Налаживание отношений между двумя разными по менталитету странами свидетельствовало о том, что союзы между народностями заключались не только исходя из родства на генетическом уровне и схожести культур, но большая роль играла взаимовыгода, которую обретали государства при сотрудничестве друг с другом.
Действительно, тюрки вели длительную борьбу сначала за обретение собственной свободы, уход из-под власти жужаней, а затем и утверждения Тюркского каганата в качестве крупного и влиятельного игрока на карте Евразии. Их политическая мощь стала заметна, когда они благодаря союзу с Ираном завоевали Согдиану, крупный город, славившийся производством шелка высокого качества.
В середине 50-х годов VI века тюрки заключили союз с сасанидским правителем Хосровом 1 Ануширваном, которому помогали в борьбе против эфталитов. Персы с тюрками разгромили этот народ, а захваченную территорию поделили между собой. Тюрки завладели Согдианой, а персы – Бактрией. Согдиана была выгодной добычей, так как находилась на середине караванных путей. Тюрки стали планировать ведение свободной торговли между Китаем и Византией.
Но сасаниды отказали им в доступе к торговле, так как их вполне устраивал монопольный контроль Великого Шелкового пути и все связанные с ним выгоды. Тюркам необходимо было ослабить их, переманив к себе некоторых союзников, чтобы создать дипломатическую блокаду вокруг Сасанидского Ирана. Тюрки стали искать союзника в деле борьбы против Персии. Их интересы разделила Византия – знаменитая держава ромеев, но уже ослабленная внешними врагами и внутренними междоусобицами. Великая империя стала слабеть в военном плане, армия не была в достаточной мере обеспечена деньгами, не хватало профессиональных солдат, сильно хромала дисциплина. Внешнеполитические противники пользовались этим и отвоевывали территорию у Византии.
В 60-е годы VI века на границе Дунайских провинций стали появляться авары. Византия заключили с ними договор о защите Дуная от посторонних вторжений. В ответ на услугу Византия выплачивала ежегодную дань аварам. Некоторое время авары исправно выполняли данные обещания, но уверенные победы вскружили им голову, они потребовали увеличения дани и разрешения селиться на землях вдоль Дуная. Между бывшими союзниками начали конфликты. Византия не хотела идти на уступки, тогда авары подчинили себе славян и стали нападать на Византию.
В 568 году в Византию отправилось посольство от Тюркского каганата во главе с Маниахом. Были заключены договоры о совместных военных действиях против Ирана и аварских племен. Ответный визит из Византии был совершен в 568 году. Посольство возглавлял киликиец Земарх. Его сопровождал Маниах. Маниах же не был этническим тюрком, но принадлежал к племени согдийцев. Согдийцы, как говорилось выше, вошли под власть тюрков, когда те разгромили эфталитов. Они жили недалеко от основных караванных путей, что обеспечивало им благоприятное развитие экономики.
Известный византийский историк, дипломат Менандр Протектор описывал интересный обряд, которым встретили посла Земарха в Тюркском каганате.
Посольство встретили люди, которые заявили о том, что они изгоняют порчу. Они прыгали рядом с представителями посольства, а все вещи по их обычаю перенесли на середину, при этом проговаривая молитву. На огне из молодых ростков ладанового дерева просушили вещи, то шепча какие-то слова на скифском языке, то громко и безумно выкрикивая слова, словно изгоняя что-то плохое, звонили в колокола и били в бубны. Закончив ритуал с вещами, они перевели уже самого Земарха через пламя, завершая священный обряд.
Когда послов наконец допустили до Истеми-кагана, те передали ему добрые пожелания от императора. Ябгу Западно-тюркского каганата ответил им также благосклонно.
Особенно послов удивило вино, которым их угощали. Оно было по вкусу похоже на виноградный сок, но вряд ли из винограда, так как в тех краях такие ягоды не росли.
Богатое убранство жилища ябгу демонстрировало роскошь и богатство каганата. Истеми-каган или Дизавул, как его называл в своем труде Менандр Протектор, сидел на ложе, изготовленном из чистого золота. Палатка была украшена шелковыми тканями, в палатке стояли урны, а также емкости для воды, бочки – также из золота.
Скоро Земарх с Дизавулом совершили военный поход против персов. Когда была пора Земарху возвращаться в свои земли, каган приставил к нему нового посла по имени Тагма с титулом тархана, так как Маниах на тот момент уже умер. К нему был приставлен молодой человек, который также позже получил титул тархан. Говорили, что это был сын умершего Маниаха и поэтому из глубокого чувства уважения, которое к его отцу испытывал Дизавул, юноша получил высокий статус в столь раннем возрасте.
Земарх догнал своих ромеев и отправился домой, в Византию. Несмотря на то, что путники боялись вражеских нападений, они благополучно добрались до дома.
Так было заключено соглашение между двумя крупными государствами. Тюркский каганат расширил свой ареал влияния. Но подобное выгодное положение было недолговечным.
Огромная держава Дизавула, ослабленная и распадающаяся из-за междоусобиц и неудачной войны с Китаем в 583 г., уже в 586 г. была вынуждена подчиниться китайскому владычеству.