National Digital History публикует воспоминания о честном, полном самоиронии человеке, неистовый национализм которого питался романтикой начала эпохи независимого Казахстана.
Национал-патриотическая газета «Казахская правда» была учреждена в январе 1993 года своим бессменным руководителем Алданом Аимбетовым. «Казахская правда» Аимбетова в плане резкости и определенной смелости была намного брутальнее большинства СМИ того времени. Материалы «Казахской правды» публиковались на двух языках, и если в русскоязычной версии основном направлением были материалы на злобу дня, то казахская пресса больше внимания уделяла истории Казахстана колониального периода.
Уже к выходу второго номера газеты «Казахская правда» читатели сбросились кто сколько мог. Выходит, не только казахам нужна «Казахская правда». Значит, ей поверили, как газете для всех, кто дорожит межнациональным согласием, но все же национальная идея, интересы народа, цивилизованные методы их отстаивания остаются главной задачей издателя. Впрочем, издатель - мягко сказано. Он и журналист, и художник, и редактор, и курьер, и шофер, словом – один за всех.
Алдан Аимбетов никого не боялся - ни «Казправды», ни толстосума «Каравана», ни казаков, ни туленгутов. В первых номерах газеты он говорил: «Я для своего, пусть пока не способного понять меня народа более полезное дело делаю, чем иной министр. И, надеюсь, неплохо», а потом продолжал: «Смелости мне придает то, что я хорошо знаю историю казахов. Олжас Сулейменов, с которым я тоже полемизирую, совершенно прав: кого только кипчаки не защищали, а себя не смогли защитить. Турки ведь на 30 процентов тоже кипчаки, не зря покойный Тургут Озал целовал нашу землю: Турция – родина, но Казахстан – Отчизна. Вот и газету свою не замечаем, жалко мне нас, потомков кипчаков, которые джунгаров победили, потому что были все вместе, а теперь и казахская правда нас как-то жмет. Жалко, поэтому и хочу служить своему народу».
В 1949 году Алдан Аимбетов с золотой медалью окончил казахскую среднюю школу в Туркестане, был первым среди выпускников, а когда приехал поступать в вуз столкнулся со своими же сверстниками на много голов выше. Приходилось усиленно заниматься, что в конце концов помогло окончить философский факультет КазГУ в 1956 году.
На вопрос о помощниках он откровенно говорил: «Некоторые говорят нашим распространителям: пусть, мол, Алдеке на казахском газету печатает, тогда будем читать и помогать. Другие, наобещав помочь, ушли в кусты: вдруг остро политическая газета кому-то наверху не понравится? С такими читателями трудно делать газету. Но есть и другие. Вот Кринников из Акмолы прислал полмиллиона. И в Алматы есть патриоты разных национальностей, их доверие меня просто обезоруживает».
Он был категорически против ставки свободы слова в крепостную зависимость от рыночных отношений. Его «Казахская правда» была едва ли не единственной действительно независимой от денежного мешка газетой. Он старался сохранить верность духовному производству, без коммерческой эксплуатации идей. Но многие в суете, по его мнению, над этим не задумываются, включая правительство, которое должно бы, учитывая беззащитность подобных нам, проводить политику протекционизма. «Рынок жесток: выживут сильнейшие, а это не синоним «лучших».
Отвечая на вопрос о недругах, он вспомнил историю молодости: «Меня тренировали хорошие боксеры, я не трус. Как-то возле Никольского рынка два распоясавшихся парня-казаха нападали на всех, кто встречался им на пути. Били казахов, били русских и других. Когда они отстали от юноши-казаха и взялись за русского парня, я встал между ними и получил настоящий хук. Но с пыльного тротуара я поднялся с чувством исполненного долга представителя коренного народа государства».
В непостижимом нраве Алдана Аимбетова было все: от пронимающего до слез проявления искренности, доброты, сострадание, альтруизм и бескорыстие первых строителей коммунизма до ехиднейшего «Покорнейше просим прежде, чем подать на нас в суд по мотивам защиты чести и достоинства, тщательно ознакомиться со статьями…». Каждая его строчка дышит авторской интонацией, а блаженная честность подкупает.
Его публицистические статьи, выделявшиеся особым колоритом, содействовали поднятию национального самосознания тысяч казахов, стремящихся к возрождению национальной культуры и государственности. Острополитические материалы, которые в безудержном порыве он выгружал на страницы газеты, звали к действию, заставляли людей задуматься о непростых вопросах бытия. И эти же статьи зачастую были откровениями, демонстрацией нашей жизни в отличном от стереотипа ракурсе.