Изучение национальной истории является одной из фундаментальных основ конкурентоспособного развития Казахстана в системе мирового сообщества XXI века. В статье Главы государства «Семь граней Великой степи» подчеркнуто: «Приобщенность к национальной истории формирует чувство единства своих истоков у всех казахстанцев» [1].
Вызовы и риски современного общества имеют глобальный и конкретный характер, требуют определенных адекватных ответов. Объективный взгляд на историческое прошлое определяет целостность формирования исторического сознания. В нем органически переплетаются традиционные идеалы и социокультурные ценности новых поколений.
Модернизация исторического сознания тесно связана с всесторонним и углубленным изучением национальной истории, воспитанием патриотизма, гражданской ответственности в полиэтническом обществе. Историческое сознание имеет большое значение в условиях глобализации. Оно продуцирует наше отношение к историческому прошлому, является одним из регуляторов общественной жизни и источником моделирования новых социальных проектов.
Существенно, чтобы наше представление об исторических событиях имело не фрагментарный характер, а складывалось как об едином целостном процессе.
Озвученные в статье Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Семь граней Великой степи» широкомасштабные проекты «Архив - 2025», «Великие имена Великой степи» способствуют поиску и выявлению новых документов и материалов в архивных фондах Казахстана и зарубежных стран, пополнению источниковедческой и историографической базы, разработке новых концептуальных подходов в исследовании и изучении истории Казахстана.
Большое значение придается не только введению в научный оборот архивных данных, но и их конвертации в цифровой формат, чтобы сделать их доступными для всех заинтересованных экспертов и широкой общественности [2]. В своей статье Глава государства подчеркивает: «Убежден, у народа, который помнит, ценит, гордится своей историей, великое будущее. Гордость за прошлое, прагматичная оценка настоящего и позитивный взгляд в будущее – вот залог успеха нашей страны»[3].
7 декабря 2018 года состоялась Международная научная конференция «РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ: ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ», организованная Фондом Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы и Институтом истории государства Комитета науки МОН РК. Зарубежные и казахстанские ученые, представители широкой общественности на площадках данного научного форума активно и широко анализировали программные положения статьи Главы государства «Семь граней Великой степи», в своих выступлениях отмечая ее значение и роль в исследовании и изучении истории Казахстана как составной части мировой истории.
Развитие независимого Казахстана связано с принятием Конституционного Закона Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан» 16 декабря 1991 года. Это исторический документ, определивший путь независимого, демократического развития страны: «Верховный Совет Республики Казахстан, выражая волю народа Казахстана, признавая приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, иных общепризнанных нормах международного права, подтверждая право казахской нации на самоопределение, исходя из решимости создания гражданского общества и правового государства, осуществляя миролюбивую внешнюю политику, заявляя о своей приверженности принципу нераспространения ядерного оружия и процессу разоружения, торжественно провозглашает государственную независимость Республики Казахстан» [4].
Казахстан интенсивно и активно развивается в новых реалиях современного мира. Стратегия вхождения в число тридцати развитых стран к 2030 году предполагает углубление модернизационного курса. Неотъемлемой частью этого процесса является развитие правового государства. Функционирование демократического правового государства предполагает принятие всех государственных решений на основе законодательства, равенство всех перед законом, а также взаимную ответственность государства и личности. В Конституции Республики Казахстан подчеркнуто: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» [5]. В рамках правового государства вступает в силу механизм взаимодействия государства и общества на основе норм права. Правовое государство определяет функциональность демократической системы власти.
Практика государственного строительства и государственного управления обогащает такие присущие правовому государству принципы, как верховенство закона, разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную, их взаимодействие между собой с использованием системы сдержек и противовесов [6]. Отношения между государством и личностью имеют публично-правовой характер. Государство обязуется предоставить человеку и гражданину все права и свободы, гарантированные ему Конституцией Республики Казахстан – Основным Законом и другими законодательно-нормативными актами. В то же время личность обязуется выполнять возложенные на нее в законодательном порядке обязанности по отношению к государству. Цель правового государства состоит в обеспечении и защите прав и свобод личности.
Актуально развитие правовой культуры населения, которое в период избирательных кампаний трансформируется в электорат. Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан уделяет этому вопросу большое значение. Еще в начале Независимости, в письме ЦИК РК от 12 июля 1996 года, направленном в адрес Государственного секретаря Республики Казахстан, было отмечено, что «для организации и проведения в республике полноценных демократических выборов необходимо образовать систему непрерывного правового образования, просвещения, обучения и повышения профессиональной квалификации всех участников избирательного процесса: избирателей, организаторов выборов, доверенных лиц, кандидатов в депутаты и на занятие государственных должностей, а также наблюдателей» [7].
Готовность принимать активное участие в формировании нового типа правовой культуры является существенной стороной модернизации общественного сознания. Это важно для развития общечеловеческой культуры, цивилизованности социума в вопросах государственности и гражданского общества. Важно положение о том, что жизнь, свобода и права человека представляют высшую ценность. Все эти положения лежат в основе гражданского общества как составной части развития государственной независимости Казахстана.
Национальная история раскрывает новые грани развития исторического прошлого наших предков, дает возможность познавать значимость и самобытность ценностей как национальной, так и общечеловеческой культуры. Модернизация исторического сознания выступает одним из значимых факторов поддержания социокультурной идентичности в обществе, способствует постижению опыта и практики мировой цивилизации. Необходимо всесторонне изучать страницы развития независимого Казахстана, чтобы прогнозировать вектор продвижения страны в будущем. Особенно это важно для подрастающего молодого поколения казахстанцев, которым жить и созидать в новых условиях XXI века.
Калиева Марал Шатулаевна
доктор политических наук, доцент,
Институт истории государства
Комитета науки
МОН РК
Литература:
1. Статья Главы государства «Семь граней Великой степи» 21 ноября 2018 URL: http://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-sem-granei-velikoi-stepi (дата обращения: 21.11.2018).
2. Там же.
3. Там же.
4. Конституционный Закон Республики Казахстан от 16 декабря 1991 года № 1007-XII «О государственной независимости Республики Казахстан» URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1000798 (дата обращения: 14.12.2018).
5. Конституция Республики Казахстан URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1005029 (дата обращения: 14.12.2018).
6. Конституция Республики Казахстан URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1005029 (дата обращения: 14.12.2018).
7. Архив Президента Республики Казахстан. Письмо ЦИК. Ф.5Н-1.5, д.6658, л.1.