Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Музыка - оружие Курмангазы

3647
Музыка - оружие Курмангазы - e-history.kz
200 лет назад родился великий казахский композитор, кюйши – Курмангазы Сагырбайулы. Известный музыковед, кандидат искусствоведения Бисенгали Гизатов подробно изучил жизнь и творчество великого кюйши

Он поэтично описал родную землю Курмангазы, вспомнив, что там появилось еще много других славных казахских деятелей:

«Урочище Жидели в Западном Казахстане – край плавных рек и задумчивых озер, неоглядных далей Нарын-песков и ковыльных степей. Это земля сильных и смелых людей: Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова, колыбель прославленных Даулеткерея Шигаева, Мухита Мералиева, Сейтека Уразалиева и Дины Нурпеисовой… Это родина выдающегося кюйши Курмангазы. Жизнь его была воспета в легендах, в которых порой трудно отделить действительные события от мудрого вымысла о замечательном казахском домбристе-кюйши».

Кюи Курмангазы составляют не только большое наследие для казахской и мировой культуры, но также они запечатлели тяжелые периоды казахской истории и личные факты нелегкой судьбы музыканта. В его произведениях чувствуется борьба казахского композитора против несправедливости в лице официальной власти, его несломленный дух. Есть кюи, в которых отразились размышления Курмангазы о жизни, а также яркое изображение казахской степи, народных гуляний.

Большое значение в творчестве Курмангазы  занимает кюй «Кишкентай». Последователи великого кюйши и исследователи его творчества считали, что кюй посвящен восстанию Исатая Тайманова. Являясь свидетелем восстания в Букеевской орде, Курмангазы сочинил композицию, в которой мотивы глубокого эпического раздумья сменяются напряженной темой борьбы. В конце кюя возвращается тема суровой скорби, и кюй оканчивается как бы трагическим реквиемом погибшему батыру.

 

 

Каждое произведение Курмангазы наполнено искренностью и выражает те чувства, которые он испытывал по поводу происходящих событий – любовь, сострадание, вдохновение, боевой настрой. Он не имел классического музыкального образования, но, возможно, благодаря этому, у него выработался своеобразный исполнительский стиль, образовалась его народная домбровая школа, принципы которой переняли его последователи.

Апогеем творчества Курмангазы считается кюй «Сары Арка». Он трогает слушателей светлой тональностью, рисующей картину широких просторов казахской степи. Важное место в создании образа степи занимает богатая мелодика, энергичная ритмика, душевная бодрость, динамичность и волнующая эмоциональность, свойственные подлинному народному творчеству Курмангазы. К раннему периоду творчества Курмангазы относятся кюи на социально-бытовые темы. Он высмеивал в своих сочинениях такой социальный порок, как невежество.       

Курмангазы был свидетелем народного восстания казахов Букеевской орды (1836-1837) под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. Махамбет зажигал бунтарских дух в народе своими обличающими песнями, а вдохновляющие кюи Курмангазы быстро разносились по степи, увеличивая число повстанцев. За бунтарские взгляды и неподчинение властям Курмангазы не раз подвергался преследованиям и арестам. Он был вынужден часто покидать родные места и жить вдали от родных и друзей.

 

фото: nur.kz

 

Большой гуманизм Курмангазы выразился и в создании им галереи женских образов. В кюях «Назым», «Кайран шешем» («Милая мама») и других отражены лучшие черты казахской женщины: ум, красота, мудрость, нравственная чистота, благородство, доброта. Композитор средствами музыкальной выразительности с особой любовью рисует образ матери.

На протяжении всего творческого пути, а также на склоне лет Курмангазы окружали многочисленные ученики – домбристы, которым он, по сложившейся веками традиции, передавал свои сокровища – кюи и учил тонкостям исполнительского мастерства.

Уникальные приемы игры Курмангазы, во многом предвосхитившие музыкальную технику того времени, бережно переняли и развивали его ученики и последователи.

Продолжателями традиций народной домбровской школы Курмангазы стали последующие поколения кюйши, донесшие до современного поколения ценное наследие выдающегося народного композитора.

Музыкальное наследие Курмангазы творчески используется в оперных, симфонических, инструментальных, песенно-хоровых и фортепианных произведениях композиторов Казахстана.

 

фото: qazaquni.kz

 

Большая роль в сохранении и популяризации кюев Курмангазы Сагырбаева принадлежит заслуженному коллективу республики – Казахскому академическому оркестру народных инструментов его имени. С первых дней творческого пути оркестр разучивал кюи Курмангазы без нот, в унисон, а затем в процессе роста исполнительской культуры и развития музыкального образования в республике оркестр уже исполнял кюи по нотам в специальной гармонизации и инструментовке по партитуре. Этот процесс обогатил казахскую народную инструментальную музыку, вывел ее на большую концертную эстраду, на мировую сцену, благодаря чему кюи приобрели интернациональный характер.

Великое наследие Курмангазы сохранилось благодаря ценителям его творчества, которые на протяжении долгих лет хранили звучание его кюев в памяти, передавая из поколения в поколение в устной форме. В 1920-е годы нотную запись кюев Курмангазы сделал советский музыкант, этнограф А. Затаевич. Позже они вошли в его сборник «500 казахских песен и кюев», а в 30-е годы творчеством Курмангазы заинтересовались исследователи и фольклористы Казахстана Л. Хамиди, А. Жубанов, Б. Ерзакович, Е. Брусиловский, Д. Мацуцин, С. Шабельский и другие.

В 1961 году Ахмет Жубанов составил сборник, состоящий из 51 кюя, комментариев к ним, а также биографической статьи о Курмангазы. Сборник получил название «Кюи».

В 1973 году во время III Международного музыкального симпозиума стран Азии, проходившего в Алматы, жюри приняло решение транслировать кюй «Сары-Арка» по всем радиостанциям государств трех материков – Азии, Африки и Латинской Америки. Это еще одно подтверждение значительности созданного народным кюйши. Кюям его многократно аплодировали в Румынии, Китае, Чехословакии, Польше Финляндии, Италии, Португалии, Афганистане, Турции и других зарубежных странах.

Сочинения Курмангазы и сегодня способствуют формированию высоких нравственных качеств человека, пробуждают его творческие силы.

Как сказал Бисенгали Гизатов: «Курмангазы Сагырбаев остается нашим современником, потому что он – певец человеческого духа». Это высказывание актуально и по сей день.

 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?