избрание поддержали 156 делегатов первой губернской конференции РКП (б) 23-25 ноября 1918 года.
На первом съезде коммунистических организаций Азербайджана 11-12 февраля 1920 года в Баку Виктор Иванович вошел в состав ЦК Азербайджана. Тут же и произошло его первое знакомство с будущим министром и наркомом внутренних дел Лаврентием Берией. Вот как описывает эти события Антон Антонов-Овсиенко в своей книге «Берия… Как он начинал»:
«Секретарем Кавказского бюро РКП (б) в Баку был старый подпольщик Виктор Нанейшвили. Опытный конспиратор Кавбюро охватывал все Закавказье, а также Чечено-Ингушетию, Дагестан и Северный Кавказ. Подпольное бюро находилось в захваченном мусаватистами Баку, на Телефонной улице около немецкой церкви — кирхи.
Помещение сняли на имя Мирзы Давуда Гусейнова, преданного партии товарища. Нанейшвили появлялся там редко, он жил на окраине, за Черногородским мостом, квартировал в семье знакомого рабочего. Адрес знали немногие. Дежурили на Телефонной улице по очереди, необходимую информацию передавали Нанейшвили поздно вечером, после дежурства.
Однажды в бюро пришли молодые члены партийной ячейки Технического училища Вася Егоров и Гриша Канер. Они привели с собой еще одного студента — невзрачного такого, прыщавого. Неизвестный назвался Лаврентием Берия и сказал, что ему нужно увидеться с товарищем Нанейшвили. В тот день дежурил Олег Саркисов. Он ответил, что секретарь бюро здесь не бывает.— Что ему передать?
— Ничего. Я должен переговорить с ним только лично.
Вечером дежурный сообщил Нанейшвили о визите трех студентов и о просьбе Берия.Прошло несколько дней, Саркисов спросил Нанейшвили:
— Зачем приходил тот человек?
— Он работает в мусаватистской охранке и просит принять его в нашу партию, обещает давать ценную информацию.
— Но ведь у нас есть уже свои люди в мусаватистской охранке — Мусеви и Ашум Алиев. Мы их туда специально послали. Зачем нам этот самозванец?
Опасения юного Саркисова вскоре же нашли косвенное подтверждение: Мусеви и Алиева убили в ресторане, за обедом, двумя выстрелами в упор».
С марта по сентябрь 1922 года В. Нанейшвили работал секретарем Юго-Восточного бюро ЦК РКП (б).
«Секретарем Юго-Восточного бюро ЦК ОКП работает сейчас Виктор Нанейшвили, которого ты должен хорошо знать еще по Баку. Он старый большевик, бывший учитель. Но он и в партийной работе сохранил стиль учителя: больше поучает и разъясняет. Организационно объединить и сплотить людей ему не удалось»
(Переписка: Сталин — Микояну, 25-30 апреля 1922 года).
Следующей карьерной остановкой Виктора Нанейшвили был Пермский губернский комитет, секретарем которого он был в период с сентября 1922 года по 1923 год.
Пост сначала ответственного секретаря Казахстанской партийной организации, а потом и полноценного секретаря Казахстанского крайкома РКП (б) Нанейшвили занимал с октября 1924-го по июнь 1925 год.
Пермские комсомольцы Иван Рудометов, Мария Колокольникова, Владимир Кузовенко и В. И. Нанейшвили, секретарь Пермского комитета РКП (б)
Виктор Нанейшвили, будучи секретарем Казахстанского крайкома, находился в сложных отношениях с Иосифом Виссарионовичем Сталиным и горячо спорил с ним по поводу национального вопроса. Елена, дочь Виктора Ивановича, кроме всего прочего была женой советского партийного и государственного деятеля и 7-го председателя ЦК ВЛКСМ Александра Васильевича Косарева, арестованного и расстрелянного в 1937 году как изменник родины. Елена Викторовна так вспоминает отношения вождя пролетариата со своим мужем:
«Александр рассказывал, как однажды его ошеломил Сталин. Он, пристально всматриваясь в мое лицо, вождь всех народов сказал: «Это правда, что ты женился?» - «Да, Иосиф Виссарионович. Я уже год как женат на Марусе Нанейшвили, дочери Виктора Ивановича Нанейшвили. Маруся говорит, что вы его знаете». После долгой паузы Сталин бросил короткую фразу: «Да, Виктора Нанейшвили я знаю. Он – мой личный враг».
О разговоре у Сталина Косарев позже рассказал своей жене Марии Нанейшвили, брата которой - секретаря Копыльского райкома коммунистической партии Белоруссии Павла Нанейшвили - обвинили в покушении на Сталина и арестовали.
Что же касается своего тестя, Александра Косарева, то его тоже арестовали и расстреляли. Его арест – дело рук Иосифа Виссарионовича и Лаврентия Берии. Гнев Сталина на поведение своего любимчика берет начало со смерти Сергея Кирова и его расследования. Позже, Косарев принялся публично защищать кадры после ареста во время сталинских репрессий. Если судить по письму дочери Нанейшвили Маленкову в 1953 году, то нелюбовь Берии объясняется тем, что Косарев публично объявил, что большевистского руководства Закавказья не существует. В это время секретарем Закавказья являлся Лаврентий Павлович.
С 1931 по 1939 год Виктор Нанейшвили возглавлял Всесоюзную торговую академию в Москве, позже переименованную во Всесоюзную академию пищевой промышленности. Виктор Иванович был арестован 28 ноября 1939 года по сфальсифицированному обвинению, а суд приговорил его к высшей мере наказания 21 марта 1940 года. Через день Виктора Нанейшвили расстреляли.
Реабилитацией В. Нанейшвили занималась его дочь Мария. После расстрела мужа 28 февраля 1940 года, личным распоряжением Лаврентия Берии Мария Нанейшвили была приговорена к исправительно-трудовым работам в Дудинке. Ее дочь в это время находилась в ссылке в Норильске, куда и переехала мать после окончания срока.
После смерти Сталина и ареста Берии в июне 1953 г. Мария написала заявление с просьбой о пересмотре дела А. Косарева в ЦК партии. 8 мая 1954 г. к ней домой пришли сотрудники Норильского МГБ и сообщили о ее полной реабилитации. Выделили самолет для ее доставки в Красноярск для дальнейшего следования в Москву, в Военную коллегию для встречи с генералами Чепцовым и Китаевым.