Акан Сери – казахский поэт, акын, известный своим песенным творчеством, которое является рефлексией на события его жизни и знаменательные явления той эпохи.
Село, где он родился, получило название в его честь – Акан Сери. Оно находится на территории современной Акмолинской области.
Известно, что у Акана Сери была тяжелая судьба. Его близкие покидали его, так одна за другой умерли его две жены. Когда в его доме случилось радость – родился сын, опора семьи, вскоре она омрачилась, тем, что мальчик оказался глухонемым.
Окружающие восхищались голосом Акана Сери, а он с юности ощущал стремление к песенному творчеству. Важным событием в жизни юноши стала его первая влюбленность, которая, увы, не могла иметь продолжение, из-за обычаев отдавать девушек замуж против их воли. Его возлюбленная красавица Актоты уже была просватана за сына местного бая. Акан Сери даже пытался похитить девушку, но это похищение оказывается безуспешным, его быстро разоблачают. Тогда возник один из его первых порывов к созданию собственного произведения. Он сочиняет светлую, но пронизанную печалью песню «Желдирме».
Большую роль в жизни поэта занимали его питомцы. Они не просто были помощниками в охоте – Акан Сери обращался с ними как равными.
Одним из любимых питомцев Акана Сери был ястреб Кокжендет, которому он посвятил одноименную песню. Однажды Кокжендет поднялся высоко в небо, улетел и не вернулся. В своей песне поэт тоскует по другу и спрашивает, почему тот покинул его.
В образе Кокжендета скрывается не только птица, которая действительно неожиданно исчезла, но также за этим образом завуалировано прощание со своей юностью, которая ушла безвозвратно. Автор так хочет вернуться в беззаботную пору, но понимает, что прошлого уже не вернешь, от него остались только приятные воспоминания.
Был у Акана Сери и беркут, которого он называл Караторгай. Когда-то он был сильным беркутом, который зорко замечал свою добычу и быстро хватал ее. Но с годами он постарел – уже не мог так быстро лавировать в небесах и ловко охотиться. Когда он взмывал в воздух, после продолжительного полета, он боялся садиться. И только истощенный, без сил падал камнем вниз.
Поэт с тоской напевал такие строки: «Караторгай! Тяжко тебе! Кричишь, бедный, боишься садиться!».
У Акана Сери был также скакун Кулагер, который поражал окружающих своей быстротой. Даже самые натренированные скакуны баев не могли обойти его в байге. Он стал предметом зависти некоторых людей. Верный скакун Кулагер был убит прямо во время скачек по велению бая Батыраша, который хотел, чтобы победил его рысак по кличке Серый Ястреб. Но Кулагер мчался так быстро и оторвался так далеко, что Серому Ястребу было не угнаться. Акан Сери посвятил скакуну песню, в котором вспоминал его с рожденья, а теперь был вынужден оплакивать его гибель. Боль от утраты выражена в пронзительных строках:
Белый снег, упавший в ночь, к утру сойдёт,
Но моя, о, Кулагер, боль не пройдёт.
И пока найду коня тебе подстать,
До земли хвост у верблюда отрастёт.
Трудности и несправедливости, которые встречались на пути у Акана Сери, заставили его размышлять о сути жизни, порядке вещей, нравственных вопросах, социальных проблемах.
В репертуаре Акана Сери были не только песни, пронизанные трагическим лиризмом. Известными также стали песни с веселыми мотивами, которые быстро распространялись в народе. Однажды Акан Сери отправился в гости. Особое уважение ему оказывала дочка хозяев Балкадиша, которая не отходила от гостя, даже когда ее звали дженге и подруги. Девушка была смущена вниманием почетного гостя, и не смела уйти без его разрешения. Видя это, акын написал эти шутливые строки:
Моя Хадиша, о моя Хадиша,
Гибка ты, как тальник, как утро, свежа.
Невестка с отъездом торопит тебя.
Нельзя запретить, уезжай, Хадиша!
Песни Акана Сери звучат в памяти народа. Они важны не только как исторический памятник, как важная часть нашего прошлого, но как богатое культурное наследие, оставленное потомкам. Несмотря на смену времен, институтов, некоторых обычаев и традиций, вопросы добра и зла, предательства и верности, отраженные в произведениях Акана Сери будут иметь актуальность в любые эпохи.