Волосы имели особое значение в истории разных народов. Древние индейцы верили, что волосы придают силу их владельцу, а потому состригать их означало лишить себя силы. По одной из версий, именно поэтому они считали, что, снимая скальп с побежденного врага, они лишали его мощи. Похожего поверья придерживались в Древнем Египте и Полинезии. Там, дабы не навлечь на ребенка беду, оставляли прядь волос, который состригали в день его совершеннолетия. Подобные традиции существовали и у народов, населявших Великую степь. Портал Qazaqstan Tarihy расскажет о традиционных прическах казахского народа и их значении
Наши предки, особенно представительницы женского пола, уделяли большое значение волосам. Для женщин волосы всегда считались атрибутом красоты, о чем свидетельствовали многочисленные примеры устного народного творчества. В народных произведениях красоту девушки судили по длине волос. Так, в произведении «Ой көк» есть строки, которые четко описывают отношение народа к волосам:
«Ақ үйден бір қыз шықты көзі күлген,
Үстінде дүрия көйлек шәймен бүрген.
Сол қыздың слулығын мен айтайын,
Шашын он күн тарап, бес күн өрген»
В сказках «Құламерген» и «Аламан мен Жоламан» красота героинь-девушек во многом определяется длиной их волос. Возможно, поэтому в прежние времена среди казахских женщин были распространены имена Алтыншаш, Карашаш, Коланшаш, Сулушаш и т.д.
Казахские девушки уделяли особое внимание не только длине, но и здоровью волос. Они мыли их специальным мылом, т.н. «қара сабын», изготовляемым из растений по особому рецепту. Осенью девушки собирали лебеду, перекати-поле, полынь или саксаул, сушили и жгли их, а оставшуюся золу кипятили в воде. Полученный белый порошок смешивали с продуктами животного происхождения и лепили мыло, в которое иногда добавляли шашмай, который изготовляли отдельно из смеси яичного белка и сливочного масла.
Отдельной строкой можно отметить предметы бижутерии, которые украшали волосы девушек, в т.ч. шашбау, шолпы, шашкап и другие.
Что касается стрижки волос, то для молодой девушки это было равнозначно лишению руки или ноги. У народа даже было проклятие «Шашың кесілсін!», что в полной мере отражает серьезность отношения казахов к волосам. Потому волосы девочкам стригли единожды – на сороковой день со дня появления на свет. В этот день стригли т.н. «қарын шаш» (или «кіндік шаш») - волосы, появившиеся у ребенка в утробе матери, еще до рождения.
Мальчиком также наголо выбривали голову, но в отличии от девочек, которым оставляли две пряди волос по обеим сторонам головы («тұлым»), им оставляли одну прядь волос на макушке («айдар»), которые не стригли до достижения ребенком тринадцатилетнего возраста.
Говоря об айдаре, нельзя не упомянуть сведения, описанные историком и хазароведом Михаилом Артамоновым «Очерки древнейшей истории хазар» (1936). Помимо жизни и быта хазар, Михаил Илларионович обратил особое внимание на их внешний облик.
«Нельзя пройти мимо еще одного признака, указанного «Историей агван» относительно хазар, а именно, обычая заплетать волосы в косы. В одном месте этой «Истории…» джебу-каган назван предводителем звероподобного народа косоносцев, в другом, характеризуя племена и народы, подвластные «царю севера», автор сопоставляет бреющих головы и носящих косы, и, наконец, в третьем, описывая штурм хазарами Дербента, сообщает, что они устремились в бой в «образе женщин с распущенными волосами»
«Письменных известий о способе ношения волос у хунну у нас нет, но зато в китайских источниках упоминается сяньбийское племя косоплетов Тоба, сведения о котором относятся к III-IV векам. Кроме того, известно, что восточные сяньбийцы оставляли пук волос на голове, тогда как западные, так же как ухуанцы, брили голову. Потомками сяньби считаются амдоские племена Восточного Тибета, среди которых до сих пор существует обычай заплетать волосы в косу, тогда как соседнее население кос не носит. Общеизвестно о ношении косы маньчжурами. В XVII веке, после покорения ими Китая, коса была распространена и в этой стране. Далее, косу носят коряки, тунгусы, алтайцы и теленгеты. Кроме того, она известна у енисейских остяков, которые до сих пор называют себя «ди», что значит «люди», и считаются остатками народа, населявшего некогда не только северную, но и южную Сибирь, называвшегося у китайцев динлинами и носившего косу»
Кроме того, он, ссылаясь на сведения Феофана, рассказывает об аварских послах и их «волнистых волосах, заплетенных в косу», которым так удивились жители Константинополя в 558 году. Историк Прокопий, живший в VI веке, рассказывая о прибывшем в Константинополь цирке, писал: «Они стали стричь их не так, как другие римляне... Они обрезывали волосы на голове спереди до висков, а сзади оставляли висеть их длиннейшими косами без всякой надобности, как это делают массагеты. Эта мода называется поэтому гуннской».
«Заплетение волос в косы мужчинам, известное в Америке, в Старом Свете, прослеживается с древнейших времен и до настоящего времени только в Азии. Большая часть народов Восточной Европы, носивших косу, не является исконным населением этой страны и передвинулась сюда или из Азии, или из крайних восточных пределов Европы, в историческом и культурном отношении тесно связанных с соседними азиатскими областями. К числу их относятся половцы, венгры и авары».
По словам этнографа Таттигуль Картаевой, эти пряди неостриженных волос, оставленные детям, служили своеобразным оберегом. Конечно, впоследствии волосы отрастали и их заплетали в косички. В новообразованные косички позже стали вплетать декоративные камешки и украшения, что дало рождение выражению «алтын айдарлы ұл».
По одной из версий, айдар отращивали у детей из зажиточных семей, которые чаще иных подвержены сглазу. Это позволяло определить принадлежность ребенка к определенному социальному классу.
Также существует мнение, что подобному обряду подвергались не все младенцы, а лишь рожденные слабыми, хилыми, а также те, чьи матери уже пережили неудачные роды и прерванную беременность.
В наши дни айдар встречается намного реже, чем в прежние времена, но традиция жива. Сейчас, впрочем, как и прежде, ребенку, которому исполнилось сорок дней, бреют голову. Право отстричь первую прядь волос во время обряда айдар доверяют самому старшему и самому уважаемому человеку в роду. Он, по обыкновению, говорит бата, желая ребенку долгой и счастливой жизни. Оставшиеся на макушке волосы символизируют своеобразный оберег, отращиваются, а позже заплетаются в косичку. В доисламские времена сбривать волосы ребенок имел право в момент наступления половой зрелости, в тринадцать лет, но после распространения ислама на территории Казахстана обряд сбривания айдара начал происходить намного раньше. Сейчас же айдар сбривают, когда ребенку от трех до семи лет, сразу после обряда обрезания.
Айдар и сейчас особая традиция, оставшаяся нам от предков-кочевников, веривших в высшие силы. Этот обряд пережил тысячелетия и остался одним из немногих традиций, которые связывают современность с периодом тенгрианства.