5 февраля 1921 года город Алматы избавился от названия Верный и стал называться «Алма-Ата». Фундамент города Верный был заложен 4 февраля 1854 года. Раскопки и письменные источники доказывают, что название Алматы имеет историческое значение и этот регион издавна был заселен многолюдными поселениями. Представляем вашему вниманию историю города с древнейших времен до момента его становления столицей Казахской ССР.
На территории города Алматы были найдены древние поселения Теренкара и Бутакты. Найденные в ходе раскопок каменные орудия, изделия из керамики, кости и железа свидетельствуют о том, что в бронзовом веке в районе города в Х-IХ веках до н.э. были поселения ремесленников и скотоводов. Это означает, что издревле это место было удобным для жизни.
Земля Алматы в VII веке до н.э. была поселением саков, а позже уйсунов. Это подтверждают найденные множественные сакские курганы и поселения. По мнению ученых, найденные здесь некоторые курганы принадлежат сакским царям. Это означает, что город издревле имел статус политического центра. Среди этих курганов широко известен Иссыкский курган, где был найден «Золотой человек». Кроме того Каргалинская диадема, Жалаулинская сокровищница, Семиреченская «художественная бронза» - свечи, алтарь, казан являются неизгладимым следом своего времени. Историки отмечают, что во времена уйсунского государства это место было одним из важнейших центров.
В эпоху Тюркского государства в городе развиваются ремесла и земледелие, происходит переход к оседлости, формируется городская культура. На территории города обнаружены остатки многочисленных поселений и ремесленных изделий, относящихся к тому периоду. Следы этой культуры охватывали VIII-X века. В X-XIV веках поселения и малые города этого региона примыкают к одному из главных трасс, входящих в Великий Шелковый путь. Это во многом способствовало развитию торговли. 2 серебряных дирхема, датируемых XIII веком, обнаруженные в результате раскопок, являются свидетельством масштабной торговли того времени. В этом дирхеме впервые было написано имя Алматы. Это говорит о том, что город уже тогда выпускал свои деньги. Выпуск денег, в свою очередь, должен демонстрировать собственную политическую независимость и экономическое развитие.
Из-за нашествия Чингисхана, а также на фоне усиления Османской империи, начался процесс распада торговли на Шелковом пути. Теперь уже морские пути стали соединять Восток и Запад. В связи с этим торговля в г. Алматы также стала терять свою былую динамику, и постепенное возвращение людей к кочевому скотоводству стал приводить к деградации города. Похоже этот процесс начался в XV-ом веке. Поскольку Казахское ханство было государством, основанным на кочевом скотоводстве, созданном в системе жуза-родового правления, то в этот период город Алматы не являлся важным поселением или местом зимовки. Однако, как и другие регионы Семиречья, Алматы стал свидетелем многих этнополитических процессов эпохи Казахского ханства. Поскольку процесс формирования Казахского ханства происходил на территории современной Алматинской области, нельзя сказать, что город Алматы остался в стороне от этих событий. Последующее джунгарское нашествие и другие примеры борьбы за независимость прошли в этих регионах. Например, Анракайская битва 1730 года произошла всего в 70 километрах от города Алматы.
В период Казахского ханства этот регион мог быть лишь уютным поселением, теплым зимовьем. Начало возрождения города было связано с началом российской колониальной политики. Прежде всего, Российская империя начала строить на захваченных территориях укрепления и крепости, пригодные для содержания войск и оружия. Крепости были возведены на западе вдоль Жайыка, на востоке по обе стороны Иртыша, а также в центре, на земле Алматы. Это крепость была названа Верный.
Строительство Верного началось 4 февраля 1854 года. Так был заложен фундамент сегодняшнего города Алматы. Осенью этого же года было закончено строительство крепости. И качество, и архитектура первого строения оставляли желать лучшего. Это было пятиугольное деревянное здание, расположенное на берегу реки Малая Алматинка. Позднее оно было отреставрировано каменными кирпичами. Как уже упоминалось выше, это здание строилось в основном для военных целей, поэтому 1 июля 1855 года сюда заселилась первая группа казаков. Через год, в 1856 году, сюда стали переселять русских крестьян. Крестьян поселили в центре Большого Алматы, построенном рядом с крепостью. С наплывом русских переселенцев появились станция Малая Алматы и улица Татарская (ныне проспект Раимбека). Причина, по которой улица стала называться татарской, заключалась в том, что на этой улице поселились татарские ремесленники и торговцы. В 1859 году численность городского населения достигла 5000 человек.
Вместе с ростом поселенцев началось интенсивное развитие градостроительства. Строительными работами руководил инженер по имени Л. Александровский, прибывший в числе переселенцев под командованием военного инженера Ц. Гумницкого. 11 апреля 1867 года ставшая довольно крупной Верненская крепость была неофициально переименована в Алматинск. Название это не закрепилось, и уже в том же году русские официально переименовали город Верный по докладу созданной ими «Полевой комиссии». После этого городу придали политическое значение и утвердили город Верный как центр Вернинского уезда и Жетысуского района. Здесь же проживал первый губернатор Семиречья Колпаковский. Автором первого плана города также был неизвестный инженер Н. Криштановский. Согласно плана Криштановского, город был реорганизован и расширен на 2 км к югу в районе реки Алматы и на 3 км к западу. Были построены конный и сенной рынки, 4 парка. Территория города была разделена на четыре большие части, жилые строения были разделены на 3 вида. Первая и вторая части представляли собой двухэтажные дома, расположенные в черте города. Третья часть - загородные дома. Для индивидуального строительства продавались земельные участки. Основные административные здания были построены рядом с нынешним парком 28 героев панфиловцев.
Первым архитектором города Алматы был Г.Н. Серебряников. 28 мая 1887 года, в 4 часа утра, в Верном произошло сильнейшее землетрясение. В результате землетрясения все строения города были разрушены. 1 июня по приказу губернатора Семиречья Колпаковского на месте разрушенных домов стали возводить деревянные дома. В целях полного выявления последствий землетрясения и предотвращения его повторения была создана комиссия во главе с ученым-географом, членом Русского географического общества, в то время занимавшегося поиском ископаемых и изучением пластов в Центрально-Азиатском регионе, И.В. Мушкетовым. На основании заключения комиссии после этого стали строить одноэтажные, преимущественно, деревянные дома. А в кирпичной кладке использовали солому и конский волос.
Большой вклад в дело восстановления города внес инженер-архитектор А.П. Зенков. Отец Зенкова тоже был одним из первых переселенцев, работавших на первых стройках города Верного. Сам Зенков после учебы в Омском кадетском корпусе окончил в Санкт-Петербурге Николаевское инженерное училище. Он первым разработал проект сейсмостойкого строения. Еще одно разрушительное землетрясение, произошедшее в 1910 году, показало план Зенкова состоятельным. Большой вклад в озеленение города в этот период внесли немецкие ученые Отто и Эдуард Баумы. Эдуард Баум был лесником, но также открывал в городе такие культурные объекты, как библиотека, театр, музей, способствовал не только озеленению, но и культурному процветанию города. Семенов-Тян-Шанский упоминал в своих воспоминаниях о заслугах Эдуарда Баума по благоустройству города.
В сборнике «Россия. Полное географическое описание нашей родины» 1909 года, о городе Верный есть следующие сведения: все учреждения Жетысуского района расположены в городе Верном, здесь же находятся епископы Туркестанский и Ташкентский. Население города составляет 37 000 человек, из них 26 000 - русские, остальные - татары, дунганы, таранчи, сарты и киргизы (казахи). Здесь 2100 жилых домов, 9 церквей, 4 мечети, 18 учебных заведений, небольшой районный музей, 66 заводов и фабрик, где работают 313 рабочих. Удельный вес городского населения показывает, что основные жители являются представителями колониального класса. Можно с уверенностью сказать, что лозунг «Мы построили для вас города, мы обучили вас технике», который звучал на протяжении целого века, был ложным, и город был построен только с целью колонизации. В этой книге также написано, что доходы города составляют 119515 рублей, а расходы - 119113 рублей.
Вторым и последним архитектором города был французский архитектор, общественный деятель Поль Гурдэ. Он провел в Алматы почти 30 лет и половину своей жизни посвятил городской архитектуре. Из построенных им зданий до сегодняшнего дня сохранилось здание бывшего городского училища имени Колпаковского. Это старый двухэтажный дом по адресу ул. Гоголя д. 37.
После Февральской революции 1917 года к руководству города пришли новые руководители, назначенные Временным правительством. В марте комиссаром были назначены Шкапский и деятель Алашорды М. Тынышпаев. Однако 2 марта 1918 года в Верном одержала победу Советская власть. Был сформирован райисполком, руководителем которого был избран большевик П.М. Виноградов. За заслуги в установлении Советской власти нынешнее название улицы Карасай батыра с 1956 по 1990 год носило имя Виноградова.
А 5 февраля 1921 года город был освобожден от названия Верный и получил официальное название «Алма-Ата». Хотя в официальной форме название «Алма-Ата» существовало до 1993 года, в народе давно назывался «Алматы».
В 1926 году началось строительство Турксибской железнодорожной магистрали. Проезд железной дороги через Алматы имело большое значение. Он превратил Алматы в перекресток девяти дорог. 2 марта 1927 года было принято решение сделать Алматы столицей Казахской ССР. С тех пор наряду с населением города выросла и экономика, город стал культурно-духовной столицей страны и крупнейшим экономическим центром. В 1997 году столица была перенесена из Алматы в Акмолу. 1 июля 1998 г. был принят новый закон о статусе города Алматы. В законе указывалось, что Алматы будет научным, культурным, историческим, финансовым и производственным центром.