После гуннов на историческую арену вышли тюркские племена. Ученый Н. Аристов в вопросе «О происхождении тюрков и их прародине» пишет: «Большая часть главных тюркских племен изначально обитала на Алтае. Об этом свидетельствуют древние тюркские народные предания и племенные имена, получившие свое воплощение от названий местностей (рек, урочищ) в Алтае». Первые сведения об отдельных тюркских народах и их быте можно встретить в трудах арабских географов ІХ-Х века. В литературе по географии словом «тюрк» указывается общее название группы народов и их языка. Слово «тюрк» (на китайском «тукюе») как название кочевого народа впервые появилось в VI н.э.
«Когда вверху возник свод синий Тенгри, а лоно бурое Умай сотворено внизу, меж ними род людской был порожден и жил. И над детьми Умай и Тенгри снова воссел Бумын-каган, а Истеми-каган умножил труд Бумына. Они закон и власть над общим Элем тюрков установили, берегли и высоко держали», - гласит надпись памятника Кюльтегина.
В VІ-VІІІ веках тюрки основали великую кочевую империю от Монголии и северных границ Китая и до Черного моря. Обитавшие на этой огромной территории тюркоязычные народы ашина (турки), кыргызы, уйсуны, канлы, карлук, огузы (теле), кипчаки и другие племена вошли в состав Тюркского каганата.
Оплотом армии тюрков был строгий закон и четко установленный воинский порядок. В китайских летописях приводятся пять основных статей закона государства древних тюрков:
Ст.1. Приговорить к смертной казни лиц, поднявших мятеж и восстание (возникло в целях сохранения целостности государства).
Ст. 2. Приговорить к смертной казни лиц, предавших интересы тюркского будуна (народа) и изменивших стране.
Ст. 3. Приговорить к смертной казни лиц, убивших невинного внутри каганата.
Ст. 4. Приговорить к смертной казни человека, укравшего скакуна (Лошади – военная мощь общества).
Ст. 5. Заплатить штраф в десятикратном размере за украденные ценности.
За короткое время Тюркский каганат сформировал регулярные войска, способные защитить государство от внешнего врага. Войсками в определенном порядке командовали братья, дети кагана, управление войсками передавалось по наследству. В государстве установилась система родоплеменного управления.
«Древние тюрки ввели десятичную систему и в администрацию, и в армию. Десятичная система была очень удобна не только для соблюдения прав богатеющих феодалов и высших должностных лиц общества в каганате, но и для того, чтобы властям держать в узде подданных. Десятичная система параллельно выполняла административные и военные функции», - пишет ученый К. Сарткожаулы. У каждого из десяти крупных племен, входивших в состав империи, был правитель. Называли его «Шал». Позднее это название сохранилось в империи найманов. Десять племен делились на «Правое крыло» (Оң қанат) и «Левое крыло» (Сол қанат). В «Левое крыло» входило пять племен от дулу, в «Правое крыло» входило пять племен кочевников. По исследованиям К. Сарткожаулы, тюрки не нарушали племенную структуру. «При организации нескольких сотен в одном племени при нехватке сотни не дополняли людьми из другого племени. Племенной состав соблюдали очень строго. Потому что в тюркском мире племенная, родовая структура общественная биосоциальная система».
Конные отряды кагана группировались в бумыны, тумены. Согласно летописи, они делились на сотни, главой сотни назначали сенгура. По этой военно-административной системе в мирное время они наряду с ведением хозяйства, прокормлением семьи, уплатой налогов направляли силы на обогащение сокровищниц кагана. Если народ становился неспокойным, если нападал враг или объявлялась война другому каганату, правительственная военно-административная система превращалась в военные отряды и автоматически выполняла свои обязанности. У тюрков 14-15 летние подростки мужского пола имели право называться сарбазом. По достижении совершеннолетия ему по силе, способностям давали звание «ер ат», «сарбаз». Гражданин, ставший сарбазом, был настоящим гражданином. Воинские звания регулярных войск древних тюрков были следующими: ер (сарбаз, рядовой воин), сеңүн (сотник), ұрұңу (ақлақшы = старшина), тұтұқ (воинское звание присвоивалась тем, кто командовал над чужестранцами), күлүг ерен (сеңүн, ұрұңудан – высшее воинское звание), ышбара (высшее воинское звание), тархан (высшее воинское звание и особые права/привелегии), чігси ақунчы (воинское иерархическое звание), бойла (была) баға тархан (военно-административное высшее звание), іч- бұйрұқ (звание, присуждаемое главнокомандующему войсками охраны орды кагана), ұлұғ бұйрұқ (главнокомандующий). Во главе войск стоял каган.
В военное искусство человечества тюрки привнесли тюркский лук. «На тюркском луке также имелись по две пары концевых и три срединные костяные накладки – две боковые, дуговидной или трапециевидной формы, и одна фронтальная, прямоугольной формы. Но основное различие тюркского лука от гуннского состояло в наличии костяной пластины на внутренней стороне плеча лука и использовании его упругой силы», - пишет этнограф К.Ахметжан. По исследованиям ученого, начиная с VII века у древних тюрков, наравне с мечом, использовался и другой вид длинноклинкового оружия – палаш с прямым однолезвийным клинком. Для увеличения режущей функции рукоять палаша делали изогнутой в сторону лезвия. Тюрки во время войны также широко использовали такие оружия, как меч, копье, молот. В VI-VIII века у древних тюрков главным видом оборонительного вооружения был чешуйчато-пластинчатый доспех. У всех тюркоязычных народов этот вид доспеха имеет одинаковое название – кобе/кубе/купе/купу, что является еще одним свидетельством широкого распространения этого доспеха у кочевников с тюркского времени. Самая широко распространенная разновидность этого вида доспеха – панцирь, изготовленный из удлиненных пластин, соединенных кожаными ремешками без основы. В средние века у кочевых народов, кроме металлических доспехов, широко использовался легкий вид доспеха – мягкий панцирь, сшитый из многослойной простеганной ткани, между слоями которого прокладывали шерсть, вату, пеньку, конский волос. Также использовался доспех-кираса. На петроглифах эпохи тюрков можно увидеть, что у тяжеловооруженных воинов кони также были защищены конскими доспехами. Бумын основал Тюркский каганат в 545 году.
После того как его войско достигло численности сто тысяч, укрепив свою армию он основал Тюркский каганат. Сохранились исторические сведения о том, что он со стотысячным войском разгромил жужаней. Китайцы называли его Тумынь (в тюркских записях «Бумын»), скончался он в 552 году. Его брат Истеми (по-китайски Шедеми) завоевал запад и прожил до 576 года. Изначально братья были независимыми, и потому китайцы называли кочевые империи – государство восточных тюрков и государство западных тюрков. Престолонаследник Бумын кагана и Кара кагана – Мукан каган, завоевав монгольское племя кидан в Манчжурии и кыргызов на Енисее, окончательно расширил власть тюрков в Центральной Азии и Южной Сибири. Согласно китайским письменам его боялись все приграничные соседи.
В 691 году к престолу пришел Капаган (Мочжо) каган (691-716) – младший брат покойного Елтериса, в эпоху его правления пришелся рассвет военно-политической сферы Восточно-Тюркского каганата: несколько раз нападал на армию Северного Китая, разгромил киданей (696-697), победил Туву. Капаган добился власти над всей Центральной Азией. Примерно в 702 году тюрки победили китайское войско. Новое сражение с китайцами случился в 702 году. Тогда было разгромлено 80-тысячное войско Ча-Ча Сенгупы. В 7074 году был повержен Шатчжачуни, в 709-713 годы состоялись походы тюрков на запад. Военно-управленческая система древних тюрков нашла свое продолжение в эпоху Чингисхана, и сохранялась на протяжении веков.