На протяжении столетий казахская степь воспитывала в своих сынах ценности гостеприимства. Во многом из-за этого, казахи веками благодушно принимали на своей земле переселенцев как во времена имперской администрации, так и в период строительства советского общества. Контакты казахов с татарским народом отличались особой теплотой. Портал Qazaqstan Tarihy расскажет о некогда единой тюркской общности казахов и татар, которые всегда рассматривали друг друга детьми одной семьи
В статье использованы материалы исследования Зуфара Махмутова, приведенные в книге «История татар Астаны (XIX – начало XXI века)»
Согласно Татарской энциклопедии, примерно с середины VII века до середины XI века на территории от бассейна реки Иртыш до Уральских гор существовал Кимакский каганат, чье основное население считается предками татарского народа. Позже этот регион входил в состав Дешт-и-Кипчака. С приходом кочевых монголов этот край был включен в левое крыло Золотой Орды («Кок-Орда»), а после распада на ее месте возникли Ногайская Орда и Казанское Ханство.
В ходе завоевательных походов Ивана Грозного в 1552 году пало Казанское ханство, а в 1557 году Ногайская Орда признала зависимость от русского царя. Политика Ивана Грозного по христианизации населения, по мнению татарских историков, спровоцировала миграционные процессы с насиженных земель. По мнению исследователя Грифа Хайруллина, появление первых татар на территории Казахстана было обусловлено именно этими миграционными процессами. Между тем, историк З. Махмутов считает, что татары в процессе первой волны миграции не достигли Казахстана:
«…На наш взгляд, данная миграция могла быть несколько опосредованной: татары переместились на более близкие, чем казахские степи, территории и лишь потом, в более поздний период, оказались на современной территории Казахстана…»
Считается, что именно татары вместе с казаками основали Уральск, известный в прошлом как Яицкий городок. Два столетия спустя, в первой половине XVIII века, татары стали осваивать приграничные с Российской империей территории Казахской степи.
«…Казахские ханы в своей подавляющей части не знали тюркского литературного языка, не говоря о русском, и поэтому нуждались в татарских толмачах не только для прочтения и перевода русской дипломатической корреспонденции, но и для контактов со среднеазиатскими ханствами и Ираном, переписка с которыми осуществлялась на татарском языке».
«История Казахстана в документах и материалах»
Одной из ключевых причин массового заселения татар историки называют присоединение к Российской империи территорий Младшего и части Среднего жуза в 1730 году. Новые неосвоенные территории и существенные различия между русским и казахским народностями в языке, религии и образе жизни натолкнули царскую администрацию на использование татарского населения в качестве посредников в отношениях с казахскими ханами. Кроме того, сами татары также были заинтересованы в предлагаемой им роли: таким образом они могли открыть для себя новые рынки для занятия купечеством, а также избежать призыва на военную службу Российской империи, неподъемных налогов при занятии предпринимательством и насильственной христианизации.
Так, во второй половине XVIII века татары стали массово заселять приграничные западные территории современного Казахстана и территорию Оренбургской области. В 1744 году недалеко от Оренбургской крепости появилось новое поселение – слобода Сеитовская. В ней, согласно «Истории татар», жило порядка 200 татарских семей, которые освобождались от рекрутской повинности, получили право исповедовать ислам и строить мечеть. В Российском государственном архиве древних актов сохранилась запись, что уже в 1747 году в слободе Сеитовской проживало 996 татар мужского пола. Позже, именно из Сеитовской слободы татары стали расселяться вглубь Казахстана в качестве мулл, толмачей и купцов. Так началось заселение татар на территорию Казахстана.
За эти годы между казахами и татарами сложились крепкие кровнородственные взаимоотношения. Известный поэт и философ Асан-кайгы родился около 1370 года в Волжской Булгарии, которую заселяли татары. Он учился в Казани, а позже стал советником основателя Казанского ханства и основоположника Касимовского ханства Улу-Мухаммед хана. По мнению основателя Ассоциации татарских и татаро-башкирских общественных и культурных центров Казахстана «Идел» Мурата Каримова, мать Асан-кайгы Сабира была младшей сестрой Улу-Мухаммед хана.
Историк Зуфар Махмутов, в свою очередь, говорит о казахском происхождении правительницы Казанского ханства Сююмбике. Она была дочерью бия Ногайской Орды Юсуфа. В 17 лет Сююмбике вышла замуж за Джан-Али хана, а в 20 лет – за Сафа-Герей хана, после смерти которого два года правила Казанским ханством в качестве регента.
Исследователь Мурат Каримов, исследуя взаимоотношения казахов и татар, провел исследования поэм и эпосов про Шора батыра. В частности, историк рассказывает, что матерью Шора батыра была татаркой:
«В одном из поединков Шора одолел сына крымского хана и его отец Нарык, опасаясь мести, принимает решение отправить его на территорию нынешнего Татарстана, который входил в состав Казахского ханства. Перед отъездом он сделал наказ своему сыну спросить разрешения и проститься со своей матерью, которая, как приводится в первоисточниках, качала его в подвесной колыбели (бесік). Я сразу отметил для себя, что подвесной бесік был только у татар. У казахов был простой бесік. Исходя из этого, я сделал вывод, что мать Шора батыра была татаркой»
Мурат Каримов также отметил, что дальними предками Махамбета Утемисова вполне могли быть татары. Историк рассказывает, что прадеда Махамбета звали Мари, татарин, служивший проводником научно-исследовательской экспедиции под командованием Александра Бекович-Черкасского. Целью этой экспедиции, снаряженной Петром I, была попытка склонить хивинского хана Шергазы в подданство. Для этого Петр I выделил в распоряжение А. Бекович-Черкасского около четырех тысяч солдат, две тысячи яицких и гребенских казаков и 100 кавалеристов. Согласно М. Каримову, Мари предупредил хана о надвигающейся угрозе, сел в тюрьму, а позже бежал вместе с казахом по имени Жайык в сторону Западного Казахстана, где взял в жены казахскую девушку. Напомним, что М. Утемисов был одним из руководителей восстания казахов в Западном Казахстане в 1836-1838 годах.
Еще одним казахом, связавшим судьбу с дочерью татарского народа, был Жангир-Керей хан, сын Букей хана, основателя Букеевской орды. Получив домашнее образование, Жангир-Керей по воле отца был отправлен в Астраханскую губернию, где воспитывался в семье губернатора Степана Андреевского. Позже, он продолжил обучение в Казани и взял в жены дочь оренбургского муфтия Мухамеджана Хусаинова Фатиму. К слову, во время правления Жангир-Керея произошло знаменитое восстание 1836-1838 гг. под руководством того самого Махамбета Утемисова.
Супруга известного государственного деятеля, Первого секретаря ЦК Компартии Казахской ССР (1964-1986) и члена Политбюро ЦК КПСС (1971-1987) Динмухаммеда Кунаева Зухра Ялымова тоже была татаркой. Она была дочерью атбасарского предпринимателя Шарипа Ялымова, который в годы Гражданской войны входил в состав колчаковской администрации. О его ненависти к большевикам и многочисленных побоях сокамерников в своей книге «Тернистый путь» писал Сакен Сейфуллин.
Один из известнейших дореволюционных казахских капиталистов Баймухамет Косшыгулов также был женат на татарке Мадине Максютовой. Купец занимался продажей пушнины и невыделанной кожи, бытовой химии, бакалейных товаров, имел конфетно-пряничной фабрикой. У Баймухамета и Мадины родились семеро детей, двое из которых позже выбрали национальность матери.
Другой акмолинский купец того периода татарин Вали Хальфин, наоборот, был женат на казашке Тауирбала Балкымбайкызы. Она заведовала продажей мануфактурных и галантерейных товаров, кустарным производством мужа. Ее семья принимала активное участие в работе городской управы Акмолинска и вкладывала большие средства на содержание пожарной службы, библиотек и больниц.
Столетия соседства и взаимопомощи донельзя сблизили казахский и татарский народы. Сейчас татарская диаспора Казахстана является второй по численности в мире, уступая лишь Узбекистану. Она расселена по всем областям республики и представлена крупными этнокультурными центрами, в которых каждый желающий может приобщиться к многовековой культуре татарского народа.