25 лет назад, 30 августа 1995 года народ Казахстана сделал свой выбор на референдуме в пользу новой Конституции.
Большой вклад в развитие конституционализма в Казахстане внес общественный деятель, экс-сенатор, член Экспертно-консультативного Совета при Президенте по разработке Конституции РК 1995 года, первый ректор КазГЮИ, кандидат юридических наук, доцент Еркеш Калиевич НУРПЕИСОВ.
Известный правовед поделился с порталом Qazaqstan Tarihy своим взглядом на историю конституционализма в Казахстане.
Обычно, когда речь заходит о конституционализме в Казахстане, его хронологические рамки ограничивают периодом действий Конституций, начиная с 1937-го года и по настоящее время. Это время действий советских и постсоветских конституций Казахстана. При этом упускается из вида то, что конституционализм, понимаемый как принцип организации общественной и государственной жизни на основе норм конституции, действовал еще и в досоветском Казахстане.
Здесь следует иметь ввиду то, что нормы, имеющие конституционное значение, могут действовать в обществе, не имеющем писаной конституции в виде кодифицированного законодательного акта высшей юридической силы. Как, например, в Великобритании нет такого акта до сих пор. В значении конституционных актов парламент Великобритании принимает законодательные акты, определяющие главные черты и структуру государства и общества, основы правового статуса человека и гражданина. Такие законодательные акты принимались еще во времена Казахского ханства великими правителями Касым ханом, Есим ханом и Тауке ханом. Не случайно некоторые авторы относят начало конституционализма в Казахстане к возникновению Казахского ханства в середине XV века.
После большого перерыва, связанного с утратой государственности казахов, идеи и практики конституционализма были возрождены в начале ХХ века, особенно после февральской революции 1917 года в России. В апреле 1917 года Тургайский и Уральский Областные съезды приняли решение об объявлении автономии областей, с созданием руководящих органов областных автономий и областных комитетов. По сути, это были первые принятые правые акты, имеющие конституционное значение. Такую же характеристику можно дать решениям Первого Всеказахского съезда и Второго Всеказахского съезда, прошедших в 1917 году в Казахстане. Решения Первого всеказахского съезда касались утверждения автономии на всей территории Казахстана.
Здесь нужно отметить, что решения Первого съезда касались утверждения областных автономий на всей территории Казахстана, создания государственных органов в виде милиции, земства, народного суда, областных комитетов и вопросов равноправия женщин и мужчин. Вторым Всеказахским съездом предусматривалось учреждение национально-территориальной автономии Алаш. Был избран высший исполнительный государственный орган Временный совет Алаша, определен порядок формирования народной милиции. Эти и другие решения всеказахских съездов, заложившие правовые основы деятельности автономной республики, были, фактически, конституционными нормами. Они соответствовали ожидаемой перспективе Казахстана и были приняты представителями казахского народа - источником государственной власти. Конституционализм этого периода был реальным.
По-иному сложилось судьба конституционализма после учреждения Казахской Советской Социалистической Республики.
Декрет об образовании Казахской АССР, решения, последовавшего, так называемого, учредительного съезда, безусловно, имели конституционное значение, но, по сути, являлись формальным декларированием, как говорится «на бумаге». Во-первых, автономия, по декрету, была дарована казахскому народу сверху - центральной федеральной властью. Во-вторых, учредительный съезд учредил уже учрежденную автономию. Декларация прав трудящихся, принятая на съезде, в частности, в части создания органов государства полностью повторяла положения Декрета о создании автономии. К примеру, шесть из двенадцати народных комиссариатов находились непосредственно в подчинении Наркомов СССР, остальные шесть были ответственны перед ВЦИК СССР, что практически было одно и тоже.
Еще больше формализма было в Конституциях 1937 и 1978 годов. Нарисованный в советской конституции образ социалистического Казахстана еще больше отдалялся от реальности. Провозглашенное полновластие трудящихся фактически было заменено полновластием коммунистической партии. Права и свободы граждан, предусмотренные советскими Конституциями, были существенно ограничены всевозможными преградами - цензурой, разрешительными процедурами и так далее.
Только лишь к концу 80-х годов ХХ века наметился разворот в сторону реального конституционализма. Значительную роль в этом сыграли изменения и дополнения, внесенные депутатами Верховного Совета Казахской ССР в Конституцию 1978 года по вопросам избирательной системы, а также изменения 1990 года, связанные с учреждением поста президента республики. Начиная с 1991 года, в связи с принятием конституционного закона Республики Казахстан «О государственной независимости», а также Конституций 1993 и 1995 годов конституционализм в Казахстане превратился в реальный принцип, лежащий в основе деятельности демократической республики и развивающегося гражданского общества.