В последнее время из-под пера известного молодого литературоведа, журналиста и критика Багашара Турсынбайулы публикуются занимательные и глубокомысленные статьи, благодаря которым читатели по-новому могут взглянуть на уже известные стороны жизни потомков великого Абая. Благодаря таким людям, жизнь Абая, а равно и жизнь всей эпохи, становится достоянием общественности, а Абаеведение становится одной из значительных частей казахской духовной науки, ее нескончаемым сокровищем. Наш портал представляет вниманию читателя небольшое интервью с Багашаром Турсынбайулы.
– Великий мыслитель говорил: «Баламды медресеге біл деп бердім, Қызмет қылсын, шен алсын деп бермедім». Кажется, в первую очередь он говорил о своей истине. Если взглянуть на воспоминания, то можно увидеть, что все сыновья Абая образованы, что им не чуждо искусство. Вы и сами писали об этом. Вместе с тем, вы писали, что самой близкой душой Абая был Магаш.
– Когда задумываюсь о глубоком понимании и горячей привязанности отца и сына, присущего только традиционному казахскому обществу, на ум приходят взаимоотношения между Абаем и Магауией. Магауия был помощником и последователем уважаемого и справедливого отца. В многочисленных воспоминаниях говорится, что многие, неосмеливавшиеся просить что-либо напрямую у Абая, просили это через Магаша. Потом, уже после смерти Магауия, эти люди, нередко просившие и получавшие много хорошего от него, оплакивали его словами: «Бергішім-ау, бергішім-ау». Если верить воспоминаниям, тогда опечаленный от горя Абай обнял этого человека со словами: «Алғышым-ау, алғышым-ау». Возможно, это всего лишь легенда, но красивая. Ведь в этих двух словах видны широкая натура и дающего, и берущего.
Отец Абай и сын Магауия были очень близки, скучали друг по другу если не виделись несколько дней кряду. В такие моменты отец говорил: «Если он вправду родился от меня, то придет сегодня», а сын торопился, говоря: «Абай ағам обыскался меня». Поэтому мы и говорим, что Магаш был самым близким человеком Абая.
Магаш от Абая перенял не только отцовское и поэтическое воспитание, но и научился науке править народом. Абай всегда прислушивался к мнению сыновей, часто беседовал с ними. На каждого из детей, на каждого своего ученика Абай смотрел как на гражданина, но Магаш был особенно близок Абаю.
Ақылбай был баловнем, рос в семье Кунанбая и Нурганым, Абиш был ученым казахом, осваивавшим знания нового времени, Магауия же был и рос рядом с отцом, очень хорошо знал неписанные законы и традиции этой родной степи. Потому он и близок Абаю. Магаш хорошо знал характер Абая, мог предугадывать его внутреннее состояние, когда нужно, мог и защитить его. Безмолвное понимание Абая и Магаша, во время сватовства Еркежан, и посредничество между двумя сторонами когда Абай был избит, являются доказательством особой близости отца и сына.
– Вы сказали, что Магаш получил и поэтическое воспитание Абая. Расскажите о его произведениях, дошедших до нас.
– Магаш был одним из лучших его учеников. По совету Абая он написал несколько поэм. Мухтар Ауэзов говорил о «Енлик-Кебек», «Абылай» и «Медгат-Касым». К слову, «Енлик-Кебек» Магаша отличается от произведения Шакарима, считается, что это собственная поэма Магаша. Иногда Абай своим ученикам давал одни и те же темы, но просил чтобы они исполнили каждый по-своему, иногда давал одну общую тему. Доказательство того, поэмы «Сабалак» Кокбая и «Зулыс» Акылбая.
Магаша сильно потрясла и опечалила смерть брата Абиша. Когда Абиш болел, Магаш поехал в Ташкент, был рядом с ним и проводил его в последний путь. В тот период у него родились стихотворения: «Ыңқылдап жатыр екен жаңа барсам», «Дейтұғын сөзің қайта «Мағатайым», «Жалғыз міне отырмын әр нәрсе ойлап», «Бірге туған бауырлас».
Вспоминается момент смерти Магаша. Когда умер близкий сердцу сын и друг Абая Магаш, на которого отец возлагал свои надежды, великий мыслитель то теряя сознание, то приходя в себя, оплакивал сына словами:
«Аузымды сөзден босатқан қарағым, Мағашым,
Алдымды кісіден босатқан қарағым, Мағашым,
Арқамды жүктен босатқан қарағым, Мағашым!
Қош, Мағаш! Қош!».
Тогда Абай шел впереди повозки, которая везла тело сына, расчищая его от камней. После этой утраты поэт уже не оправился. На сороковой день и он отошел в мир иной. Это тоже говорит об их духовной близости.
– И на Абиша поэт возлагал большие надежды, не только свои, но и всего казахского народа. Какое место занимает Абиш в мире Абая?
– Говоря об Абише, приходят мысли, что это был сын, который чтил отца, прочувствовал его надежды и чаяния и ничего не жалел чтобы оправдать их.
М. Ауезов в своей работе «Жизнь и родственники Абая» писал, что Абай особое внимание уделял знанию: «…начав изучать книгу в 35-летнем возрасте он, в то же самое время, отправил второго сына Абдрахмана, учиться в Семипалатинск. Этот сын позже освоился и продолжил обучение». В словах отца «Баламды медресеге біл деп бердім...» лежит требование к сыну, его желание того, чтобы он познал глубинные знания. Абдрахман оправдал надежды отца. Неспроста Абай оценил Абиша метким выражением «бір ғылым еді іңкәрің». Когда думаешь о сыне, столь ясно чувствовавшего надежды и чаяния отца и упорно стремившегося осуществить их, можно ощутить крепкую связь Абиша и Абая. Сломленная надежда не была той трагедией, внезапно изменившая судьбу Абая. Абдрахман был лучшим примером достойного сына, которого любил весь казахский народ.
Абдрахман был одаренным, жаждал знаний. Недаром поэт писал: «Баламды медресеге біл деп бердім» или «бір ғылым еді іңкәрің». Увидев в сыне стремление к учебе Абай отправил его учиться, не считаясь с деньгами. В целом, стоит помнить, что Абай на свои средства обучал всех детей голодных до знаний. Поэтому когда дело касалось знаний, открытый всему новому Абиш был не просто сыном поэта, он был сыном своего народа.
Вместе с тем, Абдрахман со времен учебы, а потом и службы, всегда был вдали от дома. Изредка, во время отпуска, он приезжал в родной аул участвовал в семейном и аульном быту.
Учебу Абдрахман начал в 1882 году в семипалатинской уездной школе. Затем с 1886 по 1889 годы обучался в Александровском реальном училище Тюмени, а с 1889 по 1892 годы три года провел в Михайловском артиллерийском училище в Петербурге. С отличием окончив училище в званий подпоручика в 1892 году, он был направлен для дальнейшего прохождения службы в артиллерию гарнизона Ташкентской крепости. Во время отпуска в 1892 году он вернулся в аул и женился на Магрипе.
Покойная Газел Жагыпаркызы, потомок поэта от сына Магауии, вспоминала: «Второй сын моего дедушки Абая Абдрахман был ученым как Шокан Уалиханов. ...Была единственная дочь Рахила. Жена - Магрифа». От Рахилы родились два сына и дочь Ай. Оба сына погибли на войне. От Ай родились две дочки и сын. Ай сейчас умерла. Ее супруг Абдрахман Жаймурзин – ученый, когда-то был секратарем Союза писателей, секратарем обкома. Одна из дочерей Ай скончалась. Сейчас в живых остались дочь Алия и сын Аманжол. Аманжол – ученый. Из потомков Абдрахмана остались только они».
Абиш умер от болезни 15 ноября 1895 года в Ташкенте, тело перевезли на малую родину и похоронили в Акшокы.
– Личность Абиша, жизнь которого была так коротка и сверкнула так быстро и так ярко словно молния, до сих пор остается неизведанной.
– Стихи, написанные Абаем после смерти Абдрахмана, показывают точный образ Абиша. Точные описания, которые не могут передать ни документы, ни воспоминания, мы находим в его стихах. Большая удача, что до нас через перо отца дошли внутренний мир, здравая мысль и благородное достоинство Абиша.
Первые три стихотворения, написанные после смерти Абдрахмана, наполнены плачем, и заканчиваются словами «мы должны прийти к терпению». Они не заканчиваются словами «Ты был наполнен честью и достоинством». Позже, он снова возвращается к тому, что «мы должны прийти к терпению». Это, вероятно, признак истинной скорби. После такого удара не каждый способен совладать с горечью потери. Она съедает тебя изнутри, истощает тебя, но, в конце концов, ты принимаешь эту судьбу. Разве Абай мог быть проклинать Бога и жаловаться на жизнь? После этого он посвящал стихи сыну, который был даром от Бога, где описывал трепет сына к знанию, тем самым призывая себя к терпению.
Іздеп табар жалғаннан
Бала берген пенде едім.
Пенде өлмейді арманнан,
Мінеки, мен де өлмедім.
Перед нами предстает образ отца, который был горд своим сыном и даже после его смерти, мы видим, как отец делает вывод, что «живые не перестают жить». За этой ширмой терпения скрывается большая мечта и тяжелая утрата.
Возможно, из-за горечи потери он несколько возвышает образ Абиша. Но, с его точки зрения, он абсолютно справедлив. Потому что, никто кроме него не пережил это чувство. Никто не сможет прочувствовать то, что чувствовал он. Читая стихи Абая, написанные после смерти Абдрахмана, которым уже 123 года, мы возможно поверим в трагедию, а возможно и нет. Но именно в тот момент, когда сердце Абиша остановилось, не было ни души, которая не поверила бы словам отца. И дело даже не в этом, а в наличии достоинства у человека, так необходимого для того, чтобы его ценили. У Абиша оно было, и кто если не Абай знал об этом?
Ел ішіне сау келсең,
Тағылым айтпас ер ме едің?
Жол көрсетіп сонда өлсең,
Арманым бар дер ме едім?
Вот она трагедия отца. Каждый стих, посвященный Абишу, наполнен страданиями отца. Такие произведения рождаются, когда у человека горит душа, когда он переживает особенные, зачастую трагичные, моменты. Поэт пребывает на поводу чувств бесконечной боли и страдания. Кому, кроме стихов Абай расскажет о своей душевной боли, которая давит его душу, о своей печали тяжелой смерти, которое латает каждый стук его сердца горем, обрывая каждое волокно его нерва? Найдет ли он лучшее утешение смерти любимого сына, чем стихи?
Он оплакивал его как отец, мать и как любящий его человек. Он знал своего сына целиком и полностью, сравнивал его с великими героями и мудрецами мира. Образ Абиша является мечтой для каждого родителя. Абай тоже это говорил: «Человек не умирает из-за мечты, значит, и я не умру». После смерти Абиша в Акшокы вместе с ним была похоронена мечта отца и всего казахского народа. Он стал и для нас мечтой – Абдрахман…
– Наверно, стоит отдельно рассказать о Какитай Ыскакулы, который внес огромный вклад в донесении до наших дней наследия Абая...
– О жизни великого мыслителя мы узнаем не через его труды, а через воспоминания и легенды. Сегодня мало кто говорит о Какитае Ыскакулы, который написал первую биографию поэта, предпочитая лишь труды Мухтара Ауэзова и Кайыма Мухамедханулы.
Первенца младшего брата Абая Ыскака – Габдулхакима, мать ласково называла «Какитай». Называть детей мусульманскими именами и баловать их ласково на казахский лад, похоже, было традицией династии Кунанбая. Ибраһим – Абай, Абдрахман – Абиш, Магауия – Магаш, Габдулхаким – Какитай, Какиш… Читатель в курсе о происхождении старшего султана Кунанбая. Кунанбай хаджи всегда сватал своим сыновьям и внукам девушек из знатных родов. И мать Какитая из знатного рода, она дочь Жанпеиса, младшего брата знаменитого Тана мырзы из рода Мурын.
Аулы Абая и Ыскака находились рядом, и потому Магаш и Какитай с малых лет росли вместе. Когда Магашу исполнилось 14 лет отец отдал его в русскую школу в Семее. Когда Ыскак тоже хотел отдать Какитая вместе с Магашем на учебу, жена воспротивилась: «Ты всегда занят своими управленческими делами, а я женщина, находящаяся дома. Кто будет смотреть за скотом и хозяйством?». Она так и не отпустила Какитая в город. Абай, любивший Какитая как своего сына и возлагавший на него большие надежды, позвал к себе Ыскака и сказал ему: «Ты пошел на поводу у жены, не отпустив Какитая на учебу. Теперь его воспитание я беру на себя. Не вмешивайся». Таким образом, Какитай оказался на воспитании Абая.
Позже когда Магаш заболел и оставил учебу, они вдвоем росли у Абая. Двадцать четыре года Какитай находился рядом с Абаем и считал себя его должником. После того, как друг за другом в мир иной отошли Магаш, Абай, Акылбай у Какиша началась черная полоса.
В это время старшим в семье поэта остался Турагул. Он вдвоем с Какитаем составил выпущенный в 1909 году первый сборник Абая. Алихан Букейханов писал:
«В 1904 году я написал письмо сыновьям покойного Абая, чтобы они собрали его стихи и выпустили книгу... В конце июля 1905 года с рукописью Абая ко мне в Омск приехал Какитай... Какитай неделю находился у нас дома. Мы наслаждались чтением стихов Абая, Пушкина, Лермонтова» с этих слов мы видим, что к изданию сборника имел отношение и лидер народа. Вместе с тем, в первом-втором номерах журнала «Абай» от 1995 года Минаш Архамкызы вспоминает, что слышала от жены Какитая Биби аже о том, что когда в Семей на годовщину Абая поехали Какитай, Турагул, Шакарим, они встречались с Алиханом Бокейханом и обсуждали стихи поэта. Здесь говорится и о том, что к выпуску сборника внес свой вклад и Шакарим. Так как до недавних пор Турагул и Шакарим значились как «враги народа», то их имена были преданы забвению. И все же на обложке сборника стихов Абая значатся имена Какитая и Турагула: «Қазақ ақыны Ибрагим Құнанбай ұлының өлеңі. Бастырған: Кәкітай, Тұрағұл Құнанбай ұғландары».
В своих воспоминаниях «Жизненный путь Абая» Архам Какитайулы писал: «В 1906 году с наступлением лета, установив юрту по-аблаевски, пригласил муллу Мурсеита и отвел ему отдельную юрту, чтобы он по порядку расписал стихи Абая собранные ими. Мурсеит неспеша целый месяц переписывал стихи, затем Какитай взял их и отправился в Семей. Для дорожных расходов на продажу он с собой взял двух откормленных лошадей и двух верблюдов. Какитай продав скот, написал письмо, что отправляется в Омск. Далее еще раз написал письмо: «Не смог издать в Омске. Отправляюсь в Казань». Через неделю домой пришла телеграмма: «В издательствах Казани нет времени печатать, поэтому заключил договор с издательствами Петербурга. Срочно вышли переводом двести рублей». Как он и просил отправили ему двести рублей. Какитай вернулся через месяц. Корректорство он брал на себя. Издательство в Ленинграде печатало по одному печатному листу и отправляло к Анияру в Семей. А Анияр отправлял Какитаю. Какитай исправлял ошибки и снова отправлял в Ленинград. Пережив такие мытарства сборник Абая вышел в свет лишь три года спустя, в 1909 году. Было много ошибок, так как наборщики в Ленинграде не понимали казахских слов, а исправить полностью не было возможности. Краткую биографию Абая написал сам Какитай.
Но нельзя подумать, что Какитай мало знал о жизни Абая. Прожив рядом с Абаем двадцать четыре года, Какитай написал большой труд о жизни Абая. В 1919 году убегавшие от советов «колчаковцы» сожгли три сундука книг Какитая, его труды и много материалов Абая. И потому его труды о жизни Абая канули в лету, так и не увидев света», - пишет он с сожалением. Из этого воспоминания мы видим, что были уничтожены не только собственные труды Какитая об Абае, но и многие произведения самого Абая. Какитай умер в 1915 году.
Кайым Мухамедханулы, приводя воспоминания Архам, говорит, что нет точных данных о произведениях Какитая, но стихи «Әбдірахманға Кәкітай атынан хат», «Тілім, саған айтамын», «Көзімнің нұрысыз» причисляет к произведениям Какитая. Этого мнения придерживается и доктор филологических наук Бауржан Ердембеков. Последний в своей статье «Какитай» пишет, что эти стихи не вошли в сборник Абая, потому что они являются стихотворениями Какитая.
– О том, что старший сын Абая Акылбай был хорошим певцом нам известно благодаря песне «Ақылбайдың әні». Расскажите о его взаимоотношениях с отцом, о его месте в мире Абая...
– Акылбай – первенец Абая - родился в 1861 году, когда самому Абаю было шестнадцать лет. Так как Абай и сам был еще молодым, Акылбая он не воспринимал как сына. К тому же, в годовалом возрасте Акылбая на воспитание забрала младшая жена Кунанбая Нурганым и рос он как младший сын Кунанбая и младший брат Абая. Как самого младшего его, конечно же, все любили и баловали. В своем труде «Кунанбай» Т.Журтбай пишет, что слышал от Макен Турагулкызы о том, что у Нурганым от Кунанбая был ребенок, но он умер в младенчестве, упав в варимый курт. Сам сообщает, что у Нурганым были сын и дочь, умершие еще в младенчестве. Потому они и взяли Акылбая на воспитание.
С детства Акылбай был близок к песенному искусству, однако не увлекся им и не посвятил ему всего себя. В 9-10 лет он поступил на учебу к Габитхан мулле и учился пять лет. На этом все.
Акылбай рос балованным. Пользуясь его наивностью враги Абая пытались разжечь огонь между отцом и сыном. Раздосадованный характером сына и его некоторыми неприятными привычками Абай пишет стихотворение «Ата-анаға көз қуаныш», после чего Акылбай внял разуму и стал брать пример у Абая.
Избавившись от прежних привычек Акылбай становится одним из талантливейших учеников Абая. Современник Акылбая Рахымжан Мамырзаков писал: «Акылбай был певцом, скрипачом... Играл на домбре кюи «Азамат қода», «Бұлаң жігіт», «Бес төре», «Асыр қалша». На скрипке он играл различные русские мелодии, которым он научился у Мука, прозванного певцом Абая. В игре шашки не было лучшего игрока, чем Акылбай». Эти воспоминания хранятся в фонде рукописей музея Абая.
У Акылбая было много песен, посвященных любовной тематике. Но до нас дошли лишь немногие из них. До нас дошли его песни-плачи по случаю смерти Абиша и Магаша, также известны три его поэмы: «Дағыстан», «Зұлыс» и «Жаррах батыр». Кайым Мухамедханулы по отдельности разбирает его поэмы и высоко оценивает его поэтический дар. Высоко оцененная среди традиционных певцов и музыковедов песня «Ақылбайдың әні» - отдельная тема для разговора.
Акылбай умер в 43 года, на сороковой день после смерти Абая, в Семее. От поэта остался сын, а от сына осталась песня…
– Всем известно, что имя Турагула, сына поэта от Айгерим, начало произносится лишь после обретения независимости. Похоже, у него была нелегкая судьба...
– Тураш – старший сын Абая от его второй жены Айгерим. И Мухтар Ауэзов, и Кайым Мухамедханулы не пишут «Тұрағұл», а пишут через букву «у» Турағұл. В последнее время многие стали писать «Тұрағұл». Турағұл – вероятно означает раб Аллаха находящийся на праведном, правильном пути. Турагул родился в 1875 году.
Вообще воспоминания Тураша под названием «Әкем Абай туралы» являются самым значимым и ценным трудом в абаеведении.
Турагул обучался у аульного муллы, самостоятельно выучил арабский и русский языки. Увидев у Тураша и других учеников поэтический и певческий дар, Абай в 1889 (в некоторых источниках в 1890) году приглашает скрипача по имени Мука. В тот год он еще пригласил и поэта Асета. Благодаря такой заботе Тураш научился свободно играть на домбре и скрипке. Как и у матери Айгерим, у него была предрасположенность к певческому искусству.
Вместе с тем, он перевел «Челкаш» Горького и опубликовал перевод в журнале «Таң». Также он перевел и опубликовал произведения «Я влюблен в жизнь» А. Неверова, «Сказка о детстве» Джека Лондона и научно-медицинскую книжку «Балалы әйел не білу керек?». Тураш – поэт. Все дети Абая увлекались словом, наукой, искусством. И Тураш тоже верно следовал традициям отца, был не только любимым сыном, но и талантливым учеником.
1904 год был траурным не только для семьи Абая, но и для всего Алаша. Тогда Турашу было всего 29 лет. В мае месяце в возрасте 34-х лет умер его любимый брат Магаш. Его смерть особенно переживал Абай. И 23 июня на сороковой день после смерти Магауии Тураш потерял и отца. Сорок дней поэта были проведены в Семее, для его организации в город приехали Акылбай с Турашем. В тот же день остановилось сердце Акылбая, ему было всего 43 года. Сейчас я думаю, не были ли эти трагические события вестниками грядущей печали в казахской степи...
– Все же на тот период пришлось бурное возрождение нации. Ведь первыми искрами Алашского движения алашоведы называют Каркаралинскую петицию 1905 года. Позже и Турагул тоже был в этих рядах, не так ли?
– Верно, Алашская интеллигенция когда приезжала в Семей общалась с сыновьями Абая. На тот период правительство Алаш – надежда казахов. Все грамотные сыновья нации сплотились вокруг этого правительства. Центром был Семей. Невозможно представить Семей без сыновей поэта. Турагул познакомился и впоследствии близко сдружился с Алиханом, Ахметом, Миржакипом. В 1917 году, когда образовалась партия Алаш, Турагул стал членом Семипалатинского областного комитета.
В 1922 году, когда были арестованы в Семипалатинске Алихан и Миржакип, Турагул тоже провел в тюрьме четыре месяца. После освобождения он ни с кем не общался, жил в своем доме в Акшокы и занимался писательством. Ученые говорят, что приведенные выше переводы Турагул перевел и опубликовал по совету Алихана. В 1927 году все его переводы были изданы книгой. Это еще раз доказывает, что когда вопрос касался просветительства, то партия «Алаш» работала сплоченно вокруг одной цели. Известно, что и другие деятели Алаша писали научные книги, каждая из которых стала основополагающей в казахской науке. Но мы до сих пор не можем ввести в научный оборот наследие деятелей Алаша. Лишь используем термины по языкознанию, теории литературы Ахмета Байтурсынулы и то не в полной мере. Причины этого приведены в статье об Ахмет Зейнолла Кабдолове.
Весной 1927 года Тураш снова был арестован и после освобождения в 1928 году он был сослан в Шымкент. От братьев, рожденных от старшей матери Дильды, не осталось никого. Родного брата Мекайыла арестовали в 1931 году, и в одну ночь без суда и следствия расстреляли его и других 70 человек. В живых не было и Изкайыла. В том же году был расстрелян и Шакерим. Тучи сгущались.
Дочь Тураша Акыш 1 июня 1985 года написала письмо Кайыму. В нем она пишет о последней встрече отца и Ауэзова, о том, что все родные умерли в гонениях, на войне и заканчивает письмо горестными раздумьями: «ақыры біз біткен ауыл болдық қой…».
Особенно тяжело воспоминание покойной Макен апа, дочери Турагула, о его кончине. «...В 1934 году он сильно болел. Однажды, когда пребывал в тяжелом состояний, я не выдержала, сильно заплакала и со слезами на глазах спросила: «Теперь и ты умрешь?». Тогда он поднял голову и сказал:
- Ты говоришь мне не умирать, что равносильно проклятью. Я собираюсь умереть на твоих руках. Иначе меня убьют в тюрьме».
- Что вы говорите?!
- Узнаешь позже.
И больше ничего не сказал. Его слова сбылись в 1937-м году. Дядя Тураш умер 6 марта 1934 года, в возрасте 59-и лет. Похоронили в мусульманском кладбище в центре Шымкента. Позже на месте кладбища был построен химзавод. Когда собирались строить завод не было близких людей, кто перезахоронил бы останки Тураша, так он и остался под заводом. В то время мы переехали из Шымкента в другое место», - вспоминает она. Так умер последний потомок, который получил воспитание Абая.
– Судьба Абая, особенно судьба потомков Абая очень тяжела, трагична. Сейчас кто-нибудь остался из его потомков?
– Согласно шежире из потомков Абая, правнук Акылбая Айдар Акылбаев проживает в Актау. У него есть сын Данияр. Из мужского рода остался только он. Кроме него есть Кульзипа Ысрайылкызы (родилась в 1925 году), проживает в Зайсане. Она – дочь, сына Акылбая Ысрайыла. Сестры Ишагы (1922 г.р.) и Газел (1925 г.р.) Жагыпаровы. Они дети Жагыпара, сына Магауии.
– Благодарю за беседу! Желаем Вам дальнейших изучении наследия Абая.