Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Лучший сын Великой Степи

7562
Лучший сын Великой Степи - e-history.kz

5 сентября исполнилось ровно 150 лет со дня рождения самого признанного народного просветителя, выдающегося политического, общественного и государственного деятеля, талантливого ученого-лингвиста, поэта-сатирика и блестящего публициста XX века Ахмета Байтурсынұлы (1872-1937 гг.). О некоторых интересных автобиографических данных из жизни и деятельности великого наставника Ахмета Байтурсынұлы, заветах национального лидера современникам и грядущим поколениям о важности развития литературы и издания газет на родном языке рассказал директор Института истории и этнологии им.Ч.Валиханова профессор Зиябек Кабульдинов

В условиях сложного, противоречивого и переходного периода рубежа XIX – XX веков он вместе со своими соратниками и единомышленниками принялся за великую миссию по пробуждению национального самосознания зарождающейся тогда казахской нации и попытки достижения свободы и независимости. 

 

1. НЕКОТОРЫЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ИЗ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕЛИКОГО НАСТАВНИКА

Ахмет Байтурсынулы родился 5 сентября 1872 года в ауле Сарытобек Тосынской волости Тургайского уезда Тургайской области в простой скотоводческой семье. Первоначальные азы грамоты постигал, обучаясь у аульного муллы, затем родственники определили его на обучение в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. 

Вот что он писал о годах своей учебы в лично заполненной автобиографии от 2 ноября 1921 года: 

«Я сын киргиза (казаха) №5 аула Тусунской волости Тургайского уезда. С 1886 года по 1894 года учился в Тургайском двухклассном училище. С 1891 по 1895 год учился в Оренбургской киргизкой учительской школе».

 

В 1895 году он был направлен учителем в Арынгазиевскую школу, которая была открыта 13 февраля 1894 года в ауле №2 Актюбинского уезда Тургайской области, а позже был переведен в Бестамакскую волость Актюбинского уезда той же Тургайской области. 

В Бестамакской волости он поработал в 1895-1896 годах, после чего перевелся в Аулиекольскую школу Аманкарагайской волости Кустанайского уезда Тургайской области. В 1900-1902 годах он преподает в Кустанайском педагогическом классе, параллельно работая учителем Урунбаевской аульной школы Мендигаринской волости. 

В 1902 году А.Байтурсынулы стал делопроизводителем у директора народных училищ Акмолинской и Семипалатинской областей А.Е.Алекторова в г.Омске. А в 1904 году был назначен заведующим и учителем русско-киргизской школы в г. Каркаралинске.

 

2. ЗАВЕТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ЛИДЕРА СОВРЕМЕННИКАМ ГРЯДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ 

Ахмет Байтурсынулы стал учителем и наставником для всей нации, дав своим современникам и грядущим поколениям ценное напутствие на динамичное развитие на все времена: 

«Чтобы не отставать от других народов, мы должны быть грамотными, богатыми и сильными. Чтобы быть грамотными, надо учиться. Чтобы быть богатыми, нужен профессионализм. Чтобы быть сильными, нужно единство. В этом направлении надо работать». 

 

3. ВЫСОКАЯ ОЦЕНКА ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННИКАМИ 

В 1923 году на праздновании его полувекового юбилея представители алашской и зарождающейся новой советской интеллигенции высоко оценили его заслуги и труды перед народом. К примеру, известный поэт и писатель Сакен Сейфуллин в статье «Ахмету Байтурсынову - пятьдесят лет» писал: 

«Ахмет Байтурсынов – человек образованный. Он из тех просвещенных людей, которые в свое время возвысили свой голос против царских приспешников, кто встал на защиту униженного и угнетенного народа. 

Ахмет был единственным среди других ученых господ, который в царские времена пренебрег карьерой и благами службы, предпочтя скитания и невзгоды, чтобы будить от векового сна народ, взывая к попранной чести. В то время, как другие, получившие образование казахи спешили извлечь выгоды в толмаческой службе при уездном начальстве, губернаторах и судах, а иные и сами рвались к власти, Ахмет отдал себя без остатка служению народу».

 

4. ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В своей политической и общественной деятельности Ахмет Байтурсынулы всегда поднимал и отстаивал насущные интересы своего народа. С начала ХХ века он принимал деятельное участие в становлении национально-демократического алашского движения. Он являлся одним из авторов Каркаралинской петиции 1905 года, в которой поднимались злободневные проблемы образования, свободы совести и вероисповедания, землепользования и судебной системы, необходимости выпуска национальной газеты и обучение детей на родном языке.

В 1913 году выпустил первый номер газеты «Қазақ», которая до 1918 года была главной трибуной и популярным политическим, научно-литературным изданием. 

А. Байтурсынулы и М. Дулатулы были соредакторами газеты «Қазақ». Некоторое время при поддержке Алихана Букейхана он наряду с издательской и редакторской деятельностью работал в Самаре в Донском земельном банке. Это была косвенная поддержка его как редактора со стороны главного агента этого банка А. Букейхана.

С 1917 года Ахмет Байтурсынулы активно участвовал в организации партии «Алаш», позднее – в создании алашской автономии, входил в состав правительства Алаш-Орды, где отвечал за блок вопросов, связанных с образованием и культурой. В частности, в период с 5 по 13 декабря 1917 года он вместе А. Букейханом, Е.Омаровым, С.Досщановым и М.Дулатулы был соорганизатором этого важного исторического съезда.

Более того, постановлением этого съезда он, как и Е. Омаров, М.Жумабаев, Б.Сарсенов, Т.Шонанов, был включен в комиссию по разработке учебников для школ зарождающей алашской автономии. 

 

5. ПЕРЕХОД НА СТОРОНУ БОЛЬШЕВИКОВ

Когда 4 апреля 1919 года советская власть объявила амнистию представителям правительства Алаш Орде, А.Байтурсынулы перешел на сторону большевиков, заняв высокую должность зампредседателя Кирревкома. 

Это был один из шагов национального примирения в условиях кровопролитной гражданской войны. 

Он внес большой вклад в дело формирования границ и территории будущей казахской советской автономии в составе России. Безусловно, им и его окружением были учтены предложения и позиция членов правительства Алаш Орды, апробировавшей эти вопросы при создании основ государственности. 

 

Если сегодня Костанайская область оказалась в составе Казахстана, это также была огромная заслуга А.Байтурсынулы, ибо тогда была велика угроза отторжения этого уезда в состав соседней Челябинской губернии. 

 

Это можно усмотреть из его письма в адрес В.И. Ленина, где он вместе М. Сералиным четко дали аргументы в пользу оставления уезда в состав родного Казахстана. 

Более того, он принял ряд инициатив по предоставлению реальной автономии казахам в составе власти большевиков, что видно из его предложений на одном из заседаний Кирревкома от 27 октября 1919 года: 

«Проявить самостоятельные действия Киргизского ревком так, чтобы киргизы (казахи-авт.) ясно видели, что советская власть дала киргизскому народу действительные автономное самоуправление, а не фиктивное». 

 

Велика его заслуга и в том, чтобы в руководстве центральных и местных органов власти была широко представлены и казахи, то есть он заложил основы будущей «политики коренизации» государственного и партийного аппаратов, что видно из его письма в адрес самого В. Ленина от 17 апреля 1920 года: 

«Поставить во главе управления Киргизским краем настоящих идейных коммунистов и испытанных честных идейных работников из киргизских интеллигентов…во всех органах власти, во введении коих подлежит районы со смешанным населением, представителей угнетенной нации должно быть не менее 2/3…управление хозяйственно-экономическим учреждениями Киркрая, …должны находиться в руках киргизов... создать военный округ, объединяющий Киргизию, с управлением в гор. Оренбурге… гарнизоны в городах должны быть обязательно из киргизов». 

 

В составе Кирревкома он предпринял ряд действий по созданию ревкомов в Тургайской области, созданию торгово-телеграфной службы, радиовещания, возвращению Кирревкому типографии газеты «Казах».

В 1920-1921 годах был первым наркомом просвещения Казахстана. В 1921-1922 году, когда разразился массовый голод в Казахстане, он оказался в составе республиканской комиссии по оказанию помощи голодающим. В 1922-1923 годах Ахмет Байтурсынулы возглавлял Академический центр республики при Наркомпросе КирАССР...

 

6. БЛЕСТЯЩИЙ ЛИТЕРАТУРОВЕД, ПУБЛИЦИСТ, УЧЕНЫЙ И ПЕДАГОГ

Ахмет Байтурсынулы внес большой вклад в формирование новой казахской письменной литературы. В 1909 году вышла его первая книга «Қырық мысал» («Сорок басен»), в которой он на основе известных сюжетов басен Крылова и Абая, создал целый ряд оригинальных произведений, в которых критиковал и высмеивал произвол и насилие местных колониальных властей. 

Одной из целей А. Байтурсынулы при переводе басен была пропаганда единства нации. Недаром сборник начинается с басни «Лебедь, щука и рак», критикующей отсутствие былого единства у казахов. 

В 1911 году выходит его поэтический сборник «Маса» («Комар»), где главной идеей выступала необходимость приобщения казахского народа к передовым знаниям, построения образованного и культурного общества, способного отвечать новым вызовам. 

Под его руководством этот центр организовал работу по научному исследованию истории и культуры казахского народа, инициировал издание учебных программ и учебников для казахских школ, ходатайствовал о подготовке научно-педагогических кадров. В его работе принимали участие видные представители казахской интеллигенции М. Дулатулы, К. Жубанов, Б. Майлин, Е. Омаров, С. Сейфуллин, Т. Шонанов и другие. 

В этот период созданные им учебные пособия по родной речи, иллюстрированный букварь, учебники по ликвидации безграмотности были особо востребованы. 

Он являлся автором первого букваря на казахском языке «Оқу құралы», написанного еще в 1912 году, несколько раз переизданного до 1925 года. Его перу принадлежит первое учебное пособие по казахскому языку «Тiл құрал», в котором было дано определение некоторым лингвистическим понятиям, а также систематизирован синтаксис казахского языка. 

Ахметом Байтурсынулы также написано практическое руководство для учителей «Тiл жұмсар» и учебное пособие «Баяншы», получившие широкое применение в период ликвидации безграмотности в казахской степи. 

Ахмет Байтурсынулы известен как крупнейший основоположник алфавита на основе арабской графики. Сегодня его алфавит до сих пор используется миллионами казахов за границей, в том числе и среди казахов КНР. 

А. Байтурсынулы занимался изучением основ языкознания и методики преподавания казахского языка. В 1926 году ученым написано первое крупное исследование на казахском языке «Әдебиет танытқыш» («Основы литературоведения»), в котором дано определение истории и теории литературы, методологии, заложены основы национальной литературоведческой науки. 

В 1926 году был участником І тюркологического съезда в Баку, съезда работников народного просвещения в Казани, где неизменно поднимал вопросы развития системы образования и развития литературы. 

Он был блестящим публицистом. К слову, один из первых министров просвещения казахской советской автономии С.Садуакасулы в этом плане Ахмета ставил выше, чем талантливого и плодовитого в этом плане Алихана Букейхана: 

«Из самых выдающихся киргизских публицистов можно отметить на первом месте Байтурсынова (публицист весьма всесторонний), затем Букейханова (исключительно по политическим вопросам) и Дулатова (защитник женщин и народного образования)».

 

В 1937 году был опубликован список книг «врагов народов», которые подлежали изъятию из книжных магазинов и библиотек, в том числе и Ахмета Байтурсынулы: «Жоктау», «Учебник казахского языка», «Тіл жұмсатар», Қырық мысал», «Маса», Практическая грамматика», «Сельское хозяйство Каракалпакстана», «Әдебиет танытқыш» и другие книги, которые пережили несколько переизданий.

 

7. О ВАЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ИЗДАНИЯ ГАЗЕТ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ

В одном из своих воспоминаний, зная место языка в будущем любого государства, Ахмета Байтурсынулы пророчески писал: 

«Народ киргизский (казахский – авт.), с давних пор занимавший определенную территорию, жил обособленной жизнью, теперь мы видим наплыв переселенцев в Киргизской (Казахской – авт.) степи. Какова будет судьба наша в будущем? Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре; для этого мы обязаны первым делом заняться развитием литературы на родном языке».

При этом особо подчеркнул на важности газеты для общества: 

«Газета – это глаза народа, его уши и язык. Насколько для человека нужны глаза, уши и язык для человека, настолько газета нужна для народа».

 

8. ИСТОРИКО-ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДЫ

Он показал себя и как историк, и этнолог. В 1895 году на страницах «Тургайской газеты» он опубликовал статью под названием «Казахские приметы и пословицы». 

В 1923 году в Москве издал поэму «Ер Саин» с предисловием и авторскими комментариями. 

В том же году в он завершил работу над рукописью «История культуры». В 1926 году им составлен и опубликован в Москве сборник «Жоктау» (причитания).

В 1925 году А.Затаевич в Оренбурге издал свою книгу «1000 песен казахского народа», где во введении дал высокую оценку личности Ахмета Байтурсынулы: 

«Байтурсынов хорошо знает песни своего народа и прекрасно их исполняет их, он хороший домбрист, так как он глубоко знает историю, этнографию, быт и обычаи казахского народа».

 

9. ВСТУПЛЕНИЕ В ПАРТИЮ И ИСКЛЮЧЕНИЕ

После перехода Ахмета на сторону большевиков, партийные органы приняли все меры для того, чтобы он вступил в партию большевиков. Так, на страницах газеты «Известия Киргизского края» (1920 год, 15 апреля) восторженно писали о решении Ахмета вступить в партию, всячески его восхваляя: 

«Т. Ахмета Байтурсунова знает вся степь. Каждый киргиз (казах-авт.) слышал имя этого вождя своего народа, крупного киргизского (казахского-авт.) общественного деятеля и литератора. Все политическое движение в развитие общественной мысли киргизского народа за последние десятилетия тесно связано с именем Байтурсынова».

 

На этой же странице этой газеты сам Ахмет писал с какой целью он вступает в ряды большевистской партии: 

«После долговременного искания путей освобождения киргизского (казахского-авт.) народа, находившегося в многовековом угнетении, я пришел к следующему убеждению: Освобождение киргизский народ может получить счастье только вместе со всей остальной угнетенной часть человечества».

 

Но 27 ноября 1921 года он был исключен из партии во время «партийной чистки», ему вменялись следующие нарушения: непосещение партийных заседаний; несвоевременная уплата членских взносов и участие в правительстве Алаш Орда.

 

10. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ГОНЕНИЯ И РЕПРЕССИИ СО СТОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ 

А. Байтурсынулы был активным защитником попранных прав казахов, нередко выступая против злодеяний представителей царской администрации. 

Поэтому 1 июля 1909 году он не случайно был задержан как подозреваемый в антиправительственной агитации и был заключен в Семипалатинскую тюрьму до февраля 1910 года. В соответствие с постановлением МВД было принято решение выслать его в административном порядке за пределы казахской степи в г. Оренбург с установлением полицейского надзора.

Ему было запрещено в течении 2 лет появляться во всех шести казахских областях. В течении трех суток он должен был покинуть Семипалатинск.

В годы редакторства газеты «Казах» в 1913-1917 годы он «несколько раз подвергался штрафам и аресту в административном порядке». 

В 1916 году был привлечен к суду по обвинению Каркаралинским становым приставом Поповым. 

В июне 1929 года он в числе 43 известных политических деятелей края был арестован и решением коллегии ОГПУ Казахстана от 04 апреля 1930 года был приговорен к расстрелу. Правда, решением от 5 и 13 декабря 1931 года коллегия заменила меру наказания 10 годами заключения в советском концлагере. Его жена Александра Байтурсынова и дочь Шолпан были высланы в Томск. 

В 1934 году он был освобожден из-под стражи по состоянию здоровья, вернувшись в Алма-Ату. 

7 августа 1937 года решением УГБ НКВД КазССР он был снова арестован и 25 ноября этого же года был осужден и приговорен к высшей мере наказания.

 

10.РЕАБИЛИТАЦИЯ И ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОБРОГО ИМЕНИ

В 1958 году была попытка реабилитации А.Байтурсынулы. Но «учитывая его активную контрреволюционную деятельность в первые годы советской власти в Казахстане», ему было отказано в реабилитации. После этого были несколько обращений по его реабилитации.

4 ноября 1988 года Судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда КазССР постановление тройки УНКВД Алма-Атинской области от 25 ноября 1937 года было отменено и дело в его отношении было прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.

Более того, он себя виновным не признал. Расследование началось без возбуждение уголовного дела, оно проводилось с явно обвинительным уклоном. По окончании следствия он не был ознакомлен с материалами уголовного дела. К тому же он был лишен адвокатской зашиты.

Сегодня в его честь названы улицы и школы Казахстана, институт языкознания в Алматы, государственный университет в городе Костанае. В ряде вузов страны ежегодно проводятся «Байтурсыновские чтения». Издаются энциклопедии, его многотомные труды.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?